Премия Рунета-2020
Омск
+16°
Boom metrics
Общество16 мая 2014 11:05

Многодетный омич лишился земли, в незаконной продаже которой подозревают беглого экс-министра Меренкова

Мужчина готов идти вплоть до Европейского суда по правам человека, чтобы отстоять свой участок [интервью с пострадавшим, комментарий прокуратуры]
За 4 года Андрей Семенов вложил с свой участок кучу средств, сил и времени.

За 4 года Андрей Семенов вложил с свой участок кучу средств, сил и времени.

Фото: Татьяна ЭЙХМАН

Уголовное дело из-за продажи земли на Левобережье возбудили год назад. Позже следователи заявили, что к масштабной махинации причастен теперь уже бывший министр имущественных отношений Омской области Вадим Меренков. По мнению силовиков, будучи еще сотрудником мэрии чиновник незаконно выделил по заниженной стоимости 27 земельных участков. Из-за чего, по информации правоохранительных органов, бюджеты города и области недосчитались около 400 миллионов рублей. Меренкова объявили в федеральный розыск. А тем временем прокуратура подала в суд, потребовав, чтобы нынешние владельцы земли вернули участки муниципалитету.

Многодетный отец Андрей Семенов, директор омской фабрики мороженого «Инмарко», говорит, что впервые фамилию Меренков услышал в следственном комитете, куда его вызвали в феврале этого года. Там, по его словам, состоялся такой диалог.

- А что, собственно, случилось-то? - с недоумением спросил омич, когда там начали изучать свидетельство о праве собственности на землю (ее он приобрел в 2010 году). Там было указано, что ее можно использовать только под огород.

- Да вы не переживайте! - успокоил Андрея Михайловича следователь, демонстрируя список участков, которые были выделены с нарушениями. - У вас самый маленький - всего-то 7 соток!

- И что мне дальше делать? - спросил Семенов.

- Ну, переоформите в мэрии землю под коттеджное строительство, - спокойно объяснил следователь.

- А зачем? У меня же и так там огород, - развел руками мужчина. - Ну ладно…

А через месяц ему пришла повестка в суд.

Заплатил за участок в 20 раз больше, чем первый владелец

Недостроенный заброшенный дом на небольшом участке по улице 9-я Любинская Семенов купил в 2004 году. А потом за несколько лет довел его до ума.

- По специальности я инженер-строитель, жена - проектировщик, а теща - заслуженный архитектор города, - улыбается Семенов. - Поэтому перепроектировали дом под себя, сделав его меньше. А потом я его сам достраивал.

Но размер участка его не устраивал.

- А то ведь дверь во двор открываешь - и сразу забор. А под боком как раз находился заброшенный участок, куда со всей округи свозили строительный мусор.

- Здесь всякая дрянь валялась, - подтверждает сосед Александр Колесников, который живет на ул. 9-я Любинская уже 20 лет. - Не раз с Андреем разговаривали, что неплохо было бы приобрести этот участок, но хозяев не было видно.

На своем участке Андрей Семенов все делал сам. Даже курятник и поилки для кроликов, которые обитают в углу двора, он сконструировал своими руками

На своем участке Андрей Семенов все делал сам. Даже курятник и поилки для кроликов, которые обитают в углу двора, он сконструировал своими руками

Фото: Татьяна ЭЙХМАН

А в 2007 году Семенов с ними познакомился - это были супруги Горюновы. Предложил им продать участок, но владельцы сказали, что будут осваи-вать землю сами. И снова пропали.

- Я года через два им позвонил, - вспоминает мужчина. - Горюнова ответила: «Знаете, муж умер. Теперь, наверное, землей некому будет заниматься. Возможно, буду продавать».

В следующий раз Семенов встретился с женщиной в 2010-м. Посмотрев в газетах стоимость подобных участков и немного поторговавшись, омич приобрел землю за 600 тысяч рублей (в одном из омских агентств недвижимости нам рассказали, что подобный участок можно было купить на 100 - 200 тысяч дешевле).

Кстати, уже в суде Семенов узнал, что Горюновы заплатили за землю департаменту имущественных отношений всего 27 тысяч.

- Но меня это вообще не волнует! - говорит глава многодетной семьи. - Потому что этим людям землю продавало государство. Значит, теперь с виновных чиновников разницу и должны спрашивать.

«Не собираюсь сдаваться!»

Семенов вспоминает, как, купив участок, вывез с него весь мусор, завез земли, чтобы разровнять территорию. Затем построил гараж, сделал детскую площадку, разбил огород, выложил дорожки и посадил деревья.

- Траву тоже сам сеял. Я хоть и директор, но все привык делать сам, - говорит Андрей Михайлович, показывая нам кур и кроликов, обитающих под навесом в углу дворика. - Все-таки крестьяне в предках. Поэтому жить на земле и ничего не делать не могу. И вот представьте, за 4 года я столько сюда вложил, а теперь мне говорят, что все это незаконно.

- Интересная ситуация, - добавляет сосед Семенова. - У нас при рождении в семье третьего ребенка государство должно выделить ей участок под строительство жилья. А здесь, наоборот, отнимают!

- Формально по закону я сначала должен все снести с участка, - объясняет ему многодетный отец. - Земля вернется в департамент. И только после этого они, может быть, мне что-то выделят. А может, и нет (подробнее см. «Звонок в прокуратуру»).

Единственное, на что он теперь имеет право, как объяснили Семенову в суде, это подать в суд на бывшую владелицу или департамент - чтобы добиться хоть какой-то компенсации.

Гараж, теплицу, детскую площадку - все, на что Семенов потратил кучу сил и около 2 миллионов рублей, он должен снести и передать участок муниципалитету

Гараж, теплицу, детскую площадку - все, на что Семенов потратил кучу сил и около 2 миллионов рублей, он должен снести и передать участок муниципалитету

Фото: Татьяна ЭЙХМАН

- Но мне нужен участок, а не деньги! Поэтому буду обжаловать решение, - твердо решил мужчина. - Государство должно предотвра-щать спорные сделки. Например, проверка каждой из них возложена на Росреестр. Если бы они были незаконными, то в собственность землю, по идее, мне и не должны были оформить. Но Росреестр дважды регистрировал сделку с этим участком. Раз это было сделано, возмещать теперь свои убытки за счет добросовестных людей неправильно. Поэтому пойду вплоть до Европейского суда по правам человека. Там уже как-то рассматривали аналогичное дело, только с квартирой. В итоге владелице удалось ее вернуть. Так что сдаваться не собираюсь!

«Комсомолка» будет следить за развитием событий.

Из первых уст

«Проще всего забрать участок у честного человека»

- Видимо, проще всего забрать землю у многодетного отца и честного налогоплательщика, который ничего не скрывает, - подводит горький итог Андрей Семенов. - Другие иски поданы к обладателям нескольких участков, площади которых значительно больше. Из СМИ я узнал, что они разделялись на более мелкие и перепродавались. В моем же случае ничего подобного нет. И главное, все заседания прокуратура говорила, что претензий ко мне нет, так как я добросовестный приобретатель. А на последнем все резко изменилось. Начали обсуждать, мог ли я договориться с департаментом. Интересно получается: договорился, но при этом купил землю по рыночной стоимости. Что за чушь? А позиция департамента имущественных отношений еще интереснее. Претензий ко мне у них тоже нет. Они просят отозвать иск прокурора. Но в итоге землю отчуждают именно в пользу ведомства, чиновников которого подозревают в нарушении закона. Абсурд!

Звонок в прокуратуру

«У нас этот случай далеко не единственный»

Старший помощник прокурора города Омска Анна Потеревич:

- 302-я статья части 1 Гражданского кодекса РФ позволяет истребовать у добросовестного приобретателя недвижимость и землю только в том случае, если она выбыла от первичного собственника незаконным путем. Причем вернуть ее он должен в том виде, в котором она была получена.

В последующем пострадавшие граждане имеют право подать в суд на тех, с кем была заключена сделка, либо на виновных (по их мнению) должностных лиц, чтобы вернуть потраченные деньги.

У нас это не единственный случай. Есть круг лиц, которые тоже пострадали из-за недобросовестных действий чиновников. Сейчас все нужно вернуть в первоначальное положение, чтобы попытаться предоставить эти участки уже в соответствии с законодательством. У Семенова будет возможность в общем порядке получить участок, подав заявку на аукцион по продаже земли. Право на ее получение у него никто не отбирал.