Общество

Профессор-урбанист из США Вукан Вучик в Омске: Метро у вас невыгодно - лучше пустить трамваи нового поколения!

Известный эксперт порассуждал о транспортной системе нашего города
Американец (в центре) в пух и прах разнес омский долгострой

Американец (в центре) в пух и прах разнес омский долгострой

Фото: Татьяна ЭЙХМАН

В декабре прошлого года областные власти и московское агентство «Городские проекты» приняли решение о сотрудничестве с целью создания улучшенной транспортной инфраструктуры в Омске. Ведущим консультантом стал знаменитый американский урбанист югославского происхождения профессор Пенсильванского университета Вукан Вучик.

В итоге была подготовлена презентация - и заокеанский гость прилетел в наш город представить масштабный проект. Вучик - для узкого круга имя известное. Этот специалист разработал множество городских транспортных систем в США, Канаде и европейских городах.

На новую систему нужно 37 млрд

- Строительство метро в вашем городе - это неверное направление, - раскритиковал мистер Вучик омский долгострой. - Это все равно, что, приобретая автомобиль, думать: раз берем машину, то давайте купим «роллс-ройс» на каждую сотню человек! Но ведь при этом 99 из этой сотни останутся даже без самого необходимого!

Иностранец и специалисты «Городских проектов» рекомендовали областным властям отказаться от метро, а ту его часть, которая уже готова (метромост и тоннели), интегрировать в систему так называемого ЛРТ (легкорельсовый транспорт - трамвайная сеть нового поколения).

- Те трамвайные пути, которые есть, уже находятся на выделенных полосах, поэтому их очень легко и достаточно дешево реконструировать, заменив на новые, - считает Вучик. - Если мы реконструируем пути для ЛРТ, то на это уйдет значительно меньше средств, чем на метрополитен, - примерно 10% от прокладки новой ветки.

Американский профессор подчеркивает, что легкорельсовый транспорт - это не трамвай, а совершенно новый вид общественного транспорта. Он более комфортный, отличается низким уровнем шума, большей вместимостью вагонов и возможностью разгоняться до 100 км/ч.

В презентации указана протяженность городских линий в 80 километров, важнейшими из которых являются «Центр-ж/д вокзал» и «Центр-Левобережье». Стоимость внедрения легкорельсового транспорта в Омске включая вагоны - 35 - 37 млрд рублей. Первоначальные вложения - чуть более 10 млрд для строительства почти 20 км. При этом специалисты считают, что ЛРТ сможет взять на себя 70% городского пассажиропотока, а 30% - другой транспорт. Параллельно предлагается ввести систему приоритетного проезда - специальные светофоры, на которых загорается зеленый, как только вагон подъезжает к перекрестку.

Вучик говорит, что такая транспортная система гораздо дешевле метро, при этом обслуживает больше людей. По приведенным специалистами данным, для достройки первой очереди метрополитена нужно еще 24 млрд рублей при уже затраченных 12 млрд, а число пассажиров составит всего от 3 до 7% от общего потока в Омске.

Легкорельсовый транспорт, предлагаемый Вучиком, может разгоняться до 100 км/ч

Легкорельсовый транспорт, предлагаемый Вучиком, может разгоняться до 100 км/ч

«Газель» похожа на африканский тесный автобус»

После презентации Вукан Вучик прогулялся по городу. И чтобы лично прочувствовать на себе омский общественный транспорт, прокатился на маршрутке.

Американец сел в «газель» на Левом берегу: не очень уверенно забрался в салон и устроился рядом с угрюмой женщиной, которой досталось место «передающей за проезд».

- Очень темно и тесно, - покорчился Вучик, которого на прогулке сопровождал московский блогер Максим Кац. - Удивительно, что люди используют этот вид транспорта. Он похож на «джитнис» - небольшой автобус плохого качества. Их можно увидеть в Африке и других развивающихся странах. А водителя, который одновременно управляет машиной и говорит по телефону, надо немедленно уволить! Невероятно, невероятно!

Впрочем, сказал американец, маршрутки тоже имеют право на жизнь, однако их движение нужно отрегулировать в соответствии с расписанием.

- В современной истории тенденция такова, что растет число автомобилей и уменьшается количество общественного транспорта, на который отпускаются мизерные инвестиции, - сказал профессор. - Возникает «порочный круг транспорта»: машин и дорог становится больше, но движения - меньше. Деньги в ту или иную сферу нужно вкладывать сбалансированно. От этого зависит комфортность города для жизни людей. Он должен быть удобным. Автомобили лучше направлять по линии от центра города (иначе парковки становятся мертвыми зонами, будто стойла для лошадей), а автобусы - по линии в центр, что будет привлекать пешеходов. Ведь нельзя потребовать от человека, чтобы он оставил машину возле дома, - необходимо, чтобы и общественный транспорт был должного качества. Могу сказать, что мне в этом плане понравились троллейбусы. У Омска есть перспективы. Например, трафики в таких городах, как Ванкувер, Мюнхен, Вена и других западно-европейских мегаполисах, сейчас очень разительно отличаются от того, как они выглядели 20 лет назад.

Высказал свое мнение господин

Вучик и о подземном переходе на остановке «Голубой огонек».

- Если мы заставляем человека спускаться под землю или подниматься над ней, чтобы перейти улицу, - это минус, - считает профессор. - За исключением тех случаев, когда подземный или надземный переход нужен для пересечения многополосной дороги, где очень активный поток. На 6-полосной (к коим относится проспект К. Маркса), наоборот, нужно задумываться об островках безопасности. А заставлять машины ездить там быстрее, считаю, неправильно. Впрочем, нет единых правил - в каждом городе все индивидуально.

Официально

- Для нас было важно получить разные мнения и обсудить их со специалистами. Сейчас мы взвесим аргументы за и против, а потом примем соответствующие решения и будем выходить на федеральные структуры, - сказал после презентации проекта Вучика первый заместитель председателя правительства Омской области Вячеслав Синюгин.