Премия Рунета-2020
Омск
+18°
Boom metrics
Общество12 октября 2016 13:19

В Омске чиновники забрали у матери 4 детей из-за старой крыши в доме и стен без обоев

«Комсомолка» разбиралась в семейной драме Зухры Бакиевой, которая пытается вернуть ребятишек
Сейчас в качестве напомнинания о детях Зухре остались только их вещи.

Сейчас в качестве напомнинания о детях Зухре остались только их вещи.

Фото: Анна МИКУЛА

Жители 15-й Амурской сильно удивились, когда на их тихой улочке почти на самом краю города появились мужчины в форме и с дубинками. Но на их глазах разворачивалась вовсе не военная операция по захвату преступника. Органы опеки вместе с приставами приехали забирать детей у их соседки.

Со двора дом, и правда, выглядит жутковато.

Со двора дом, и правда, выглядит жутковато.

Фото: Анна МИКУЛА

«ЧИНОВНИКИ ЗАЯВИЛИ, ЧТО В ДОМЕ ОБИТАЮТ НАРКОМАНЫ!»

С того дня 41-летняя Зухра Бакиева уже полгода бьется, чтобы ей вернули четверых ребятишек. Им 12, 9, 7 и 1,5 года. А проблемы женщины начались, когда она сама обратилась в опеку за помощью. Мать-одиночка едва сводила концы с концами, поэтому попросила выделить ей материальную помощь. Семья живет на зарплату технички и детское пособие. И, конечно, возникает резонный вопрос, зачем в такой ситуации заводить четвертого ребенка.

- Так уж получилось… я против абортов, – говорит Зухра, но ее слова вызывают еще больше вопросов.

Весь дом состоит из комнаты и сеней, где находится кухня.

Весь дом состоит из комнаты и сеней, где находится кухня.

Фото: Анна МИКУЛА

Обещанной матпомощи омичка так и не дождалась. Зато сотрудники органов опеки после этого зачастили к ней в гости. Справедливости ради надо сказать, что построенный 50 лет назад частный дом многодетной матери может шокировать кого угодно. Убогонькое жилище внутри выглядит не лучше, чем снаружи. Стены частично без обоев, старая мебель, у ребятишек вместо кровати стулья, на которые сверху положили матрац. В общем, кругом просто веет нищетой. Но главная проблема – в крыше дома. Она держалась на деревянных подпорках, которые могли рухнуть в любой момент. Сотрудники опеки не раз указывали Зухре на эту проблему, говоря, что жить детям здесь опасно.

- Я перестала их пускать. Толку все равно никакого, - продолжает многодетная мать. – Я кормлю грудью еще, а они нервы треплют. Приходили даже без стука, в любое время. Потом обвинили в диких вещах: что у меня тут наркоманы обитают. А потом подали в суд, чтобы забрать детей.

Крошечную обувь теперь никто не носит.

Крошечную обувь теперь никто не носит.

Фото: Анна МИКУЛА

Претензии социальных служб резонны: женщина не работает и живет на детские пособия. Сама Зухра объясняет: во время последней беременности был жуткий токсикоз. Не то, что полы мыть, даже ходить трудно было. Сейчас омичка снова устроилась уборщицей, планирует найти еще одну работу.

- Ребятишек приехала забирать целая армия – человек пять. Я была в шоке, – плачет женщина. – Были бы деньги, сняла квартиру и не нашли бы нас. А тут – куда спрячешь? Мне даже не сказали, куда забирают детей! Звонила в опеку, умоляла сказать адрес, а мне говорят: «Я в отпуск ухожу, не до вас! Через месяц обращайтесь».

Почти на всех полках - фото ребятишек, их рисунки и игрушки.

Почти на всех полках - фото ребятишек, их рисунки и игрушки.

Фото: Анна МИКУЛА

«ЗУХРА – НАСЕДКА, РЕБЯТИШКИ ПО НЕЙ ТОСКУЮТ»

К счастью, одна из дочерей сама позвонила Зухре и сказала адрес. Женщина кинулась туда. Оказалось, четверых детей отдали на временную опеку сотруднице соцзащиты Оксане Огневой.

- За всю мою практику, это первая мать, которая вообще приходила за своими детьми, - объясняет Оксана. – И потом по несколько раз в неделю приезжала проведать их, привозила что-нибудь вкусное. По правилам, им нельзя видеться, но я ее пускала.

- А в каком состоянии к вам попали дети?

- Спокойные, домашние, ухоженные. Привязаны к матери, тосковали по ней. Зухра, мать-наседка, жутко переживала, постоянно звонила, спрашивала, как они. Просто попала в трудную ситуацию. Детей забрали не потому что она к ним плохо относится, а из-за бедности.

Чтобы отремонтировать свой дом, женщине дали полгода. Если Зухра ситуацию не исправит, может лишиться родительских прав навсегда. Чтобы хоть как-то привести жилье в порядок, женщина заложила единственные ценные вещи в доме – золотой браслет и цепочку дочери. На 10 тысяч купила стройматериалы. Вместе с отцом поменяла гнилые стропила крыши на новые, застелила рубероид, наклеила обои. Переложили печь. Неравнодушные люди предлагают помочь с электропроводкой.

- Не знаю, что еще мне сделать. Как на картинке из модного буклета, он точно не будет, - вздыхает Зухра. – На деньги от продажи дома я могу купить только 1-комнатную квартиру. Но тогда будет недостаточная площадь для шести человек – с нами живет еще мой старший 22-летний сын. А в аварийном жилье им тоже нельзя находиться, Это замкнутый круг.

Пообщались мы и с Людмилой Давыденко, которая уже пять лет живет по соседству с семьей Бакиевых. Женщина и сама многодетная мама – их ребятишки часто ходили друг к другу в гости.

- Зухру тут бог знает, в чем обвиняют. Ни разу не видели ее пьяной. Каждое утро она провожала детей до школы. И дома у них очень бедно, но всегда чистые полы, вещи аккуратно сложены. Отбирать у матери детей только из-за того, что у нее нет денег на новые обои, бесчеловечно! Ее обвиняли, что в доме чуть ли не притон с педофилами. Это неправда! Дети всегда сытые. Тут у одного из моих был день рождения, так ребятишки Зухры даже торт до конца не доели. Голодные бы, наверное, накинулись на еду.

Крышу Зухра уже привела в порядок.

Крышу Зухра уже привела в порядок.

Фото: Анна МИКУЛА

МНЕНИЕ ОРГАНОВ ОПЕКИ

«Родительские обязанности не выполняет, а устраивает личную жизнь»

Комментария от уполномоченного по правам ребенка «Комсомолка» в течение трех дней так и не добились. Но получили кое-какие документы. Мы изучили их, чтобы разобраться, в чем обвиняют органы опеки Зухру.

Из обзорной справки инспектора ОДН ОП № 11

«…Родительские обязанности по воспитанию и содержанию детей Бакиева З. Т. не выполняет. В доме из одной комнаты, разделенной перегородкой, холодно, включаются обогреватель и электрическая плитка. На ней готовится еда. Из-за ветхой проводки мать подвергает жизнь и здоровье детей опасности. Узкий проход из дома захламлен вещами, что может затруднить выход детей при пожаре. В доме необходимо сделать ремонт. У детей отсутствуют отдельные спальные места, постельное белье, посезонная одежда. Продукты питания в ограниченном количестве. Дети неухоженные, грязные, неряшливо одеты, правила личной гигиены не привиты. Мать устраивает свою личную жизнь. На все замечания отвечает агрессивно».

Из акта обследования жилого помещения:

«…Отопление печное. Печь с открытой топкой, дверцы нет, функционирует плохо, чувствуется запах гари. Приготовлением пищи Бакиева занимается на газовой плите. Допускается использование 50-литрового газового баллона на расстоянии 1,2 м от печи».

Краски пока хватило только на то, чтобы привести в порядок фасад.

Краски пока хватило только на то, чтобы привести в порядок фасад.

Фото: Анна МИКУЛА