Происшествия

Капитан «Полесья», при крушении которого в Омске погибли 6 человек, мог выйти в рейс трезвым, а напиться на борту

Диспетчер, уволенная за «необеспечение медосмотра командира судна», восстановилась на работе через суд
Капитан «Полесья» мог выйти в рейс трезвым, а напиться на борту

Капитан «Полесья» мог выйти в рейс трезвым, а напиться на борту

Фото: Николай КРИВИЧ

Теплоход, совершавший экскурсию из Омска в Ачаир, потерпел крушение в августе прошлого года. Из-за столкновения с баржей погибли шестеро человек, десятки получили травмы. После ареста капитана Юрия Ратько следователи сообщили, что он вышел в рейс пьяным, выпив накануне 300 граммов водки. Расследование уголовного дела все еще продолжается, и очень многое пока является тайной следствия.

Часть информации обнародовала комиссия государственного морского и речного надзора по расследованию причин катастрофы. Там считают, что в трагедии виноват не только Ратько, но еще и диспетчер речпорта. В ведомстве заявили: женщина знала, что капитан не проходил медосмотр, и не имела права разрешать отправку теплохода. Но позволила ему отплыть, выдав маршрутный лист.

Вскоре после случившегося диспетчера уволили. Но через суд женщина восстановилась на работе.

«Рядовой работник стал отвечать чуть ли не за весь порт!»

Марина Ковалева (имя сотрудницы изменено по этическим соображениям) устроилась в речпорт в 2008 году. Сначала работала дежурной по причалам, затем диспетчером. Несколько раз женщину премировали как лучшую сотрудницу предприятия. В день трагедии она отправляла «Полесье-8» в тот роковой рейс. По словам 42-летней омички, после трагедии у нее случился нервный срыв, резко ухудшилось состояние здоровья. Она взяла двухнедельный больничный, а после - месячный отпуск из-за плохого самочувствия. Затем Марине стало еще хуже, и она была вынуждена уйти в административный неоплачиваемый отпуск до апреля 2014 года.

Вскоре после раздумий Ковалева решила уволиться. В ноябре пришла в порт, чтобы написать заявление. Но в отделе кадров ей сообщили, что еще месяц назад ее уволили из-за «ненадлежащего исполнения обязанностей».

Женщине вменяли нарушение пункта должностной инструкции диспетчера о необеспечении медосвидетельствования капитана теплохода. Однако с этой самой инструкцией Ковалеву не знакомили, данный документ она не подписывала, что было установлено Ленинским райсудом.

Выдержка из решения:

«В 2012 году истец была переведена с должности дежурной по причалам на должность оператора диспетчерского движения. При этом она была ознакомлена с должностной инструкцией под роспись. В связи с приведением в апреле 2013 года наименований должностей в соответствие с нормативами наименование занимаемой истцом должности было изменено на «диспетчера движения флота». Изменение наименования должности не отразилось на должностных обязанностях, что усматривается при сопоставлении инструкций».

Однако из них вытекало, что непосредственные начальники работника практически ни за что не отвечали, а рядовой диспетчер - чуть ли не за весь порт! По такой логике можно было смело увольнять начальника службы пассажирских перевозок, даже сокращать генерального директора и ставить Ковалеву во главе всего. К такому выводу пришел суд.

Как отражено в решении, вступившем в законную силу, диспетчер лишь указывала в маршрутном листе, что медосмотр состоялся. Но не должна была контролировать, как врач выдает справку, и тем более создавать условия для его прохождения. Это входило в обязанности ее непосредственного руководителя. Функции же самого диспетчера гораздо скромнее. Также Марина пересчитывала количество билетов, сверяла его с числом пассажиров и, если они совпадали, получала от начальства разрешение на отправку теплохода.

В итоге суд встал на сторону Ковалевой, восстановил на работе, где ей сделали расчет за вынужденный прогул. Женщине выплатили около 20 тысяч рублей. Среди исковых требований было и требование о компенсации морального вреда в размере 10 тысяч, но присудили ей 3 тысячи. После всего этого Марина все-таки ушла из речпорта, но по решению суда в трудовой книжке отметка «уволена по статье» была заменена на «уволилась по собственному желанию».

Теплоход, совершавший экскурсию из Омска в Ачаир, потерпел крушение в августе прошлого года

Теплоход, совершавший экскурсию из Омска в Ачаир, потерпел крушение в августе прошлого года

В журнале нет росписи Ратько

Не будем заранее делать выводы, но есть подозрение, что Ковалеву хотели сделать козлом отпущения. Еще раз обратимся к итогам расследования комиссии речнадзора:

«В день трагедии сотрудница больницы, которая обычно проверяет речников, попросила свою коллегу подменить ее, пообещав потом с ней за это расплатиться. Капитанов утренних рейсов медик проверила. В специальном журнале стоят росписи медсестры и капитанов. А вот капитан «Полесья» в нем не расписывался. Напротив его фамилии стоит только роспись врача. Диспетчер сказала ей, что утренний рейс Ратько отменили, а второй будет только в 13 часов, поэтому попросила медработника остаться и подождать. Но сотрудница больницы ответила, что не может в этом время подменить коллегу. Тогда диспетчер попросила ее поставить отметку о прохождении осмотра, пояснив, что Ратько хороший человек, к нему никогда не было претензий».

Кроме того, в комиссии заявили, что ответственный за безопасность рейсов начальник службы пассажирских перевозок, также видевший Ратько пьяным, не отменил поездку, вероятно, чтобы порт не потерял в деньгах. Тем более утренний рейс «Полесья» не состоялся из-за нехватки туристов.

Однако сейчас появилась версия, что капитан теплохода перед рейсом был абсолютно трезв, а напился, предположительно, уже на борту «Полесья». И логично, что, если бы Ратько выпил больше половины бутылки водки накануне, к 13 часам следующего дня он бы протрезвел. Но диспетчер могла бы почувствовать запах. В суде же прозвучала версия, что трезвый Ратько зашел к ней в кабинет вместе с начальником службы пассажирских перевозок, который сказал выпустить капитана в рейс несмотря на отсутствие медосмотра и выдать маршрутный лист.

На вопрос, сколько раз подобные случаи могли происходить в речпорту, ответа пока нет. Все покрыто тайной.

Впрочем, если допустить такую ситуацию, что некоторые капитаны будут проходить осмотры в медсанчасти в центре города, то при желании, пока добираются до порта, они могут выпить столько, что не устоят на ногах. Но зато будут иметь при себе документ с печатью от медика. Вот если бы в такой ситуации диспетчер выпустила Ратько в рейс, она бы стала преступником. А так, при условии, что он был трезв, но не имел отметки о медосмотре, - это не нарушение диспетчера.

Официально

Расследуется уголовное дело против начальника службы пассажирских перевозок

- Этот руководитель подозревается в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, - рассказал пресс-секретарь Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Антон Чернышов. - 17 августа начальник службы пассажирских перевозок речного порта проверял готовность к выходу в рейс экипажа теплохода «Полесье-8». Он выяснил, что капитан Ратько не проходил обязательного предрейсового медосмотра и находится в состоянии опьянения. Понимая, что в случае отстранения Ратько от управления теплоходом рейс задержат или вовсе отменят, начальник службы пассажирских перевозок не сделал этого.

Ему грозит до 10 лет лишения свободы. Максимальный срок, на которой за решетку может отправиться Ратько, - 7 лет.

Мы будем следить за развитием событий.