Премия Рунета-2020
Омск
+23°
Boom metrics
НовостиОбщество4 июня 2024 3:04

От бюджета до электросамокатов: мэр Омска Сергей Шелест ответил на вопросы журналистов

Подробности самых важных тем пресс-конференции — в нашем материале
Источник:kp.ru
Фото: Владимир Казионов

Фото: Владимир Казионов

Хронический недостаток — около 30 млрд рублей

Ключевым стал вопрос о городском бюджете. По словам мэра, для города-миллионника ежегодно необходимо не менее 70 млрд рублей. Хронический недостаток омской казны составляет около 30 млрд. Причина — в налоговом и бюджетном законодательстве, в том числе в системе распределения акцизов, которые платят промышленные предприятия. — При этом Омск — лидер среди городов-миллионников по доле собираемых налогов в общей сумме налогов с регионов, — отметил Сергей Шелест. — В Омской области в 2023 году было собрано 309 млрд рублей, при этом Омск принес 289 млрд рублей. Обратно из этой суммы город получил всего 11,8 млрд. По итогам 2023 года доходы бюджета Омска составили около 41 млрд рублей. Из них около 16 млрд — это собственные доходы, еще 25 млрд рублей составили межбюджетные трансферты из областного и федерального бюджетов. Большая часть денег была израсходована на образование, содержание и строительство дорог, жилищно-коммунальную сферу, ликвидацию мусорных свалок, культуру, спорт и социальную политику. Нехватка доходов породила ряд проблем, которые требуют серьезных финансовых вложений. Это расселение аварийного фонда, капремонт домов 335-й серии, приобретение дорожной техники и пассажирского транспорта, строительство школ и детских садов, обустройство ливневок, озеленение и благоустройство, капитальный ремонт объектов социальной инфраструктур, строительство линий наружного освещения и исполнение судебных решений. — Исправить ситуацию возможно при участии федерального уровня, — подчеркнул Сергей Шелест, — В том числе при внесении изменений в федеральное законодательство.

Ремонт дорог

Как рассказал мэр, для ремонта городских магистралей используются все имеющиеся возможности: нацпроект «Безопасные качественные дороги», ресурсы Управления дорожного хозяйства и благоустройства города, у которого есть теперь собственный асфальтовый завод, проведение работ в рамках гарантийного срока подрядчиком. В целом в графике аварийно-восстановительного ремонта на 2024 год запланировано 479 объектов площадью более 356 тысяч кв. метров.

По нацпроекту в этом году будет отремонтировано 9 дорог: по улицам 60 лет Победы, 6-й Шинной, Маяковского, Заозерной, Коммунальной, Волочаевской, Омской, Гусарова, Театральной площади. Общая сумма финансирования составит около 712 миллионов рублей. Все ремонтные работы планируется завершить ко Дню города.

Строительство ливневок

— Это давняя проблема, которая не решалась из-за отсутствия средств. Долгое время город стоял перед выбором: заделывать на дорогах ямы, чтобы не было аварий, или строить ливневки. В приоритете, конечно же, оставалась безопасность, — рассказал Сергей Шелест. — Сейчас строительство ливневок на дорогах ведется, мы стараемся совместить его с проведением ремонта и реконструкции. Объемы не такие большие, как хотелось бы, все-таки эта работа требует значительных средств, но она ведется.

В 2022 году новая ливневая канализация была построена по улице 9-й Ленинской от улицы Стальского до улицы 25 лет Октября.

В 2022-2023 годах в ходе реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» ливневые канализации появились на улицах Крупской и дублере Лукашевича, вдоль транспортной развязки по улице 3-й Островской у Ленинградского моста.

До конца июля этого года больше километра ливневой канализации построят по первому этапу реконструкции дороги по улице Шаронова. Систему водоотвода протяженностью 3 907 м оборудуют в процессе реконструкции дороги по бульвару Архитекторов. Также строительство новой ливневой канализации длиной 4 962 м запланировано на улицах 10 лет Октября — Сыропятский тракт.

В 2024 году предусмотрено и обустройство 12 объектов открытой ливневой канализации. Они появятся на улицах Конева, 8-я Чередовая, 15-я Рабочая, Воровского и в других местах, где регулярно происходят подтопления.

Итоги транспортной реформы

— Сегодня мы видим, как перераспределились транспортные потоки, имеем рост пассажиропотока в муниципальном транспорте, новые прямые связи между улицами Маршала Жукова, Фрунзе, Булатова и другими районами города. И при этом основная проблема не в доступности транспорта, в отсутствии водителей. Как у наших предприятий, так и у частников, — подвел промежуточные итоги транспортной реформы Сергей Шелест. — Вспомните, как было раньше: едет по улице города практически пустой автобус в окружении 8-ми «Газелей». Такого больше быть не должно.

Решать кадровую проблему пытаются повышением заработной платы водителям.

— Сегодня водители ПП №8 получают в среднем 72 тысячи рублей. Также вводим меры соцподдержки, приглашаем на бесплатное обучение, в том числе женщин. В ближайшее время ожидаем поступления на работу 40 человек, которые отучились по нашему направлению, — рассказал мэр.

Повышение платы за проезд — необходимая мера

Один из самых острых и обсуждаемых вопросов — планируемое повышение стоимости проезда. Напомним, мэрия Омска выступила с инициативой поднять цену билета на 10 рублей. Если ее одобрят депутаты Омского горсовета, нововведение начнет действовать с 1 июля.

— Иначе транспортным предприятиям не выжить, да и для бюджета города это колоссальная нагрузка, — обосновал необходимость данной меры Сергей Шелест. — Если в 2019 году сумма дотации составляла 900 миллионов рублей, то в 2021 — 1,5 миллиарда, а в том году прогнозируется почти 3 миллиарда.

Глава города напомнил, что разница между экономически обоснованным тарифом, который утверждается РЭК Омской области, и стоимостью проезда компенсируется из муниципального бюджета. Стоимость проезда не повышалась в Омске последние 5 лет. Между тем экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров ежегодно растет из-за цен на ГСМ, запчасти и другие статьи расходов. На сегодня он составляет 50 рублей 21 копейку для автобусов и 68 рублей 60 копеек для электротранспорта.

— В Омске размер провозной платы в общественном транспорте сегодня ниже среднего по крупным городам России. Например, в Новосибирске, Красноярске, Екатеринбурге, стоимость проезда росла, начиная с 2022 года. Для сравнения, самый дорогой проезд в Казани — 42 рубля, на втором месте Краснодар — 40 рублей, далее Самара — 38 рублей, — отметил мэр.

Как рассказал Сергей Шелест, сейчас город ведет переговоры с одним из платежных сервисов, чтобы после того, как новые цены на проезд вступят в действие, предоставить омичам возможность оплачивать билет со скидкой.

Подготовка к отопительному сезону

Вспомнили журналисты и прошлогодние аварии на ТЭЦ-5 АО «ТГК № 11».

— Сибирским управлением Ростехнадзора была проведена внеплановая выездная проверка. По результатам выявлено 313 нарушений, выданы соответствующие предписания, — рассказал Сергей Шелест. — В настоящее время прокуратурой города Омска в судебном порядке решается вопрос о понуждении АО «ТГК № 11» устранить выявленные замечания.

Мэр Омска заверил, что этот вопрос у городской администрации на контроле. Уже летом будет создана комиссия по оценке готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному сезону 2024 – 2025 годов. Специалисты оценят все объекты, независимо от того, кому они принадлежат.

До наступления отопительного сезона ресурсоснабжающие организации проведут ремонтные работы. По данным мэрии, ТГК № 11 запланировала на эти цели 3,826 млрд рублей. На летнюю ремонтную кампанию АО «ОмскРТС» выделено 536,9 млн. «Тепловой компанией» ведется работа по ремонту и замене тепловых сетей, модернизации котельных.

— Поставлена задача максимально отработать проблемные участки, особенно в Октябрьском и Ленинском округах. В целом на ремонт предусмотрено 122 млн рублей. Мы, безусловно, рассчитываем и на возобновление Программы модернизации коммунальной инфраструктуры с 1 января 2025 года. Возможно, совместно с регионом нам удастся стать ее участниками и кардинально изменить ситуацию с теплосетями, — отметил мэр.

Будущее омских парков

Развитие, установка современных аттракционов и открытие новых локаций — так сформулировал мэр задачу, которая стоит перед руководством парка 30-летия ВЛКСМ.

— Хороший парк в целом, но устаревший. Была перестановка, мы были вынуждены снять директора. Сейчас есть плюсы, но достаточно и минусов. Добавлю, что очереди из тех, кто хотел бы взять на себя ответственность за развитие парков, нет, – отметил Шелест. Также глава города напомнил о ситуации с вырубкой деревьев, сейчас в ней разбираются следственные органы.

Что касается развития парка 300-летия Омска, то здесь город рассчитывает в том числе и на частных инвесторов. Чтобы территория обрела законченный вид, нужны большие деньги. Как рассказал мэр, первые отклики от потенциальных инвесторов уже есть.

— Пример такого успешного сотрудничества — частный парк «Вокруг света» на «Зеленом острове». Он стал точкой притяжения не только для омичей, но и для гостей из других городов, — отметил Сергей Шелест.

Ремонт школ

Ремонтные работы идут сейчас в 7-ми омских школах, еще столько же закроется на ремонт с 1 сентября. Сумма выделенных средств в рамках федеральной программы составит 2,8 млрд рублей. Как заверил мэр, дистанционного обучения из-за ремонта вводить не придется:

— Процесс перевода детей отработан, будем двигаться по такому же пути. Готовить в принимающих школах дополнительные кабинеты, временно вводить вторые смены. Если придется до школы ехать, есть механизм компенсации — 2 поездки в день в муниципальном транспорте.

Как отметил мэр, в процессе ремонта могут возникнуть разные ситуации. Пример — школа № 88, когда уже в процессе ремонта выяснилось, что здание на 90% придется перестроить.

— Сейчас у подрядчика на школе № 91 похожая проблема: правое крыло «поехало», и все будет зависеть от выводов проектировщиков, — рассказал Сергей Шелест. — В целом процесс достаточно сложный, мы на примере 75-й и 3-й школы увидели массу нюансов, но это тоже опыт.

О чем еще говорили на пресс-конференции