Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
12 октября 2021 11:58

«В пять лет дети не умеют пользоваться ложкой, а в четыре ходят в подгузниках»: Дневник воспитателя омского садика

Бывший фотограф устроилась работать с детьми и, кажется, нашла свое призвание (Часть I)
Воспитатель детского сада рассказывает, что хохочет на работе почти весь день.

Воспитатель детского сада рассказывает, что хохочет на работе почти весь день.

Фото: Мария ЛЕНЦ

Ирина (имя изменено) по профессии фотограф, преподавала искусство фотосъемки студентам. Но после декретного отпуска ее жизнь кардинально изменилась. Она поняла, что не готова разлучаться с дочерью ради работы. Получила еще одно образование и устроилась воспитателем в детский садик, куда ходит ее ребенок. И решила на условиях анонимности рассказать о том, что удивляло, бесило и радовало в этот год, полностью перевернувший ее жизнь.

О ВОСПИТАТЕЛЯХ

В основном все, кто работают в садике, идут туда целенаправленно. Они из этой структуры, потом дальше поднимаются по карьерной лестнице: воспитатель, старший воспитатель, руководитель – если повезет. И все – педагоги до мозга костей.

Так что у меня самое кардинальное изменение профессии. Я единственная, кто попал в сад залетными путями. Когда пришла, особо не рассказывала свою историю. Потом как-то на утреннике снимала своего ребенка и обмолвилась, что я профессиональный фотограф, долгое время работала в СМИ. Все смотрели круглыми глазами.

У меня есть коллега, у которой хорошо зарабатывает муж. Они построили двухэтажный коттедж, сделали там отличный ремонт, есть хороший автомобиль. Муж ей говорит: «Твои страдания на работе не стоят всего этого. Я тебе дам все». Но она продолжает работать.

Мои родственники тоже приходят в ужас, когда узнают, что я получаю 27 тысяч в месяц. Раз я работаю, должна приносить в семью доход. Но даже на полную ставку, с хорошим стажем, мне моей зарплаты не хватит вообще ни на что. Все на голом энтузиазме. Вот ушла с ребенком на больничный. Я знаю, что у меня аванс будет 4 тысячи, а зарплата – тысяч 11-12. Мне супруг говорит: «Ну зачем тебе это надо? Уходи!». А я не могу представить, как без этого всего жила раньше. Даже при такой мизерной зарплате, с той физической и моральной нагрузкой, которую мы испытываем. Можно, конечно, этого всего избежать. Сидеть в комфорте дома, готовить борщи мужу, воспитывать ребенка и не ходить на работу.

Как бы это банально ни звучало, я остаюсь в профессии из-за детей. Их энергетика, она другая. Я люблю своего ребенка, люблю детей, их непосредственность. Мне нравится с ними контактировать. Мне нравится, как они болтают, как они удивляются, учить их чему-то новому. Вот, например, бужу их после сна, они подходят и начинают меня обнимать. Один мальчик мне постоянно говорит: «Михална, я тебя люблю!». И я их люблю. Я за то время, что они ко мне ходят, очень к ним прикипаю. Ты их любишь - ну не как своего ребенка, разумеется, – но очень сильно. За каждого переживаешь. Я не знаю, как можно сказать: «Я не люблю детей!». Таким людям точно не надо работать в саду, им там не место.

ПРО ДЕТЕЙ

С ними же весь день хохочешь! Они и говорят смешно, и действия у них все забавные - то конфетку принесут, то еще что-то. Они это так робко делают, и ты понимаешь, что это такое внимание бесценное к тебе как к человеку. Одна девочка мне все время делает комплименты.

– Ирина Михайловна, вы почему такая красивая? – спрашивает.

– Не знаю, – говорю.

– Ммм, тоже не знаете? (Вздыхает) Загадка прямо!

Другой мальчик смущается мне что-то говорить. Он своей маме рассказывает, что Ирина Михайловна (имя и фамилия изменены) сегодня надела очень красивое платье.

Я считаю, что важно с детства прививать им восприятие красоты, эстетическое чувство, чтобы они понимали, как должен выглядеть человек. Мы с ними что-то обсуждаем, они рассказывают об этом дома. Мамы потом шутят, что они столько не знают, сколько им дети всего нового рассказывают после садика. То есть, ты человеку о чем-то говоришь, он это не просто запомнил, понял, но и смог донести до других.

О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ

Почти все родители относятся к воспитателям с уважением, пытаются поддержать. Например, с вечера попросишь купить бублики нам для конкурса. И вот мамочка бежит ночью в круглосуточный магазин, достает нам эти бублики и в семь утра уже несет.

Но бывает и потребительское отношение: «Вы должны!». Вот недавно один папа приходит, а ребенок у него единственный не одет. Он начал предъявлять претензии по этому поводу. Мальчик в подготовительной группе не умеет надевать колготки, и папа считает, что его этому должны учить воспитатели, а не родители. Через год ребенку в школу.

Некоторые дети в четыре года ходят в подгузниках! У меня в группе есть девочка. Ей 5 лет, и мама до сих пор кормит ее с ложечки. Сама она не умеет, и в детском саду абсолютно ничего не ест. Бывают дети, которые просто целый день пьют воду и едят хлеб, потому что их не устраивает еда. При этом они ходят в государственный детсад, родители оплачивают питание.

Детей не учат даже банальным нормам самообслуживания для их возраста. Важность раннего развития ребенка многие игнорируют. Вот на моем примере: дочери 4 года, я начала заниматься с ней с 8 месяцев. Давала ей сначала черно-белые, потом цветные картинки, чтобы у нее правильно развивался мозг. А с 9 месяцев надо заниматься мелкой моторикой, от этого зависит вся функциональная деятельность мозга. От этого зависит, как человек начнет читать и писать. Но сейчас в год ребенку дают планшет. Какая там мелкая моторика?!

ДЕТИ ТИК-ТОКА И ЮТУБА

У нас традиция: когда мы встречаем детей в понедельник после выходных или каникул, проводим утренние беседы, расспрашиваем, кто чем занимался на отдыхе.

– Здравствуй, Коля. Как прошли твои выходные, чем ты занимался?

– Я играл в планшет.

– А еще что делал?

– Я играл в планшет весь день.

Понятно, что все загружены, пять дней в неделю работают. На выходные отдых получается постольку-поскольку – есть и бытовые дела. Но это ведь полное пренебрежение интересами сына. Лето, ребенок все выходные играл в планшет и даже не вышел на улицу, не пообщался с друзьями! Периодически мама его кормила, и он снова садился играть.

Сейчас пятилетние дети поют песни из тик-тока. Все, что модно, они слушают. Дети ютуба и тик-тока, телефонно-планшетные. У них одна мечта: «вот я приду домой, мне дадут телефон», «я на выходных играл в папин телефон», «папа купил большой новый телефон», «а мне папа подарит новый планшет». Вот игра про бабку Гренни. Вирусное видео, как кто-то кого-то там бьет, режет, догоняет. Оно жестокое, страшное. Мне дочь рассказывает про нее, я говорю: «Давай не будем на эту тему говорить, я боюсь!». А дети отвечают: «Да это нестрашно!». И смотрят его поголовно. Каждый ребенок в моей группе знает, кто такая бабка Гренни. И из другого сада наши знакомые дети – все помешаны на этой бабке Гренни. А с ними теперь и я узнала, что это такое.

ДЕТИ ДЕТЕЙ

У нас есть 22-летняя мама. Ребенка хорошо одевают. Мама молодая, современная. Но морально еще не готова быть родителем. Она не учит его основам поведения, нормам. Общается с ним как подружка, как сестра. Обижается при ссорах и спорит, как с ровесником. Вечером, когда родители приходят за детьми, она спрашивает: «Ты хорошо поел?». И все. Больше ее ничего не интересует, домой они идут молча. Ребенок в саду 12 часов. И единственный вопрос, который интересует, не что его веселило или огорчало за этот день, не как он себя чувствует или чем занимался, а хорошо ли он поел.

Это общая проблема сейчас. С детьми не беседуют. Они даже не знают, кем работают их родители. У нас есть неделя, когда дети рассказывают о профессиях своих родителей, и большинство не могут рассказать, кем работают папа с мамой. (Продолжение следует)