Премия Рунета-2020
Омск
-5°
Boom metrics
Общество6 декабря 2016 11:55

Глава департамента транспорта: Омичи должны быть готовы к серьезным изменениям маршрутной сети

«КП» расспросила Алексея Мартыненко, сколько пересадок придется делать пассажирам, как изменится стоимость проезда и немного поспорила с чиновником [интервью]
Власти просят омичей поддержать городской транспорт

Власти просят омичей поддержать городской транспорт

Фото: Евгений СВЕТЛЫЙ

«ИНТЕРВАЛ ДВИЖЕНИЯ НАРУШАЮТ И АВТОБУСЫ, И МАРШРУТКИ»

- Времени с момента вашего назначения прошло мало. Но вы человек из транспортной отрасли, поэтому точно имеете свой рецепт, что нужно делать в ближайший год для спасения ситуации. Не хотелось бы говорить о стратегии на 3 года, обсуждаемую. Убежден: столько времени у нас нет.

- Давайте объективно посмотрим. Нужно признать, муниципальные и частные перевозчики в неравных условиях. Потому что, во-первых, затратная часть у автобуса малой вместимости и большой – разная, соответственно и экономика – тоже. К тому же нам давно пора менять нашу несовершенную маршрутную сеть. Это фундамент рынка перевозок. Другой момент: ПАТП работают под пристальным вниманием контролирующих органов. А частники – можно сказать в свободном плавании.

- Что мешает заставить их играть по правилам?

- При очередной проверке муниципальные предприятия должны предоставить органам всю информацию: по водителям, трудовые договора. Огромное количество документов. В настоящее время ПАТП перечисляют налогов 35-40 млн. руб. ежемесячно, а частники – 14 млн. руб. в год. Разница очевидна. Поэтому я и говорю, что муниципальные предприятия находятся в неравных условиях с частными. Если мы уравняем их, создадим здоровую конкуренцию… Да, это сложный и длинный путь. Но тогда на волне этой конкуренции можно будет снижать и стоимость проезда, и повышать качество услуг. В любом случае выиграет наш пассажир.

- Часто слышу про экономию на ПАТП, но наблюдал такую картину. В Нефтяниках утром подошли сразу два автобуса №14. И оба пустые – человек по 5 сидело в салоне. Интервал был около минуты. Что это?

- С таким интервалом, конечно, вторая машина там не нужна. У этого маршрута интервал 8 – 12 минут. Это говорит об отсутствии должного контроля, о чем я и говорю. Явное нарушение водителями интервальности движения. Этим грешат и муниципальные и частные перевозчики. Будем ломать ситуацию. Но если по ПАТП все очевидно, потому что все их машины мы видим в системе ГЛОНАСС, то микроавтобусы предпринимателей мы не видим и не можем контролировать. Хотя установка этой системы – обязанность коммерсантов. Недавно мы собрались с муниципальными и частными перевозчиками на заседании. Я озвучил все эти проблемы и рекомендовал предпринимателям привести свою деятельность в соответствие с законом. Мы попросили их в течение декабря выполнить это требование, чтобы потом не было никаких недоразумений и неожиданностей при расторжении договоров с кем-то. Несоблюдение интервалов – тоже повод для аннулирования договоров по конкретным маршрутам.

Директор профильного департамента окончил автотранспортный техникум 20 лет назад. Фото: департамент транспорта

Директор профильного департамента окончил автотранспортный техникум 20 лет назад. Фото: департамент транспорта

«С ЯНВАРЯ РАСТОРГНЕМ ДОГОВОРЫ С ЧАСТНИКАМИ БЕЗ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ ГЛОНАСС»

- И вы всерьез думаете, они побегут устанавливать ГЛОНАСС?

- А какой у них выбор? Отсутствие этой системы на машинах и не передача данных – нарушение закона.

- Они годами ездили так и не боялись расторжения договоров. И им никто не мешал.

- Я согласен, но об этом и речь. Сложилась ситуация, которая не устраивает ни администрацию города, ни департамент транспорта, как организатора перевозок, ни жителей, что самое важное.

- Да, но она абсолютно устраивает частных перевозчиков. Они спокойно зарабатывают, пока муниципальный транспорт постепенно умирает.

- Похоже, что так.

- А знаете, почему они не боятся?

- Скажите.

- Они уверены: вы не станете расторгать договора. Потому что без частных перевозчиков ПАТП не увезут всех пассажиров. И предприниматели понимают это.

- Почему муниципальные предприятия не увезут всех?

- Потому что есть проблема с водителями. Это раз…

- Хорошо. Водителям, которых частные перевозчики уволят, тоже нужно трудоустраиваться, кормить семьи. Злоупотреблять законом – это же не правильно. Мы все это прекрасно понимаем. Я понимаю, что это процесс ни одного дня. Но уже давно пришло время, когда ситуацию нужно менять. Страдают пассажиры. Зря говорите, что договора не будут расторгаться. После проверок мы уже разорвали отношения с 8 частными предпринимателями из-за нарушений. И будем делать это с января месяца, если частные перевозчики не устранят замечания.

- И вы уверены, что они не работают на улицах города?

- Эта проблема есть. Не готов сказать работают или нет, но вероятность такая существует. Мы обозначили проблему контролирующим органам: у нас есть 131 транспортное средство, с владельцами которых расторгнуты договоры. Попросили увеличить количество проверок в отношении них. Мы знаем, на каких маршрутах они работали, госзнаки машин. Есть все возможности, чтобы убрать с рынка перевозчиков, мешающим сейчас муниципальным и добросовестным частным перевозчикам. Сейчас каждый день у нас будут совместные проверки по выявлению нелегалов. Это первый шаг к наведению порядка на рынке.

- Вы говорили, что разработкой новой маршрутной сети займется специализированная организация. А не проще ли создать ее вместе при обсуждении с пассажирами? А то наломаем дров.

- Здесь я с вами не согласен. Перед тем как формируется маршрутная сеть, проходит опрос жителей города. И организация, которая будет над ней работать, выяснит, куда наши люди ездят. Мнение жителей точно учтут.

Новый руководитель анализирует пассажиропоток на каждом маршруте, чтобы отсечь ненужные

Новый руководитель анализирует пассажиропоток на каждом маршруте, чтобы отсечь ненужные

Фото: Евгений СВЕТЛЫЙ

«ЛЮДИ УВЕРЕНЫ: ДЕПАРТАМЕНТ ДЕЛАЕТ ВСЕ, ЧТОБЫ НАВРЕДИТЬ»

- Что нужно менять в этой сети и когда мы уже начнем ездить по ней?

- Мы провели предварительные переговоры с СибАДИ – это компетентный профильный вуз, занимающийся вопросами транспорта. На создание новой сети уйдет около полугода. Создание обойдется примерно в 2 млн рублей. Сумма уже заложена в бюджет. Это будет конкурс, и мы не можем точно сказать, какая компания выиграет. При соблюдении всех законодательных процессах мы выходим на создание новой маршрутной сети примерно к октябрю 2017-го. Но поедем уже по ней, скорее всего, только в 2018-м. Насколько сильно изменятся перевозки для пассажира? Сейчас у нас всего 203 маршрута в Омске. Перегружен центр – там нет никаких проблем для пассажиров. Зато отдаленные участки, периферия города страдает. Тяжело уехать бывает. Это неправильно. Поэтому транспорт нужно распределить по всему городу. И если маршрутную сеть сформируют правильно, изменения нас ждут существенные.

- Какой процент маршрутов по ощущениям исчезнет?

- Не готов сказать. У меня нет никаких ощущений – мы должны руководствоваться не эмоциями, а здравым смыслом и научным подходом.

- Поделюсь тогда своими ощущениями. Не получится так, что мы уйдет от длинных маршрутов? Допустим, взять маршрут №33 (ул. Бархатовой – Московка). Его просто разобьют на два. Один будет везти до кинотеатра Маяковский или пл. Ленина. А второй – уже к конечной точке. Пассажирам придется оплачивать не 22 рубля, а 44.

- Любые изменения всегда воспринимаются в негативе. Варианты маршрутной сети могут быть разными. Еще не началось исследование пассажиропотока и преждевременно говорить, с каким коэффициентом пересадочности станем ездить. Бытует твердое мнение, что департамент транспорта все делает против жителей Омска. Это нет так! По одному маршруту не должен ехать троллейбус, и еще 10 частников.

- Согласитесь, есть основания так полагать. Лучше-то с муниципальными перевозками не становится. Автобусов у нас нет, они старые, ждем их долго, а ходят они пустые. Частники перевозят всех.

- А, может, нужно понять причины, почему?

- Жителям это неинтересно. Человек не хочет анализировать. Он хочет выйти и комфортно уехать. Нам часто говорят власти: «Поддерживайте муниципальный транспорт». Да почему мы должны это делать? Почему я должен мерзнуть и ждать автобус 15 минут, когда нужные маршрутки ходят раз в 3 -5 минут. И я знаю, что она довезет в два раза быстрее за лишние 2 рубля? Скажу про себя: я не хочу ждать в …-20 ваш автобус даже 1 минуту. Даже если он приедет к остановке одновременно с маршруткой, я сяду к частнику. Она быстрее. И это важно.

- Ну, это вы, а нужно учитывать еще и интересы жителей, которые садятся только в автобусы.

- Ну, вы сейчас про льготников.

- Не только. За 9 месяцев этого года муниципальным транспортом перевезено порядка 66 миллионов человек.

- Но доля перевозок ПАТП падает…

- Количество перевезенных пассажиров на сегодняшний момент снизилось в сравнении с предыдущим годом на 23,7%. А объем производственной программы муниципальных предприятий снизился на 24%. Наши водители могут ездить дольше и перевозить пассажиров больше, но после ДТП на Сыропятском тракте, где погибли люди, прошли многочисленные проверки контролирующих органов. Сверхурочные часы отменили. Теперь это вне закона. И я не согласен с вашим мнением. Если вам нравится ездить в маршрутных такси и автобусах малой вместимости, то многим – нет. Мы проводили опрос 1000 жителей, и больше 70% сказали, что проезд в автобусах является более безопасным и комфортным. По вине водителей ПАТП в текущем году было совершено только 1 ДТП, в котором 1 человек был ранен. А у частных перевозчиков ДТП зафиксированы в десятки раз больше.

- Ирония в том, что как раз доля перевозок муниципальными предприятиями составляет оставшиеся 30%. А 70% пассажиров перевозят частники. Это выглядит так: будто 70% людей, рассуждавших про комфорт езды на автобусах, ответили на ваш вопрос, и тут же сели в маршрутку.

- В этом-то и проблема. Но я скажу так: не хочу и не буду поддерживать только ПАТП или частника. Они должны быть конкурентно способными. А для этого должны быть все-таки равные условия и они должны работать по закону. Сейчас пытаются давить на департамент через СМИ. Никому не хочется менять ту ситуацию. Но все понимают: рынок перевозок пресыщен, маршрутная сеть не рациональна, основные магистрали перегружены. Муниципальные автобусы не должны конкурировать с частным перевозчиком, кто вперед заберет пассажиров. Они должны соперничать в качестве услуги. Вот говорят: «Отмените дублирующие маршруты. Но невозможно одному отменить, а второму оставить. Возникает вопрос: почему мне отменили, а другому нет? Поэтому будет более правильно сформировать действительно рациональную маршрутную сеть.

"Сейчас нужно понять, сколько нам необходимо транспорта и какой вместимости", - говорит руководитель профильного департамента

"Сейчас нужно понять, сколько нам необходимо транспорта и какой вместимости", - говорит руководитель профильного департамента

Фото: Архив "КП"

«СТОИТ ЗАДАЧА НЕ МЕНЯТЬ ЦЕНУ НА БИЛЕТ НА 2017-Й ГОД»

- Вы много говорите про дублирующие маршруты и большое количество лишних машин. Но ведь в часы пик они все забиты пассажирами. А мы их убирать…

- А вас устраивает, что происходит на рынке перевозок?

- Как пассажира? Все. Поймите: людям неинтересно вникать, что там происходит с рынком перевозок. Им важно выйти и без проблем доехать. Пока есть множество частников, нам это удается.

- Тогда почему в департамент каждый день поступает огромное количество жалоб?

- Скорее всего, это жалобы с Амурского поселка, Порт-Артура, с Телевизионного. Нефтяники, центр, Левый берег, Московка – не думаю, что там проблемы.

- Есть сложности и на Московке, и на Левом берегу. Давайте учитывать интересы не конкретного лица, а всех жителей. Сейчас нужно понять, сколько нам необходимо транспорта и какой вместимости.

- Почему частник работает на некогда убыточных для ПАТП маршрутах и зарабатывает деньги? Почему не муниципальные автобусы? Неужели у городе нет машин средней вместимости?

- Откуда бы они взялись? С автобусами большой вместимости тот же маршрут №20, на котором успешно работает ООО «Автосила», пассажирское предприятие № 7 несло убытки. Пробовали разные интервалы.

- А есть муниципальные маршруты, которые приносят прибыль?

- В каждом предприятии они есть. Из 15 маршрутов это примерно 4 в каждом муниципальном предприятии. То есть около трети. ПАТП зарабатывают на маршрутах 24, 69, 103, 109, 110, 69 и других. А будет частник возить себе в убыток?

- Нет, конечно. Вопрос в том, не поздно ли мы вспомнили о пассажиропотоке и маршрутное сети? Пациент в виде муниципального транспорта уже скорее мертв, чем жив. А об этом нужно было думать лет 5 – 10 назад.

- Согласен. Но нам-то теперь что делать? Не пытаться излечить пациента? Нужно принимать меры, поэтому я и говорю открыто о проблемах. Мы проанализировали работу наших предприятий. Два из них отработали за 10 месяцев рентабельно. Для трех предприятий наметили экономический план, который позволит улучшить результат.

- Снова к вопросу, не поздно ли мы спохватились. Года три назад город покупал три десятка новых автобусов именно большой вместимости. Это была ошибка?

- Думаю, тогда это не было ошибкой. Нам нужно постоянно обновлять парк подвижного состава. Чтобы делать это своевременно, необходимо каждый год приобретать 19 машин каждому муниципальному пассажирскому предприятию. Пока это нереально.

- Есть ли у вас прогнозы на будущую стоимость проезда?

- Предполагаю, что стоимость проезда в ближайший год не изменится. И наша задача сохранить ее на том же уровне. Моя позиция, позиция мэра Омска: стоимость проезда не должна повыситься.

ДОСЬЕ «КП»

Алексей Мартыненко родился 19 сентября 1978 года в Омске;

√ в 1997 году окончил Омский автотранспортный техникум;

√ после техникума работал в ПАТП №7 слесарем по ремонту автомобилей. Позже получил должность контролера технических средств. Трудился начальником комплекса техобслуживания;

√ в 2003 году назначен главным инженером в МУП «Омскпассажиртранс»;

√ в 2006 году окончил ГОУ ВПО «Сибирская автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)» по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство»;

√ с 2007 года работал главным инженером и гендиректором в ЗАО «Управление механизации строительных работ-6»;

√ в 2008 году работал главным инженером ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2»;

√ в 2013 году перешел на работу главного инженера в «Омскоблавтотранс»;

√ С 2014 года по 2016 года возглавлял МП г. Омска «Пассажирское предприятие № 8»;

√ С 21 ноября 2016 года – директор департамента транспорта;

√ Женат, воспитывает троих сыновей.