Премия Рунета-2020
Омск
0°
Boom metrics
Интересное13 марта 2023 11:40

Как помочь российским университетам и колледжам успешно работать

Об этом мы поговорили с основателем справочной системы «Информио» Павлом Чернышовым.
Источник:kp.ru

- Павел, вы больше 10 лет занимаетесь консультированием в образовании, а почему вы выбрали именно это направление? Оно так востребовано?

- Начну с последней части вашего вопроса – востребовано и очень. Образовательное законодательство очень нестабильно, каждый день издаются новые приказы, распоряжения и постановления, выходят новые методические рекомендации и указания. И разобраться быстро во всём этом, порой, крайне сложно. Я столкнулся с этим в 2008 году, когда преподавал в филиале ОмГУПС. Начал разбираться и понял, что нет единой базы по образовательному законодательству, нельзя получить грамотную консультацию по организации работы университета. А это очень важно, как на этапе приёма на учёбу, так и в процессе обучения, перевода, выпуска готового специалиста – множество тонкостей, которые знакомы не каждому профессионалу-управленцу в образовании.

Мне было 24 года, я недавно закончил вуз и решил взяться за эту проблему. Так и появилась моя система «Информио» – сначала это был справочник для методистов. Потом появился сайт-справочник, чуть позже появились онлайн-консультации, журнал, я начал проводить конкурсы для педагогов, вузовских пресс-служб. Головной офис переехал в Москву, открылось несколько филиалов по России. Но первоначальные цели остались прежними – помогать российским университетам и колледжам, делать всё, чтобы они успешно работали.

- И много консультаций у вас?

- У меня больше 1700 клиентов по всей России – от самых маленьких колледжей до федеральных вузов. В день приходит до 60 вопросов от них. На каждый вопрос я со своими методистами я должен дать верный ответ в течение суток, такое у нас правило. И выходит, что за год надо решить около двух тысяч ситуаций. Иногда простых, а, зачастую, сложных. И связано это всё с особенностями образовательного законодательства.

Несколько лет я отбирал наиболее интересные вопросы и ответы – они сложились в небольшую серию книг с советами вузовскому менеджменту. Книги есть в крупнейших российских библиотеках, в том числе и вузовских. Так что при наличии интереса к этой теме можно понять, что же на самом деле ставит управленцев из образования в тупик, ну и самим избежать проблем.

- Павел, в конце февраля было озвучено Послание Президента Федеральному собранию и там было сказано про реформирование российского высшего образования. Что вы об этом думаете как ведущий российский эксперт образовательного пула?

- Был заявлен отход от Болонской системы, при этом само решение прозвучало пока очень неопределенно – некая форма обучения от 4-6 лет, но магистратура остается. Экспертному сообществу ясно, что эта часть послания писалась профильным Минобрнауки, которое постаралось оставить себе максимум пространства для маневра. На самом деле этот вопрос требует всестороннего изучения и осмысления.

Есть четыре элемента, требующих решения. 1. Деградирующее, просто критически, школьное образование – низкие зарплаты, вызывающие катастрофический дефицит учителей в стране, низкое качество образования в педвузах, нежелание молодёжи связывать себя с педагогикой. Порой вузам приходится «проходить» школьную программу на первых курсах, а это потерянное время и деньги. 2. Из программ надо убрать лишнее – ОК, ОПК и всё не связанное с будущей профессией. Вузам нужно воспитать профессионала своего дела, а не спортсмена-общественника широкого профиля. 3. Преподаватели высшей школы перегружены аудиторной нагрузкой и самыми разными отчётами, а ведь нужно же ещё и наукой заниматься. От этого сильно страдает качество. 4. Отсутствие реальной автономии университетов и децентрализации управления внутри вузов. Ни одну проблему вузы не могут решить самостоятельно, без оглядки на министерства. И как итог – пока мы не решим эти проблемы, мы можем называть программы как угодно, но на результате это не отразится.

- Складывается впечатление, что у нас всё плохо в образовании…

- Нет, конечно же. У нас есть отличные преподаватели – каждый день в «Информио» приходят статьи и разработки преподавателей и студентов со всей страны. И видно, что люди «болеют» за образование.

Несколько лет назад мы создали комиссии Национальную ассоциацию научно-педагогических и методических сотрудников организаций высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования «Эксперты в образовании» (ваш покорный слуга её возглавляет – улыбается). Ассоциация работает с министерствами и институтами, предлагаем пути решения насущных вопросов. Да, это всё не быстро, но мы движемся к тому, чтобы вновь гордиться нашим образованием.

- А что нужно российскому образованию?

- Больше «университетских свобод» и улучшение финансирование – это в первую очередь. Вузы должны сами решать большинство своих задач, а не ждать подсказки сверху – у кого закупать оборудование, кого привлекать к лекциям. Очень важно избавится от формальных показателей – одно качественное исследование значимей десятка формальных. Ну и нужно дать образованию работать спокойно, без этих неимоверных по количеству отчётов, постоянно приходящих циркуляров. Уверен, что если их перестать присылать хотя бы месяц, вузы и колледжи вздохнут свободнее. А если не трогать их с этим год – атмосфера в образовании станет намного спокойнее.

Справка КП

Павел Чернышов, 39 лет. Генеральный директор ООО “РИНФИЦ” (г. Москва). Ведущий российский эксперт в области образования, основатель справочной системы «Информио», автор нескольких книг и учебников. Работает в сфере образования более 15 лет.

Действующий член Союза Журналистов России. Женат, сын Сергей.

Текст: Лариса ЛОСКУТОВА.