Премия Рунета-2020
Омск
-5°
Boom metrics
Общество27 января 2015 11:41

Глава омского дептранса: «Вместо повышения проезда думаем сократить число маршрутов или время работы автобусов»

Частные перевозчики уверены: если билет в муниципальном транспорте станет дороже, чем в маршрутках, город встанет [комментарии мэра и предпринимателей]
Даже когда плата за билет была одинаковой, ПАТП потеряли 15% пассажиров. Страшно подумать, какой цифра будет с апреля.

Даже когда плата за билет была одинаковой, ПАТП потеряли 15% пассажиров. Страшно подумать, какой цифра будет с апреля.

Фото: Николай КРИВИЧ

Омичи ликуют: 22-рублевый тариф в маршрутках отменил областной суд! Еще с октября прошлого года Региональная энергетическая комиссия разрешила владельцам микроавтобусов повышать проезд до этой максимальной планки. Предприниматели все это время возили горожан за 20 рублей только потому, что боялись потерять пассажира. После отмены этого потолка максимальная стоимость проезда в маршрутках с марта будет 18 рублей, а в автобусах с апреля - 20. «КП» выясняла, чем это грозит городу.

«ВСТАНУТ ВСЕ МАРШРУТКИ НА ЧАС-ДВА - ПОЙМЕМ, КАКУЮ РОЛЬ ОНИ ИГРАЮТ»

Тут даже думать не нужно в пользу какого транспорта люди сделают выбор. Большинство автоматически пересядут на маршрутки. Но это приведет к целому ряду проблем.

- Главная - соотношение стоимости проезда у частников и муниципалов, - считает член совета НП «СРО «Омские перевозчики» Владимир Анохин. - Будет пересечение пассажиропотоков. Я уверен: люди за лишних 2 рубля станут ждать на остановках именно «газели». Муниципальные транспортники начнут нести убытки, а частники получат дополнительных клиентов и будут зарабатывать еще больше. Отмена 22-рублевого тарифа - это удар не по «газелистам», а муниципальному транспорту. Пострадает он. А тут сразу другая проблема: без него миллионный город не увезешь. Только маршрутки с этим не справятся. Мы в состоянии увезти лишь 60 - 70%. Бензин дорожает, цены на запчасти подскочили, а тариф нам снижают! У водителей семьи, которые нужно кормить. А цены в магазинах растут. Но мы не можем поднять им зарплаты из-за тарифа.

Анохин не исключает, что после всех этих осложнений на рынке перевозок возможны акции протеста.

- Могут быть напряжения, забастовки, не дай бог, - как бы вскользь говорит он. - Встанут все маршрутки в городе на час-два - и тогда мы поймем, какую роль на самом деле играют «газели» в нашей жизни. Омск встанет.

Скорее всего, оспаривать решение областного суда «газелисты» не будут. Анохин говорит: нет особого смысла - это только временно затянет применение новых тарифов, а проблемы не решит.

«К НАЧАЛУ СЛЕДУЮЩЕГО ГОДА АВТОБУСЫ ПРОСТО НЕ ВЫЙДУТ НА ЛИНИЮ»

Директор одного из крупнейших предприятий, занимающихся в Омске частными перевозками, ООО «Безопасный город» Иван Меняйлов рисует еще более мрачную картину. Обещает транспортный коллапс и даже смерть муниципального транспорта. В этой ситуации, конечно, частники могут нагнетать ситуацию. Но определенная доля истины в их словах есть.

- Если в «газелях» проезд станет на 2 рубля меньше, чем в автобусах, уже к началу следующего года мы их потеряем. Там останутся только льготники. Муниципалы уже сейчас работают в минус, и ситуацию спасают только деньги из бюджета, - говорит Меняйлов. - Но допустим, сейчас содержание городского общественного транспорта обходится в 300 миллионов рублей. Называю условные цифры. А из-за потери пассажиров ПАТП перестанут получать деньги, будут терпеть убытки - и на их обслуживание потребуется уже 600 миллионов. Где власти их возьмут? Да автобусы в 2016-м просто встанут в своих парках и не выйдут в рейсы. Не на что будет. В Челябинске недавно такое было.

А дальше начнется цепная реакция - уверен бизнесмен. Из-за маленького тарифа якобы уже частники начнут уходить с рынка перевозок. Машин станет еще меньше - и вот тут уже Омск встанет.

- Начнется продажа микроавтобусов в другие города, где плата за проезд выше. Троллейбусов и автобусов не будет, маршруток - тоже. Произойдет транспортный коллапс.

- И вы уйдете?

- А как иначе? Мы все закредитованы в банках, а оттуда пришло письмо, что процентная ставка увеличивается с 10 до 15. Я думаю, это не предел. Как выплачивать? Плюс, по моим подсчетам, запчасти подорожали в 3 раза. Сцепление на иномарку стоило 7 тысяч, сейчас - 21. Ничего хорошего не ждет при тарифе 18 рублей нас и 20 - муниципалов.

ДОСЛОВНО

«Решение суда приблизило нас на шаг к потере муниципального автопарка»

Мэр Омска Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ:

- Мы действительно боимся потерять наш муниципальный транспорт. И решение об отмене 22-рублевого тарифа для частных перевозчиков приближает нас к этому. Сейчас его могут оспорить только предприниматели - это их дело. Но мы считаем, что экономику не обмануть: наш тариф рассчитан на основе реальных затрат, он экономически обоснован. Поэтому мы все равно, наверное, будем выходить к горсовету с предложением сделать проезд с апреля 20 рублей.

ЗВОНОК В МЭРИЮ

«Два рубля неспособны сильно изменить соотношение пассажиропотоков»

Директор департамента транспорта Виталий МАСЛИК.

- Не боитесь потерять пассажира? Даже когда проезд одно время стоил 18 рублей, с автобусов ушли 15%.

- (Вздыхает.) Что делать…надеемся на лучшее. Два рубля разницы - не те деньги, которые способны глобально изменить соотношение пассажиропотоков. Когда в октябре у частников билет стал стоить 20 рублей - мы не заметили, что люди пошли к нам.

- Потому что маршрутки удобнее. Едут быстрее, останавливаются, где попросишь. А будет обратная ситуация: автобусы станут дороже. После отмены 22-рублевого тарифа вы рассматриваете другие варианты кроме повышения?

- Да мы и раньше их искали… После последних событий, конечно, есть над чем призадуматься. Планируем большое совещание. Существует вариант сокращения маршрутной сети. Другой - экономить на топливе и выводить на линии не весь подвижной состав. Либо же вводить какие-то часы отстоя каждый день для муниципального транспорта.

- А сокращение времени работы автобусов в вечернее время?

- Не хотелось бы терять пассажира. Потому что и так часто слышим упрек: вечером общественного транспорта на улицах мало. Это тоже вариант, конечно, но на него пойдем только в последнюю очередь - когда совсем топлива хватать не будет.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

«Нужно рассчитывать единую плату и делать к ней повышающий коэффициент для частников»

Автоперевозчик Владимир АНОХИН:

- Я давно предлагал не выводить отдельные цифры для частников, тем более что много разговоров про непрозрачность наших затрат. А делать просто единый муниципальный тариф. И уже применительно к нему устанавливать повышающий коэффициент для маршруток - например 1,1. Тогда разница в 2 рубля будет автоматически сохраняться. Плату в 20 рублей умножаем на 1,1 и получаем 22. Это логично, учитывая, что мы все равно стараемся делать эту разницу. Проезд в «газелях» должен быть привязан к муниципальному!