Премия Рунета-2020
Омск
+13°
Boom metrics
Интересное27 июля 2017 11:27

Как выработать у ребёнка ответственность

Ответственность – одно из самых важных качеств человека
Источник:kp.ru
 

 

О том, как воспитать ответственность в ребенке, родители не задумываются, пока он не пойдет в школу, где на каждом родительском собрании учитель поднимает вопрос об этом важном, но редком среди детей качестве. Если школьник безответственный – это очень тяжело для родителей. Лучше начать воспитывать ответственность как можно раньше. Взрослые часто путают ответственность с послушанием. Ответственность – это добровольное и искреннее признание того, что необходимо заботится о себе и других.

Все родители хотят приучить своих детей к ответственности. В большинстве семей наивно полагают, что решение проблемы заключается в установлении постоянных обязанностей для детей. Самые распространенные из них – мальчики должны выносить мусор, а девочки мыть посуду и убирать в комнате. В действительности такие обязанности, не могут влиять на формирование у ребенка чувства ответственности. Наоборот, в некоторых семьях принуждение к выполнению этих обязанностей приводит к постоянным конфликтам, скорее всего ребенок будет слушаться, но неизвестно, как подобное принуждение повлияет на формирование его характера.

Стоит помнить, что ответственность нельзя навязать, такое чувство должно идти изнутри, на основе ценностей, заложенных дома, а также вне семьи.

Если родители хотят воспитать в детях чувство ответственности, то они при этом хотят также, чтобы дети руководствовались высокими идеалами.

Бывают такие случаи, когда ребенок может быть вежливым, поддерживать в комнате идеальный порядок, аккуратно выполнять поручения и при этом принимать решения, за которые он не будет нести никакой ответственности.

Зачастую такое встречается в таких семьях, где от детей всегда требуют что-то сделать, им просто не дают возможности составить свое мнение о чем-либо, выработать основы поведения.

Закрепиться ли в сознании ребенка то, чему его учат, зависит от его внутренней эмоциональной реакции на обучение. Ценности нельзя навязать силой, они появляются в душе ребенка постепенно, пока он подражает взрослым, которые заслужили его любовь и уважение, пока отождествляет себя с ними.

Чувство ответственности у детей пробуждают родители, именно они дают понять ребенку, что он имеет право на весь спектр чувств, но они также должны показать ему приемлемые способы их выражения.

В семьях, в которых родители «воюют» с детьми из-за обязанностей по дому, а по сути, за воспитание в детях чувства ответственности, взрослые должны понимать, что выиграть такую войну не реально. «Победить» можно, только завоевав доверие ребенка, только если между родителями и детьми существуют близкие отношения.

Если родители стараются максимально внимательно выслушать своего ребенка, воздерживаются от язвительных замечаний в адрес, выражают свои требования и чувства, не задевая при этом гордости ребенка, то у детей начинают формироваться определенные основы поведения. Атмосфера сочувствия сближает и родителей, и детей. Дети замечают искренность, внимание и начинают им подражать взрослых. Подобные перемены произойдут не сразу, но в конце концов усилия родителей не пропадут зря. Использую такие принципы и приемы, родители смогут добиться пробуждения ответственности у детей.

Но одного личного примера недостаточно, так как чувство ответственности развивается и крепнет еще и при наличии жизненного опыта самого ребенка. Поэтому родителям стоит вовремя определить или расширить меру чувства ответственности детей в зависимости от уровня их зрелости.

Чувство ответственности не является врожденным, а также оно не появляется в определенном возрасте само по себе. Ответственность за произнесенные слова и совершенные поступки вырабатывается долголетней практикой, которая в свою очередь, должна быть ежедневной.

На начальном этапе воспитания ответственности можно просто предоставить малышу право голоса в каких-то вопросах, а в делах, которые более значимы для него, - и право выбора. В вопросах, которые ребенок может решить сам, он должен иметь право голоса, а в вопросах, касающихся его благополучия, он может иметь лишь право выбора, так как тут родители делают выбор за него, и это неизбежно.

При вступлении ребенка в школьную жизнь родители с первого же дня обучения должны объяснить ему, что ответственность за выполнение домашних заданий лежит только на нем. Взрослые не должны проверять сделанное им, если только он сам их не просит об этом. Одно из главных значений домашних заданий в том, что они дают ребенку опыт самостоятельной работы. Прямая помощь может навредить ребенку, но вот косвенная бывает довольно полезной. Например, родители могут проследить, чтобы ребенку никто не мешал во время занятий, чтобы у него были нужные книги и тетради, удобный стол. Еще можно помочь ему выбрать подходящее время для выполнения уроков в разное время года. Стоит объяснить ребенку, что весной и осенью после обеда модно гулять, пока светло, а потом приниматься за уроки. Зимой же дни короткие, и сначала он должен сделать домашнее задание, а вечером можно посмотреть телевизор. Есть дети, которые любят заниматься в присутствии кого-нибудь из взрослых, поэтому можно разрешить ребенку делать уроки за общим столом.

Некоторые дети покусывают ручку или карандаш, раскачиваются на стуле во время подготовки уроков – это им помогает. Поэтому не стоит запрещать им это делать, в противном случае они теряют уверенность, и занятия могут растянуться на длительное время.

Также следует воздержаться от просьб и вопросов во время выполнения ребенком домашних заданий, если, конечно, это не срочно. Взрослые должны оказывать ему поддержку, а не поучать и не надзирать. Только если у ребенка возникнут вопросы, можно пояснить то, что ему не понятно, избегаю едких комментариев: «Если бы ты повнимательнее слушал учителя, то знал бы, как ответить на этот вопрос».

Отношения ребенка к домашним заданиям во многом зависит от отношения родителей к школе и учителям. Если взрослые недовольны школой, плохо отзываются об учителе, то и ребенок вскоре сделает свои выводы.

Непоправимый вред могут нанести угрозы родителей и напоминания об угрозах. Многие способные дети отстают в учебе. Если родители бурно реагируют на оценки, ребенок начинает выражать свой бессознательный протест против нарушения границ его собственного мира. Желание обособится, осознать себя как самостоятельную единицу подталкивает ребенка к нежеланию заниматься вопреки давлению со стороны родителей. В такой ситуации родителям следует дать понять и себе, и ребенку, что он как личность существует обособленно от взрослых, что сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Если ребенку дать возможность выразить себя как личность со своими потребностями, желаниями и целями, он постепенно начнет осознавать ответственность за свои поступки.

В большинстве семей распространено мнение, что приучить ребенка к ответственности можно, купив ему, например, собаку. Когда ребенок обещает заботиться о домашнем животном, он таким образом проявляет свое желание и хорошее намерение, но это вовсе не означает, что он и в самом деле на это способен. Возможно, ребёнку и вправду нужна собака и он ее полюбит, но стоит помнить, что очень мало детей способны ухаживать за животными. Ребенок сам еще не может нести ответственность за жизнь животного. Родителям, чтобы избежать разочарования и не нужных упрёков, лучше сразу смириться с тем, что уход за животными ляжет в основном на их плечи. Понятно, что ребенку общение с собакой принесет неоценимую пользу, он научится выполнять свою часть обязанностей по уходу за ней, но ответственность за жизнь и благополучие животного всегда будет на взрослых.

Родителям стоит запомнить, что воспитание ответственности у детей может быть сопряжено с некоторыми трудностями. Не нужно также забывать и о том, что любые, даже самые незначительные поступки и достижения нуждаются в поощрении и благодарности. Не упускайте возможности спросить совета у своего ребенка, ведь дети в любом возрасте так хотят быть полезными и очень гордятся тем, что им доверяют и интересуются их мнением.

Материал подготовлен по данным: М.П. Луганская, Е.Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: воспитываем без крика».

Еще больше полезной информации и советов по воспитанию ребенка вы можете узнать на нашем сайте.

Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».

«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.