Премия Рунета-2020
Омск
-2°
Boom metrics
Общество20 февраля 2015 13:56

Омский Минздрав об отказе "скорой" ехать к ребенку с 40-градусной температурой: Из-за ложных вызовов сперва едет местный фельдшер

В то же время специалисты считают, что не послать параллельно с этим машину - это нарушение
Вместо профессиональных врачей женщина увидела лишь водителя на легковушке. Фото: Сергей ПАНКРАТЬЕВ

Вместо профессиональных врачей женщина увидела лишь водителя на легковушке. Фото: Сергей ПАНКРАТЬЕВ

- Помогите! Моему ребенку плохо! Он горит! - жительница села Старая Шараповка говорит, что кричала эти фразы по телефону сотрудникам Марьяновской райбольницы.

По словам мамы четверых детей, рано утром она обнаружила у 10-летней дочери температуру выше 40 градусов. Сельчанка уверяет, что врачи ответили ей следующее: мол, у вас в селе есть амбулаторный пункт - туда и обращайтесь. Если местный медик скажет, что приезжать нужно, тогда госпитализируем ребенка.

- 7 часов, а наш медпункт начинает работать лишь с девяти. Мне дали мобильные номера телефонов местных медиков. Одна болеет, вторая - на курсах… Самое интересное, что врачей у нас нет. Только медсестры. Та, которой я дозвонилась, вообще бывший ветеринар. Как они могут помочь?! - возмущается Татьяна.

В 9 часов в доме у женщины появилась работница амбулаторного пункта. Ее до многодетной матери довез на личном автомобиле глава села. Пока она осматривала девочку, женщина вновь начала звонить в районную больницу.

- Я спрашивала, почему врачи не могут доехать? В ответ сослались на какой-то приказ и сказали, чтобы мою девочку осмотрела медсестра. Они даже хотели рецепт по телефону мне дать! - негодует жительница Старой Шараповки. - Тогда я просто передала трубку фельдшеру. Она объяснила, что у ребенка и вправду высокая температура, а также воспаленные лимфоузлы. Медик и сама просила выслать машину.

Каково же было удивление селянки, когда вместо «скорой» к воротам подъехала обычная легковушка с надписью «Марьяновская ЦРБ». Ни врачей, ни фельдшеров… Лишь водитель. До учреждения - 10 километров. Шофер посадил маму с ребенком и отвез в больницу.

- Там нам поставили диагноз: лимфаденит (воспаление узлов лимфатической системы). Дочку оставили на стационарном лечении. Эта болезнь очень опасна. И летальный исход был возможен! Она чуть не угорела, - женщина почти плачет. - Что это за «скорая» такая? Почему она не для всех? Тем более мы живем на основной районной трассе. От нас до Марьяновки полчаса езды. Даже если у местных жителей инсульт - родственники должны довозить их до больницы на своем транспорте! Куда я уже только ни жаловалась, но мои соседи боятся меня поддержать.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

«У нас в сутки десятки ложных вызовов, поэтому сначала выезжает местный медработник»

Главврач Марьяновской райбольницы Юрий Лесовский:

- Действительно, в 7.35 нам поступил звонок из села Старая Шараповка насчет высокой температуры у ребенка. Но поймите, у нас в сутки десятки ложных вызовов. Поэтому были введены правила: сначала надо сообщить местному медработнику. Он должен подтвердить опасность и лично вызвать машину. В районе 8 часов в амбулаторный пункт Старой Шараповки позвонила женщина и потребовала педиатра. Его там нет. Этот ответ и получила женщина. Жительница вообще не доверяет местным медикам. Она забрала амбулаторные карты из пункта, аргументируя, что имеет право выбора врача.

Дежурной все-таки удалось уговорить женщину, чтобы ее дочь осмотрела медсестра. Тогда наш работник с главой села поехала к ней домой. Там обнаружилось, что у ребенка действительно повышенная температура - 37,5. Медсестра позвонила нам и сообщила об этом. Так как причины «скорую» высылать не было: 37,5 - некритичная температура, поэтому прибыла машина отдела педиатрии.

В больнице ребенка осмотрели. Я не могу раскрыть диагноз, но первый, который рассматривается, - не тот, что вам сказала мать ребенка. Сейчас девочка в хорошем состоянии, находится в стационаре. Ей назначено лечение.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

«Срочность вызова определяет диспетчер»

Замминистра здраво-охранения региона Марина КОСТЕНКО:

- В районах области такой же алгоритм работы «скорой», что и в Омске. На диспетчере лежит огромная ответственность, так как именно он выстраивает порядок действий. Он должен определить, какая бригада необходима, учитывая, что за проблемы: с сердцем, травма, острая боль в животе или что-то другое.

К примеру, возьмем Тарский район - он огромный. Там на 200 - 300 квадратных километров 1 - 2 бригады. Как понимаете, на момент звонка диспетчеру машина уже на выезде. Поэтому дежурный определяет срочность вызова. Скажем, человек упал и у него идет кровь из ушей. Конечно, в этом случае ближайшая машина сразу же бросает все дела и едет к пострадавшему. Если звонок: температура 40 градусов, то вызов ставят в очередь, а параллельно с этим диспетчер отправляет к пострадавшему местного фельдшера. Этот медработник прибудет явно быстрее, чем бригада, и окажет больному первую помощь до приезда врачей.

К сожалению, поступают десятки ложных или необоснованных вызовов. На днях был случай. Мужчина выпил пива, потом заметил, что оно просроченное. С десяток раз позвонил в «03». Машина все-таки приехала - отказать нельзя. Поругались и уехали, так как с жителем все было в порядке - он лишь напился. Насчет случая с девочкой в Марьяновском районе. Я не видела протокола беседы. Если диспетчер отказала в вызове «скорой» - это нарушение. Если она поставила его в очередь, а в это время прибыл фельдшер, оказал помощь и заменил бригаду «скорой» на машину отдела педиатрии, - поступила верно.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«Если мама говорит правду, то налицо некомпетентность сотрудников больницы»

Руководитель Центра медицинского права Алексей ПАНОВ:

- Надо различать два вида медицинской помощи - скорую и неотложную. То, что оказала Марьяновская ЦРБ, - это второе. Действительно, если у ребенка температура 37,5 - тут нет угрозы жизни. Может приехать обычная машина отдела педиатрии и забрать на обследование (при наличии необходимости и с согласия родителей). Если же «скорая» не выезжает на вызов, когда звонивший сообщает о температуре у ребенка за 40 (и есть такое правило в больнице, что симптомы должен проверить местный фельдшер), - это прямое противоречие районных регламентов федеральным нормам. Местная некомпетентность и самостийность. Подобных правил действующее законодательство об охране здоровья не устанавливает.

Кстати, в 2011 году в Марьяновской ЦРБ был похожий случай. Правда тогда скорая не успела принять роды у... 15-летней девочки. Из-за опоздавших медиков новорожденный погиб. Интересно, что главврач тогда объяснял ситуацию примерно также.