Премия Рунета-2020
Омск
+15°
Boom metrics
Звезды23 мая 2013 5:25

Вахтанговцы в Омске: «Мы привезли спектакль для эмоционального зрителя»

Знаменитая труппа приезжала на фестиваль «Золотая маска»
Вахтанговцы пообещали вернуться в Омск летом следующего года

Вахтанговцы пообещали вернуться в Омск летом следующего года

Фото: Федор СКВОРЦОВ

В Омске с переаншлагом прошла «Анна Каренина». В наш город эту хореографическую постановку привезли вахтанговцы. Вместе с труппой приехал и директор театра.

Кирилл Крок – директор театра им. Вахтангова

- Накануне вы встречались с министром культуры Омской области. О чем договорились?

- Мы с Омской драмой театры побратимы. Все вы знаете, что с 1941 по 1943 год, когда первая фашистская бомба попала в здание театра Вахтангова, именно омичи любезно приняли коллектив у себя на эти три года. Мы считаем, что эта сцена для нас родная. Поэтому вахтанговцы в Омске бывают каждые два-три года. Мы решили эту традицию ни в коем случае не забывать, а только развивать. Надеемся, что в следующем году в июне в рамках фестиваля «Академия» привезем две постановки. В Музыкальном театре покажут нашумевшего в Москве «Евгения Онегина». А в драмтеатр надеемся привезти спектакль «Ветер шумит в тополях». Это две последние работы Римаса Туминаса, которые были многократно отмечены в столице и пользуются неизменным спросом у публики.

- Как вы как менеджер относитесь к тому, что драматические артисты танцуют?

- Я к этой постановке Анжелики Холиной отношусь только положительно. Мы развиваемся и открываем новые направления творчества нашего театра, раскрываем наших артистов. Из тех, кто задействован в спектакле нет ни одного артиста балета. Они все штатные актеры театра им. Вахтангова. Нет ни приглашенных, ни позаимствованных из других трупп. И я горжусь ими и восхищаюсь, что театр может позволить себе такой спектакль.

Народный артист России Евгений Князев признался, что участие в Анне Канениной - самый необычный опыт в его жизни

Народный артист России Евгений Князев признался, что участие в Анне Канениной - самый необычный опыт в его жизни

Фото: Федор СКВОРЦОВ

- Пользуется ли такая интерпретация «Анны Карениной» спросом в Москве?

- В день спектакля билеты на «Анну Каренину» не купить. Кстати, вы можете зарегистрироваться у нас на сайте и приобрести билет, распечатать и ехать с ним в Москву. И, кстати, огромное количество людей пользуются этой услугой, расплачиваясь электронной картой дома. Люди даже пишут на страничке отзывов, что это очень удобно. По итогам прошлого сезона дирекцией театральных городских касс Москвы мы признаны одними из самых посещаемых в Москве.

Ольга Лерман – исполнительница роли Анны Карениной

- Сложно далась роль?

- По первой своей специальности я артистка балета. Но не занималась этой профессией – не получала от нее удовольствия. Поэтому пошла в театральный вуз. И думала, что больше никогда не буду танцевать. Но Анжелика Холина – это что-то другое, совершенно не то, чему я училась. Для меня это большая честь быть частью этой постановки.

- Как готовились?

- Точно так же, как и все драматические актеры – читала, наблюдала. Эта роль мне, наверное, была не свойственна. Тем более что это мой первый год в театре. Но режиссер проделала со мной большую работу. Я за ней чуть ли не повторяла движения, приходилось открывать в себе какие-то другие качества.

- Вы, несмотря на юный возраст, играете такие серьезные роли. А вот если бы вам предложили сыграть, к примеру Курочку Рябу, согласились бы?

- Все зависит от режиссера и от истории этой постановки. Мне, конечно, очень повезло, что я играю такие роли, но хочу сыграть очень многое. И Курочку Рябу тоже.

Евгений Князев – народный артист России, ректор Щукинского училища, исполнитель роли Алексея Каренина

Для молодой актрисы Ольги Лерман Анна Каренина - первая главная роль

Для молодой актрисы Ольги Лерман Анна Каренина - первая главная роль

Фото: Федор СКВОРЦОВ

- Евгений Владимирович, с легкостью согласились на участие в танцевальной постановке?

- Я пришел к Анжелике отказываться на первую репетицию. А она тонкий психолог. Видит, что я сижу отрешенный. И говорит: «А давайте я вам покажу одну сцену». Ольга проходила за Каренину, Анжелика – за ее мужа. И вот к середине сцены у меня в голове явно возникли слова Толстого: «Те чувства, которые вы испытали при падении одного из ездоков… » Я это услышал в полутемном зале, без декораций. Не знаю, каким образом. И я подумал – в этом что-то есть, надо попробовать

- Вы в Омске уже два дня, где успели побывать?

- Я был в двух музеях – Краеведческом и Врубеля. Но от Генерал-губернаторского дома я ждал того быта, в котором жил губернатор. А там экспозиция посуды и больше ничего. Я огорчился, что музей находится не в таком состоянии, как ваш драмтеатр. Там замечательные интерьеры, но они ничем не наполнены. В Краеведческом музее тоже хотелось бы побольше узнать о жизни этого края – третьей столицы России. Но там дореволюционная история представлена только двумя залами, а все остальное – начинается с 1917 года. О Колчаке совсем немного.

- Толстой, наверное, самый русский писатель. Многие считаю, что поставить спектакль или снять фильм по «Анне Карениной» могут только наши соотечественники. Как вы оцениваете недавнюю постановку Джо Райта?

- Мне нравится театральность этой постановки, ее необычность, остроумие. Похоже ли это на Толстого? Где-то можно найти сходство. Но не в этом дело. Это не бездарный фильм. Он не изображает русскую жизнь, когда икру ложками едят. Там не об этом, там о взаимоотношениях. Моя точка зрения – этот фильм, безусловно, имеет право на существование.

Анжелика Холина – хореограф

- Как удалось перевести Льва Толстова на пластический язык?

- Просто в один день пришла мысль, что я хочу поговорить на тему именно этого романа. Потом все сложилось, пришла музыка. Весь спектакль за исключением трех небольших кусочков поставлен на произведения Шнитке. Я даже сама не знаю, как эта музыка пришла ко мне. Кажется, что это все было написано конкретно для меня. Всегда слушаю себя и точно знаю, что если эта мысль пришла, то она придет вместе с возможностью ее реализовать. Потом надо точно подобрать артистов. Спектакль надо ставить на конкретных людей. Это самое большое счастье особенно в танце.

Литовский хореограф Анжелика Холина объяснила, что поставила спектакль для эмоционального зрителя

Литовский хореограф Анжелика Холина объяснила, что поставила спектакль для эмоционального зрителя

Фото: Федор СКВОРЦОВ

- Вы ведь уже работали с этим произведением Толстого раньше?

Да. «Анну Каренину» я ставила в своем театре в Вильнюсе. Но эти две постановки не сравнить. В «Ахт-театре» спектакль малогабаритный, в нем участвует меньше артистов. А здесь он приобрел другую форму. Я отталкивалась от того, что актеры могут. Оказалось, есть возможности, о которых они даже не подозревали. Самое главное не испугать вначале или, наоборот, очень сильно испугать – для каждого у меня свой метод.

- Вы довольны ими?

- То, что они сделали с собой – это из серии невозможного. Наверное, это русский характер и какая-то внутренняя сила, закалка, школа. Оля Лерман пять лет не стояла у станка и попрощалась внутри с балетом. Что мне надо было с ней сделать? Возродить ее любовь к танцу. Евгений Владимирович (Князев. – Прим. авт.) и не подозревал, что в его жизни может поступить такое предложение. Но он не боится, у него есть «чуйка» к хорошей работе, живое любопытство. Это свойства большой личности и выдающегося артиста, качества молодой души.

- Пара Каренина – Вронский сразу сложилась у вас в голове?

- Они еще не поняли, что они могут это, а я знала, что надо сделать именно так. Даже им, наверное, казался странным наш выбор. Особенно Ольге. Она рассчитывала максимум на Кити – в первый-то год в театре. Но я вижу людей и их возможности сразу.

- О чем ваша постановка?

- Я всегда говорю, что мои спектакли для эмоциональных, чувствующих людей. Эти постановки нельзя просчитать. Когда вам человек нравится или нет, вы же не думаете, о его происхождении, возрасте, цвете глаз и кожи. Либо нравится, либо нет. Также и в театре – вы не должны думать ни о чем, просто воспринимать то, что происходит на сцене.