Премия Рунета-2020
Омск
+3°
Boom metrics
Общество21 ноября 2017 13:51

Детские истерики: способ манипулирования родителями или средство выражения негативных эмоций – вся правда о детском плаче

Все дети плачут, в мире наверное, нет ни одного ребенка, который бы ни разу в своей жизни не залился громким плачем
Источник:kp.ru
фото: https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/deti/isterika_u_detey_chto_delat_roditelyam/#!

фото: https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/deti/isterika_u_detey_chto_delat_roditelyam/#!

Плач бывает разным, есть нытье, капризы, непосредственно плач, рев и истерика. При виде детских слез сердце сжимается не только у родителей, но и у всех окружающих, ведь мало кто может выдержать детское горе. Почему дети плачут? Связан ли детский плач с тем, что у ребенка что-то болит, или же он просто хочет привлечь таким образом к себе внимание? Стоит ли родителям боятся детских слез? Как правильно реагировать на детский плач?

Плач – естественная реакция младенца на внешние раздражители или внутреннее недомогание. Он является показателем того, что ребенок в чем-то нуждается. Первоначально плач означает, что малыш хочет кушать, спать, справить нужду, ему дискомфортно или больно, т.е. четкие физиологические потребности. Ребенок быстро усваивает, что ему плохо, он плачет, на плач приходит родитель, который не только устраняет дискомфорт, но и дает свое драгоценное для ребенка внимание. Этот механизм очень быстро укладывается в голове малыша, и он может использовать его и в дальнейшем для достижения того, что ему требуется. И чем старше он становится, тем шире границы его потребностей. Так как ребенок со временем начинает изучать отношения не только с предметным миром, но и с миром людей, то в скором времени он может применить тот же механизм плач и хныканье для того, чтобы добиться удовлетворения какого-то своего нефизиологического желания. Например захотеть еще пару долек шоколада и начать его выпрашивать. Когда эта тактика не принесет ему успеха, градус недовольства малыша может повыситься и вылиться в хныканье или же полноценную уродливую истерику.

Стадии истерики у ребенка.

1. Крик – малыш может громко кричать, не замечая ничего вокруг и не слыша того, что ему говорят.

2. Двигательное возбуждение - ребенок начинает кидаться вещами, топать ногами и даже падать на пол.

3. Рыдания – ребенок рыдает, смотрит страдающим взглядом.

Естественно, что главная цель хныканья – добиться родительского внимания и удовлетворения своего желания. Подобное раздражающее поведение очень быстро может закрепиться, так как взрослые на первых порах уступают ребенку, не думая, что это может быть закладкой привычки, или же чтобы он не терзал родительский слух своим нытьем. Жалобное или громкое, но неизменно изматывающее хныканье – один из самых раздражающих типов поведения детей. Тон хныканья, состоящий из невыносимой смеси плача и нытья, изводит. Иногда малыши применяют «оружие массового поражения» - растягивают слоги так, что они почти могут бить по лицу: « Пожа-а-а-а-алуйста!» или « Ну, па-а-а-а-па!». Ребенок быстро понимает, что этот механизм хныканья срабатывает безотказно и теперь будет его применять по каждому поводу, когда родители ему отказывают.

Пик такого поведения приходится примерно на 4 года, но закладывается эта модель раньше, да и продолжаться может даже в школьном возрасте. Конечно, хорошая новость все же есть – хныканью учатся, значит, от такого поведения ребенка можно отучить. И чем раньше родители начнут заниматься перевоспитанием ребенка, тем меньше вероятность того, что такое поведение перерастет в постоянную вредную привычку. Часто случается так, что дети начинают использовать эту тактику не только дома, но и устраивать публичные истерики. Наверняка каждый видел истошно вопящих в транспорте малышей, ревущего ребенка, которого мама буквально тащит от вожделенных кукол или шоколадок. Поэтому с таким малышом взрослые стараются как можно меньше выходить, чтобы тот не поддался соблазну устроить родительским нервам проверку на прочность. Кроме того, бывает, что в яслях ребенок ведет себя очень тихо, тогда как дома он может устраивать громкие истерики. Или они могут начинаться только в присутствии какого-то одного человека. Отсюда напрашивается вывод, что детские крики ориентированы на окружающих. Это – послания маленькой личности окружающим его людям и миру. Иногда текст таких посланий прозрачен и может быть легко разгадан внимательным родителем – капризничает, значит, хочет спать. Достаточно ребенка уложить спать, как он успокоиться и опять станет маленьким ангелом. Послание прочитано – потребность удовлетворена. Но не всегда все так просто, и требуется увидеть, в чем же действительная причина такого поведения.

Причины появления привычки

Естественные потребности. Сон, еда, питье, справление нужды – это самый верхний и самый легко читаемый пласт причин, почему же ребенок хнычет. Удовлетворение нужды прекратит такое поведение. Зачастую оно свойственно детям до 2-х лет. Затем оно обретает словесную форму, и ребенок может сказать о том, что же ему требуется. Если период хныканья затянулся, значит, у ребенка заторможено развитие или же он находится под гиперопекой родителей, которые тормозят его активность и любознательность.

Трудности с засыпанием и ночное хныканье. Часто дети хнычут перед сном, что тормозит засыпание, а также начинают плакать ночью. Причиной такого поведения может быть недавнее перевозбуждение, чему способствует просмотр телевизора, активные игры в вечернее время, слишком эмоциональные сказки на ночь, количество сна, которое малыш получил в течение дня.

Хронические или соматические болезни. Детские хныканья и плачи могут быть симптомом хронического или развивающегося соматического заболевания. Они будут сопровождаться ухудшением физического состояния ребенка: он может испытывать боль, удушья, ему может быть жарко, его может тошнить или бить озноб, но он не сможет сказать об этом словами, особенно если малышу менее 3-х лет. Испытываемый дискомфорт он будет демонстрировать при помощи изменения поведения – он может протестовать, вести себя очень непоследовательно, эмоционально противоречиво, возбужденно или, наоборот, заторможено. Поэтому внимательные родители должны насторожиться, если ребенок вдруг начал капризничать на ровном месте. Детская истерика в большинстве случаев требует наличия зрителей. Чем больше людей в этот момент находится рядом и обратит внимание на происходящее, тем быстрее ребенок получит то, что хочет. Поэтому реакция родителей на истерику и будет тем мерилом, прибегнет ли ребенок к данному методу в будущем.

Нарушение воспитания в семье. Часто детское капризное поведение может быть следствием различных видов нарушения воспитания в семье. В этом случае плач и хныканье может стать тем сигналом, который родители должны принять, верно истолковать и поменять в обращении с ребенком. Наиболее частыми нарушениями воспитания детей дошкольного возраста в семье являются гиперпротективная (разрешительная) методика и гипопротективная (запретительная) методика. Поистине чудовищные изменения характера малыша вызывает смешанный тип этих двух методик – когда родители, например, воспитывают в строгости, а бабушка позволяет абсолютно все. У ребенка не вырабатывается устойчивой модели поведения, он будет психологически растерян, ценностная шкала у него может нарушиться. Отсюда могут возникать истерики, которые спровоцированы неудовлетворением родителями тех желаний ребенка, которые бабушка позволяет ему исполнять. Примером может служить способ питания ребенка у бабушки, которая заваливает драгоценного внука сладостями, и детское меню у родителей, которые включают туда уже невкусные для ребенка овощи и фрукты. Нарушением воспитания может быть и различная воспитательная ориентация родителей, ухаживающих за ребенком. Например гиперпротективная мама и гипопротективный папа. Гиперпротективный способ воспитания характеризуется полной свободой малыша, который практически не знаком со словом «нельзя». Поэтому любой запрет или «нельзя» может спровоцировать у него бурную реакцию, которая может продолжаться в течение нескольких часов. Иногда настойчивые попытки родителей сделать по-своему могут привести даже к истерическим припадкам. Припадочное состояние выражается в том, что у ребенка синеют губы, дыхание становится прерывистым, а движения становятся малоскоординированными. Такие реакции могут пугать взрослых, которые отступают и отказываются от попыток вернуть ребенка в рамки нормального поведения. Этим они лишь еще сильнее усугубляют его поведение. При таком типе воспитания ребенка трудно будет заставить ходить в детский сад или школу. Проблемы в образовательных учреждениях или в отношениях со сверстниками будут вызывать стойкое нежелание туда идти, а родителям придется бороться с этим.

Гипопротекция, когда ребенку все запрещается, в своей крайней форме ведет к истощению адаптационных резервов малыша. Поначалу он будет пытаться соблюсти все правила и запреты родителей, но по мере взросления резерв послушания будет заканчиваться, а груз ответственности становиться больше. И тогда малыш может взбунтоваться, что приведет опять же к истерикам и слезам, которые будут сильно раздражать родителей со склонностью к запретительному воспитанию. Они будут пытаться применить свой проверенный метод – запретить капризничать, но ребенок и этот запрет будет игнорировать и противиться. Такой замкнутый круг не приведет к нормализации поведения ребенка и отношений в семье.

Психологический дискомфорт, связанный с внутрисемейной дисгармонией. Иногда капризничающий ребенок – это симптом внутрисемейной дисгармонии. Дети очень чутко воспринимают окружающую эмоциональную атмосферу, даже лучше, чем взрослые. И если она неблагополучна, а отношения между родителями и родственниками напряженные (традиционный конфликт свекрови и невестки, молодой отец, который не прочь погулять, и молодая мать, ищущая доказательства его неверности), то ребенок таким вот образом может давать понять, что он не хочет ссор между людьми составляющими пока его мир. И в этом мире плохо, ведь та душевная энергия, которая могла бы питать его и должна по праву ему принадлежать, тратится взрослыми на выяснение отношений между собой или на поддержание видимости нормальных отношений в семье. Естественно, что малыш этим недоволен и соответственным образом демонстрирует это недовольство. Именно поэтому дети часто и, на первый взгляд, необъяснимо перестают капризничать, когда приостанавливаются эти явные или скрытые военные действия, когда свекровь уезжает на дачу или когда отец отправляется в длительную командировку. Это не значит, что этот член семьи нелюбим ребенком – просто в его мире наконец-то наступает эмоциональная передышка.

«Кризис третьего года». Иногда за истеричное поведение принимается что-то иное. Например, кризис 3-го года у ребенка, когда у него начинает гиперактивно формироваться рефлексирующая анализирующая личность. Он начинает вполне закономерное исследование родительских реакций и мира, проверяя все на собственном опыте. Выглядит это примерно так: «Идти туда нельзя. А я пойду. Что она скажет? Кричит. Опять пойду. Что она сделает? Ага, тащит обратно. А я буду вырываться и опять пойду. Что она теперь сделает?». И таким образом ребенок будет исследовать любые свои возможности. Если в своих реакциях на такие исследовательские потребности малыша родители будут последовательны, они обговорят, как и на что реагировать, то через некоторое время ребенок освоит все многообразие реакций взрослых, будет четко представлять, что можно делать, а что не стоит при общении с каждым членом семьи. Именно через такое изучение реакций близких малыш и получает необходимый опыт, в том числе и по безопасности. Он не знает, почему именно окно открывать нельзя, но родители против, значит, так делать не надо. Только через некоторое время у ребенка сформируется осмысленное понимание того, почему нельзя открывать окно.

Также капризы и истерики могут быть следствием того, что родители игнорируют требования ребенка по личной самостоятельности. Его «Я сам!» они не воспринимают и продолжают выполнять за него все действия. Он не умеет чисто есть, хотя тянется к ложке, не может сам нормально завязать шнурки, но пытается каждый раз это проделать, после чего их нужно распутывать, рвется в детский сад, натягивая раз за разом штаны задом наперед, а при попытке все поправить, начинает кричать и злиться – это классическое проявление пробуждающейся самостоятельности ребенка. Родителям нужно внимательно наблюдать за тем, какие причины побуждают малыша злиться и плакать.

Физические и психологические способы борьбы с привычкой

Чтобы устранить причину вредной привычки такого рода, родителям нужно точно понять и проанализировать послание ребенка, передаваемое через плач, хныканье или истерику. Нельзя относиться к такому поведению как к очевидной попытке ребенка помучить родителей. Если причина в естественных потребностях, вроде сна или еды – нужно их удовлетворить, и тогда малыш будет спокоен. Если ребенок хнычет перед сном, плохо засыпает из-за этого или же начинает плакать ночью, то можно воспользоваться простым инструкциям:

• Нужно пересмотреть режим дня ребенка и попытаться перейти с двухразового дневного сна на один, но более продолжительный по времени;

• Может, нужно сдвинуть время засыпания;

• Обязательно проветривать комнату малыша перед сном, можно даже оставлять форточку открытой в теплый период;

• Предложить привлекательную игрушку для засыпания (гипоаллергенные с сыпучим наполнителем займут ребенка и успокоят);

• Можно попробовать использовать традиционные ромашковые или хвойно-солевые ванночки перед сном;

• Иногда мамы вешают у изголовья кроватки мешочек с успокоительной травой или используют аромалампы.

Если ночные хныканья остаются у детей старшего возраста, когда они уже могут внятно рассказать, почему плачут, то стоит расспросить его о причинах. Возможно, ему сняться страшные сны. Причиной такого поведения может быть и дневное перевозбуждение – посещение гостей, крупных магазинов, просмотр телевизора или мультфильмов. Также причины нервозности и плаксивости ребенка могут крыться в несдержанности родителей, которые слишком бурно реагируют на нежелательные с их точки зрения действия малыша. Для него такая связь может быть далеко неочевидной, но возникший из-за этого страх или напряжение может настигнуть ребенка во сне. Понятно, что нужно организовать ему более спокойное времяпрепровождение, строго дозировать информацию в виде мультиков или фильмов, вечером играть только в спокойные игры. В случае слишком бурной реакции взрослых, работа должна проводиться с ними, а не с ребенком. Именно они стали причиной его нервозности, поэтому должны научиться сдерживать свои реакции и эмоции.

Если малыш хронически болеет или имеет физический дискомфорт из-за такого состояния, который ограничивают его активность, подвижность и общение со сверстниками, то во избежание развития патологий характера родителям следует уделять ему больше внимания, компенсировать большим (по сравнению с обычным ребенком) количеством позитивных и развлекательных впечатлений. С ним требуется больше разговаривать, играть, показывать и объяснять подходящие по возрасту картинки, книги и фильмы.

Если причины хныканья и истерики другого рода, то нужно просчитать, что же пытается ребенок донести. И затем сказать ему то, как было понятно его послание родителям, и то, как родитель поступит. Если в ответ на такую жалобу малыша родитель не собирается удовлетворять его требование, то нужно обязательно ему об этом сообщить и пояснить причину. Например, что мама прекрасно понимает, что ребенок устал, очень ему сочувствует, но до дома еще два квартала, и их нужно пройти. А коляски нет, ведь малыш уже из нее вырос. И мама уверена, что такой большой ребенок сможет дойти до дома самостоятельно и без хныканья.

На ребенка нельзя кричать, как в стишке «Папа рявкнул: «Не орать!» Я свалился под кровать…». Такая реакция заставит его перевести свою агрессию из активного состояния в пассивное, что только ухудшит ситуацию с вредными привычками.

Если малыш захочет поправить родителя, внести какие-то дополнения или задать вопросы, то нужно его внимательно выслушать и обязательно похвалить за то, что он ведет беседу, проявляет интерес и конструктивизм.

Кстати, основной ошибкой взрослых бывает то, что они возражают ребенку, когда он говорит о своем состоянии. Он лучше знает, что испытывает, поэтому не надо подменять его чувства взрослой логикой. В дальнейшем такой образ мыслей может привести к очень неприятным последствиям, когда уже подросток не будет ориентироваться на собственные чувства, а будет смотреть на родителей или сверстников в поисках ответа. Полученный ответ редко совпадает с тем, что подлинно испытывает подросток.

Подбирать для капризничающего карапуза варианты тоже не следует. Ему остается только указать пальцем на самый выгодный из предложенных ему вариантов ответа: он устал, обидела бабушка, печенье хочет и др. В этом случае родитель не анализирует состояние ребенка и не видит его послания, а просто предлагает их ему на выбор. Поэтому нужно анализировать ситуацию, в утвердительном тоне сообщить об этом малышу и дать ему возможность согласиться с ним или же не согласиться.

Кроме того, чтобы действительно понимать, почему ребенок так себя ведет, ему нужно предложить другой вариант донесения до родителей своего желания. Нужно научить его выражать их не капризами или плачем, а словами. Единственным способом является разговор родителей о своих чувствах в присутствии ребенка. Начиная с 3-х лет, ребенок, приученный прислушиваться к себе и заявлять о своих чувствах, не встречающий возражений в описании того, что он сейчас чувствует, может рассказать о своем состоянии. Например, что он сейчас злится из-за того, что его кошка поцарапала, и через пару минут он позлится и перестанет, после чего придет к маме за утешением.

В случаях, когда пробуждается самостоятельность, имеет смысл хвалить ребенка за нее, за стремление расти и развиваться, отмечать его очевидные достижения. Чтобы помочь ему, нужно просто указать, что для завершения ситуации и для придания ей большей гармоничности необходимо сделать еще несколько действий. И показать ребенку, например, как правильно завязать шнурки. Обычно дети в возрасте 3-х лет требуют именно признания их попыток, так как о реальной автономии и самостоятельности говорить рано.

Если эмоциональная неустойчивость все же проявила себя, то залогом успешной борьбы с ней будет единая воспитательная позиция всех членов семьи, принимающих участие в уходе за ребенком. Малыш легко приспосабливается к правилам в семье, если они едины и поддерживаются всеми членами семьи. Но если мама что-то разрешает, а папа это же самое строго-настрого запрещает, у бабушки разрешение можно получить в зависимости от ее настроения, у дедушки – от состояния его здоровья, а дядя просто не обращает на это внимания (и все это касается прыжков на диване) – то дети, естественно, будут капризничать. В таком случае семье нужно договориться о том, какие воспитательные позиции будут использоваться и какие вещи можно делать, а какие нельзя. Если прыгать на диване нельзя, то этого должны добиваться от ребенка все участвующие в его воспитании. Через некоторое время эмоциональная нестабильность в виде истерик по поводу невозможности прыгать на диване и другим действиям будет устранена.

Кстати, компромиссов и поблажек малышу делать нельзя. В этом отношении необходима последовательность в утверждениях и требованиях, направляемых ребенку одним и тем же членом семьи. Вне зависимости от настроения, состояния здоровья или проблем на работе, если однажды родитель запретил что-то, то пусть это «нельзя» дальше будет работать. А если разрешил – то нужно до конца следовать своему разрешению. Это приучит ребенка к последовательности и к тому, что нужно отвечать за свои слова и обязательства. Поэтому если было сказано перед выходом на прогулку, что сегодня шоколадку покупать родитель не будет, то он должен придерживаться своего решения несмотря на все уговоры. Если сделать малышу уступку, то он поймет, что при каких-то неясных обстоятельствах от родителя все же можно допроситься шоколадку капризами. И будет настойчиво выяснять эти обстоятельства и добиваться своего, применяя капризы, хныканье или истерический плач.

В борьбе с уже закрепленным хныканьем нужно руководствоваться четырьмя принципами.

1. Нужно установить абсолютную нетерпимость к нытью. Если хныканье не остановить, то через какое-то время оно может перерасти в привычку перечить и дерзость, которую также можно использовать для получения желаемого. Лучшим способом борьбы является нетерпимость к хныканью. Родитель должен совершенно отказаться выслушивать просьбы, произносимые ноющим тоном. Нужно реагировать на фразы, произнесенные нормальным тоном. При первых же звуках жалобной интонации в голосе ребенка нужно твердо прекратить это, сказав, что родитель не будет слышать нытье, а обратит на его слова внимание только тогда, когда малыш успокоится и начнет нормально говорить. Можно даже отвернуться от ребенка и не обращать на него внимания. И только когда хныканье прекратиться, можно заговорить с ребенком и сказать, что его выслушают и помогут. Главное – не высказывать раздражения и не бросаться сразу исполнять просьбу.

2. Нужно демонстрировать нормальные интонации. Можно начать говорить с ребенком спокойным тоном, объяснив, что хныканье неприемлемо, объяснив, что тон, которым малыш пытался говорить, назывался хныканьем, и что родитель будет слушать его тогда, когда он будет говорить нормальным тоном. Можно демонстрировать ребенку, как звучит его тон, и как он отличается от приемлемого спокойного голоса. Нужно его научить, что все просьбы должны говориться нормальным голосом.

3. Нужно установить правила поведения. Можно предпринять воспитательный шаг, который будет заключаться в том, что ребенку нужно объяснить, что теперь все просьбы, которые он произносил хныча, выполняться не будут. И так нужно реагировать на каждую попытку ребенка добиться своего при помощи истерик. Малышу нужно показать, что это правило нерушимо и никакие изменения его не коснуться, чтобы он не устраивал.

4. Введение штрафных санкций за продолжающееся хныканье. Это неудобно, может доставить множество хлопот, но отступать от этого правила нельзя. Естественно, что любая поблажка покажет ребенку, что он все же может добиться своего такими методами. В качестве штрафных санкций можно применить отказ играть с малышом, отказ в игре с другими детьми, уход вместе с ребенком домой. Не нужно проявлять негативных эмоций, применяя штрафы. Нельзя отчитывать ребенка, злиться. Нужно просто информативно донести до него, что он опять нарушил правила. Нужно не забывать и хвалить ребенка, что он не хнычет, пользуется правильным тоном, слушает родителя и помогает ему.

Материал подготовлен по данным: Ю.В. Потапова, М.П. Шаталина «Кризисы детского возраста: навязчивые привычки у детей».

Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».

«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.

Читайте так же на нашем сайте: «Отношения родители-дети», «Быть хорошим родителем - что это значит?», «Как родителям стать идеальными?».