Премия Рунета-2020
Омск
-6°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
1 февраля 2024 11:30

«Покупаю два-три автомобиля для реставрации одного, материалов - на 300 тысяч»

Автомобильный реставратор из Омска восстановил немецкий автомобиль 1939 года
Фото из архива Михаила Засорина.

Фото из архива Михаила Засорина.

На узенькую улочку обычного гаражного кооператива на окраине Омска выезжает брутальный красавец — довоенный «Опель Капитан». В черных дверях отражаются сугробы, а хромированные детали блестят так, что аж глазам больно! На фоне кирпичных стен с множеством покрашенных разной краской ворот этот «немец» из 1939 года выглядит как заблудившийся во времени странник. За рулем 73-летний полковник в отставке Михаил Засорин. На пенсии бывший военный увлекся реставрацией старинных автомобилей и теперь удивляет горожан «ожившими» раритетами.

Любимец бюргеров по цене металлолома

Этого «Опеля Капитана» Михаил Кузьмич присмотрел еще 15 лет назад. Нашел владельца, предложил выкупить за 70 тысяч рублей, но тот отказался — хотел восстановить сам, да так и забросил.

Фото из архива Михаила Засорина.

Фото из архива Михаила Засорина.

- Он думал, что все сделает по-быстрому. Не знал, что реставрация – работа длительная, кропотливая, не для слабонервных. Да и детали надо знать, где искать и как подбирать. В итоге это «Опель» у него лет 15 стоял на улице, а три года назад я его все же купил – уже по цене металлолома.

Но этой выгоде мастер не рад, за несколько лет под дождем и снегом от раритетного «Капитана» остался только проржавевший корпус, да немецкий шильдик. Все остальное Михаилу Засорину пришлось восстанавливать по найденным в интернете фотографиями и архивным хроникам:

- Пороги, днище, двери, крылья прогнили - менять пришлось почти все. Но мне повезло, ведь «Опель Капитан» был прототипом нашей «Победы» - ГАЗ М-20, а я их целых три восстановил. От «донорских» «Побед» оставались кое-какие детали. Взял переднюю подвеску, заднее сиденье и спинку – подошли идеально. Остальное - с других авто подбирал или сам изготавливал.Из родных деталей удалось оживить накапотный гребень и коробку передач.

Кузьмич с гордостью открывает багажник:

- Крышка откидывается на себя. А под ней спрятана запаска — такое решение есть только у этих «Капитанов».

В среднем на реставрацию одного автомобиля требуется около года, но все зависит от времени выпуска. Для реставратора самое ценное — найти именно «родные» детали.

- На отечественные машины уходит около трех месяцев: нашел жестянку, крылья и нет проблем. А для иномарок - крылья, двери, пороги - приходится изготавливать. Найти оригинальные детали почти невозможно, и они дорогие. У знакомого мастера только на стекла для фар ушло по 800 Евро. Поэтому делаю сам или подбираю из «донорских» отечественных авто.

Генеральский трофей

Михаил Засорин не только восстановил автомобиль, но и узнал, как «Капитан» оказался в Омске.

Фото из архива Михаила Засорина.

Фото из архива Михаила Засорина.

- После окончания Великой Отечественной войны наши вывозили трофеи. Генералам было разрешено брать автомобили, полковникам – мотоциклы, а майорам и лейтенантам – посуду, оружие. Получается, «Опель Капитан» мог привезти в Омск генерал. Ездил он на нем до 1965 года, потом продал сельчанину. Тот без проблем еще 20 лет прокатался и выставил на продажу. Так немецкий автомобиль попал к бизнесмену, а потом уже перешел ко мне.

Раритеты вывозят даже самолетами

«Опель Капитан» стал 20-ым в коллекции Михаила Засорина. Среди собранных им авто уже есть «Опель Адмирал» Кабриолет 1938 года, «Бьюик» C 40 1937 года, ГАЗ 12 «ЗИМ» Лимузин 1953-го, «Додж M Виктория 6» 1928-го, ГАЗ М-21 «Волга» 1960-го, «Шевроле Флитмастер» 1942 года и другие. Все - в отличном техническом состоянии и на ходу.

С восстановленными машинами мастер расстается без проблем, говорит, что самое интересное для него заканчивается, как только работа становится завершенной, ведь весь азарт — в процессе. Но ценители ретроавтомобилей устраивают охоту на такие сокровища и готовы платить хорошие деньги.

Большинство восстановленных Засориным авто приобрели для своих музеев частные коллекционеры и крупные предприятия.

Так, одна из нефтяных компаний «запала» на «Победу» 1949 года выпуска.

- Нефтяники создали свой музей и искали машину той марки, на которой руководство ездило в послевоенные годы. Увидели в интернете мою «Победу» и прислали представителя посмотреть – все подошло. В итоге купили за 1,5 миллиона. Подогнали АвтоВАЗ и увезли.

Самый дорогой автомобиль сейчас, говорит Михаил Кузьмич, ГАЗ-М1, который в народе прозвали «Черный ворон». Его цена от 3 до 6 миллионов.

- Я таких несколько восстановил и продал в Москву и на Север. Из Сургута прислали самолет Ан-12, загрузили мою «Эмку» и улетели. Представляете, сколько стоит эксплуатация самолета?

Правда, разбогатеть на реставрации не выходит. Чтобы восстановить одно авто, материалов требуется минимум на 300 тыс. руб. Одна банка краски стоит 1,5 тысячи, а их надо до 10. Наждачная бумага – 50 руб. лист, и так далее. Вот и получается: едва одна машина продана, как деньги от нее идут на следующую.

Сейчас у Михаила Кузьмича в работе два автомобиля: уже почти готов «Додж F13».

Фото из архива Михаила Засорина.

Фото из архива Михаила Засорина.

Но трофейного «Опеля Капитана» выставлять на продажу мастер не торопится. Признается, что хочет сам насладиться ездой по омским улочкам. Для этого нужно дождаться весны, а то возрастной «немец» может не выдержать испытание современными российскими зимними дорогами.

ИЗ ИСТОРИИ

«Опель Капитан» часто мелькает в военной хронике, и художественных фильмах. Немецкие офицеры любили машину за быстроту и экономичность. Максимальная скорость была бешеной по тем временам - 126 км/ч, а расход топлива составлял в среднем 13 литров на 100 км.

Впервые модель была представлена на Женевском автосалоне 1939 года. Над дизайном помогали работать американцы, поэтому «Опель Капитан» отличается особым шиком - необычная покатая крыша, двухсекционное лобовое, заостренная решетка радиатора с длинными горизонтальными планками, шестиугольной формы фары, багажник с вмонтированным запасным колесом. Только колесить выпущенным машинам пришлось по фронтовым дорогам.