Премия Рунета-2020
Омск
-3°
Boom metrics
Общество23 июля 2014 9:48

Омичи смогут ездить в общественном транспорте без денег

Мэрия дорабатывает электронную систему оплаты проезда, которая позволит рассчитываться за билет даже с помощью мобильника
Совсем скоро в автобусах города мелочи станет меньше

Совсем скоро в автобусах города мелочи станет меньше

Фото: Татьяна ЭЙХМАН

Главное, чего хотят добиться власти, - избавиться от килограммов мелочи, которая скапливается у кондукторов. Они жалуются: носить на шее весь день сумку с кучей монет очень тяжело. Введение электронной системы оплаты проезда, во-первых, решит эту проблему, а во-вторых, значительно ускорит процесс выдачи билетов. Но наличный расчет при этом убирать никто не собирается - у пассажиров будет право выбора. Все необходимое оборудование мэрия уже закупила. Обошлось оно городскому бюджету в 28 миллионов рублей. Система безнала в омских автобусах, троллейбусах и трамваях заработает не ранее декабря. При этом для льготников, владеющих транспортными картами, ничего не изменится: они тоже будут действовать в новых терминалах.

Проездной станет пластиковым

Электронная система оплаты проезда давно и успешно работает в соседних городах - Новосибирске и Тюмени. В них ею пользуются более половины пассажиров. Наконец, к этому пришел и наш миллионник.

- Расчет за билет станет производиться с помощью пластиковой карточки. Приложил к специальному терминалу, который будет у кондуктора, - и оплатил проезд. Карточку пассажиры смогут покупать в наших фирменных киосках, где сегодня приобретают проездные. Эти павильоны начнут работать ежедневно, а не как сейчас: только ближе к концу месяца пару дней и в середине, - рассказала «Комсомолке» директор МП г. Омска «Пассажирсервис» Наталья Сергина. - Появятся 4 категории - взрослые, пенсионеры, школьники и студенты. Все карточки будут отличаться по дизайну. На них планируется разместить архивные фотографии Омска.

Получается, в нынешнем своем бумажном виде проездной вообще исчезнет. Его заменит пластиковый собрат, которым омичи смогут пользоваться в течение месяца неограниченное количество поездок. Точно такой же появится и на две недели. Также начнут продавать электронные карточки для всех четырех категорий на 20, 40 и 70 поездок. Правда, их количество и вариации еще обсуждают. Но уже известно, что поездки на них не будут сгорать в течение календарного года. То есть купив карту в июле, можно пользоваться ею до следующего лета - пока не закончатся все поездки.

Кстати, срок службы пластика довольно большой: его нужно будет менять лишь раз в 4 года. После списания всех поездок на карту можно зачислять средства дополнительно.

- Бросать деньги на электронную карточку омичи смогут в наших фирменных киосках по продаже проездных. Мы понимаем: 25 павильонов - это мало для миллионного города, поэтому ведем переговоры с различными платежными системами. Может, это будет еще и «Почта России», - говорит Наталья Сергина.

Чиновники надеются вернуть пассажиров в автобусы и троллейбусы

Чиновники надеются вернуть пассажиров в автобусы и троллейбусы

Фото: Татьяна ЭЙХМАН

Пассажир будет сам пополнять карту с несгораемыми поездками

Есть и другой важный момент: человек может потерять или повредить свою карту, на которую, к примеру, им зачислены 500 рублей. Эти деньги не пропадут: надо будет лишь восстановить пластик и показать чек о пополнении баланса. Его лучше всегда сохранять.

- Услуга обойдется пассажиру максимум в 80 рублей, - успокаивает Наталья Васильевна. - По чеку мы определим номер карты, а значит, узнаем, сколько на ней было средств. И они вернутся на нее.

Электронная система оплаты проезда - многофункциональная. На первом этапе она будет принимать только пластиковые карточки, а уже с нового года омичи смогут рассчитываться за билет с помощью мобильника.

- Но, мы думаем, сервисом будут пользоваться немного горожан. Практика соседей показывает, что это 2 - 3% от всего пассажиропотока - в основном продвинутая молодежь, - объясняет Наталья Сергина. - В нашем случае, скорее всего, человек сможет рассчитаться в транспорте с помощью мобильника путем набора определенной комбинации. Есть еще вариант, когда сотовый прикладывается к терминалу кондуктора, но для этого телефон должен быть очень современным - это, как правило, дорогие модели. Поэтому решили остановиться на варианте с набором цифр. А вот банковской карточкой оплатить билет не получится. Наша система этого не предполагает.

По словам директора МП «Пассажирсервис», когда жители привыкнут к электронным способам оплаты, можно было бы вообще отказаться от кондукторов. Прикрепить на стену в автобусе терминал, чтобы люди подходили к нему, - и все.

- Правда, мы не уверены, что все омичи настолько сознательны и начнут сами оплачивать проезд, - сомневается Наталья Васильевна. - Определенный процент безбилетников в таком случае, конечно, будет, а это прямые убытки нашего муниципального транспорта. Сейчас мы утверждаем стоимость электронных карт разного номинала. А вообще, сложно сказать, как отнесутся жители к новой системе и будут ли ею активно пользоваться.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

«В маршрутках тоже введут электронную систему»

Директор департамента транспорта омской мэрии Олег ОСИНСКИЙ:

- Все предприниматели должны возить льготников, поэтому в маршрутках тоже появится электронная система оплаты проезда. Сначала в тех микроавтобусах, где имеется надпись «Льготный», а потом и в других. У нас сейчас уже есть заявки от частников, которые говорят, что готовы их возить. Но конечно, это произойдет чуть позже, чем в муниципальном транспорте. Дело в том, что, идя на это, предприниматели с помощью электронной системы показывают свой реальный пассажиропоток, а значит, и доходы, от размера которых зависят налоги. Сейчас перевозчикам нужно взвесить все за и против. Тем, кто пожелает, мы раздадим терминалы. Уже 1 августа в Омск пришлют 1 000 штук.