Премия Рунета-2020
Омск
+11°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
12 апреля 2022 10:15

«Три вопроса Вадиму Кормильцу - 3»: Глава омского дептранса о главных изменениях в подвижном составе и автомобильных заторах

Главный транспортник Омска рассказал о хордовых, центральных и магистральных маршрутах и пробках на улицах города в пиковое время
В центре города станет меньше маршрутных такси, их переместят на окраины.

В центре города станет меньше маршрутных такси, их переместят на окраины.

Фото: пресс-служба администрации города Омска

Продолжаем серию публикаций «Три вопроса Вадиму Кормильцу». Сегодня спрашиваем главу департамента транспорта администрации Омска о хордовых, центральных и магистральных маршрутах и пробках на улицах города в пиковое время.

- Вадим Геннадьевич, в СМИ недавно шла речь о том, что в центре города после обновления маршрутной сети будут ходить вместительные автобусы большого класса, а малый класс будет постепенно переводиться на периферию. В чем смыл такой инициативы?

- В новой маршрутной сети априори задумано, что магистральные маршруты будут прокладываться по основным улицам и обслуживаться автобусами большого класса. Подвижной состав меньшей вместимости должен выполнять подхватывающую функцию и работать на подвозящих и хордовых маршрутах. Такую логику диктует, прежде всего, экономическая целесообразность. С большим пассажиропотоком в центре справится транспорт большого класса, при этом автобусы не будут ездить полупустыми. Машины среднего и малого класса вполне справятся с относительно небольшим периферийным пассажиропотоком, при этом маршруты также будут оставаться рентабельными.

Маршрутная сеть должна получиться интересной и выгодной для всех – в том числе пассажиров, потому что на всех направлениях пассажир имеет возможность получить все льготы и может использовать транспортные карты для расчета. У него сохраняется право бесплатно пересесть в другой автобус в течение 45 минут.

Выиграют не только пассажиры общественного транспорта, но и город в целом. Мы можем освободить центральную часть Омска от огромного количества «маршруток». Вы сами, наверное, видите, что многочисленные автобусы малого класса создают излишнюю нагрузку, а в результате транспорт выстраивается в очередь для заезда в остановочный «карман». Хотим разгрузить центральные магистрали и тем самым увеличить скорость передвижения по городу как общественным, так и личным транспортом.

- Почему у нас так мало магистральных маршрутов? Хотелось бы больше.

- В настоящее время у нас 5 магистральных маршрутов – 4 троллейбусных – 3, 4, 15, 67 и автобусный №22. Эти маршруты работают с 6:00 до 23:00 и интервал движения в часы пик составляет не более 10 минут. Естественно, что пассажиры ценят такие параметры. Анализ эффективности магистральных троллейбусных маршрутов показал, что пассажиропоток на них за два года увеличился на 42%.

Департамент транспорта ставит перед собой задачу увеличения количества магистральных маршрутов, но пока для полной реализации задуманного муниципалитету не хватает бюджета. Планы предполагают дальнейшее обновление подвижного состава, но сейчас в силу объективных обстоятельств к этому нужно подходить с определенной долей осторожностью. Обновления никто не отменял, но в последние годы его интенсивность была так высока, что удержать эту планку будет довольно проблематично. Напомню, что только в 2018 году для Омска было разово закуплено сразу 220 автобусов. Позже в муниципальном предприятии «Электрический транспорт» появилось 62 современных троллейбуса «Адмирал». В 2021 году парк «Пассажирского предприятия №8» пополнился 51 автобусом марки ЛиАЗ работающим на компримированном природном газе (метане).

Администрация города, департамент транспорта планируют дальнейший переход с автобусов малого класса на большой и средний класс, но озвучивать детали пока рано.

- Как городские власти решают проблему дорожных пробок?

- По мнению специалистов, профессионально изучающих трафик в городах-миллионниках, в Омске транспортных пробок можно сказать нет. По уровню дорожных заторов мы находимся в одном из лучших положений в стране по итогам 2020 года. По индексу качества город стране занял 1 место, 10 баллов было присвоено по уровню загруженности, она невысока. Портал «Яндекс» говорит, что уровни балльности в разных городах – разные. Так 9-балльные пробки в Омске – это как 7-балльные в Новосибирске, а для Москвы это может составлять 5 баллов. Любое выпадение осадков увеличивает затор на дороге в среднем на 1 балл.

Несмотря на такие показатели, мы все равно стремимся к лучшему. Департамент транспорта постоянно проводит корректировку работы режимов светофоров. В 2021 году их было 125, если посчитать в среднем, то каждые три дня выполнялась та или иная корректировка. Не все были направлены на повышение пропускной способности дорог, часть выполнялась для повышения уровня безопасности, в том числе пешеходов.

При этом в прошлом году в Омске был испытан новый способ регулирования транспортного потока: так называемый «сброс». Это режим, когда, фаза зеленого свечения светофора для наиболее загруженного направления продлевается. Впервые мы выполнили «сброс» на перекрестке Булатова и Орджоникидзе в период пиковой вечерней нагрузки.

Как это выглядит на практике? Например, обычное время горения зеленого составляет около 30 секунд, но этот интервала слишком мал, чтобы перекресток успели проехать все движущиеся по направлению автомобили. Поэтому следующие две пятиминутки производится продление длительности зеленой фазы еще на 30 секунд.

В общем, метод опробовали с положительным результатом. В течение пяти минут добились освобождения всего участка Булатова от Герцена до Орджоникидзе. Сейчас на очереди – реализация сброса по улице Гусарова и Булатова-Герцена, улицам Богдана Хмельницкого и Лизы Чайкиной. Работы проводятся параллельно с перенастройкой светофоров, установленных на аварийно опасных перекрестках. По данным ГИБДД, в 2021 году таковых насчитывалось 61, и администрацией города утвержден комплексный план по ликвидации очагов аварийности.