Премия Рунета-2020
Челябинск
+16°
Boom metrics
Общество7 декабря 2022 0:30

«Я плакала. Это был мой первый ребенок»: больничная няня из Челябинска о брошенных детях, объятиях и воровстве

Детей нужно прижимать к себе, уверены няни
Няни работают в разных условиях.

Няни работают в разных условиях.

Фото: Предоставлено "Комсомолке"

Когда я в детстве болела, бабушка готовила мой любимый суп, а родители покупали игрушки и сладости. Выздоравливала быстро, в любви. Но сколько детей болеют одни, в трудный момент рядом нет ни родителей, ни объятий. На помощь таким детям в Челябинске приходят больничные няни. Женщины кормят, обнимают и целуют тех, о ком некому позаботиться.

Плакала, потому что считала ее своей

Римма Муллаярова учит, одевает, кормит через зонд или с ложечки, обнимает и целует чужих детей уже 10 лет. Да и чужие ли они ей? Римма помнит историю почти каждого ребенка и старается узнавать, как они там – в приемных семьях или детских домах.

Всю жизнь Римма танцевала сама и учила этому других. Вместе с коллективами выступала в разных городах России и других странах. В 50 лет стало сдавать здоровье – как и у многих танцовщиц разболелись суставы. Пришлось уволиться.

− Думала, чем могу заняться. И захотела стать воспитателем. Ко мне в танцевальный коллектив приходили дети от 4 до 20 лет. Я всю жизнь с ними. И в институте были психология и педагогика, − объясняет Римма.

В интернете увидела объявление – требуется воспитатель в детскую больницу. Так и совместила две стези: работает и в больнице, и с детьми. После собеседования была стажировка в отделении патологий новорожденных и недоношенных детей. За два месяца Римма не привязалась ни к одному ребенка – все-таки слишком маленькими они были. Зато сколько потом было знакомств и дружбы!

− На первой смене познакомилась с девочкой Полиной. Пробыла с ней всего два-три дня. Но это был мой первый ребенок. Ее забрали и увезли родители. А я плакала, потому что привыкла к ней. Сейчас уже не так реагирую. Успокаиваю себя тем, что дети идут в семью, им будет хорошо.

Няни целые сутки ходят в масках.

Няни целые сутки ходят в масках.

Фото: Предоставлено "Комсомолке"

Возвращают в детские дома или пишут временные отказы

Сначала няни, тогда еще воспитатели, работали только с новорожденными. Потом стали привозить болеющих ребятишек из детских домов и домов ребенка.

− Помню, у нас девочка лежала где-то полгода. Ее, заболевшую, с области привезла опека. А потом у нее отклонения в психике начались: ручки и ножки тряслись. Приемная мама за ней приезжала. Но в итоге все равно вернула в детский дом.

А несколько лет назад работы у больничных нянь добавилось – стали привозить изъятых из семей детей. Их находят на улицах, пока родители пьют, или забирают, если дома плохие условия. И пока родители или опекуны пытаются забрать детей назад, те живут в больницах.

− А куда их девать? Ни в приют, ни в детский дом их определить не могут, потому что нет статуса. Ждать могут месяц-два, а кого-то и через день забирают. Бывает, что мама и не интересуется ребенком, тогда его определяют в приют или детский дом. Сейчас люди пишут временные отказы. Спрашиваешь, почему. А они говорят, что временные финансовые трудности. Финансовые трудности? Так найди вторую, третью работу, - недоумевает Римма.

Большую часть из этих детей все же забирают домой. Но и в приюты попадают многие. Римма говорит, были случаи, когда ребенок год, два, три был в приюте, а потом родители забирали его. А все это время в гости приходили, передачки носили. Но это ли нужно ребенку?

Детям нужен не только уход, но и ласка.

Детям нужен не только уход, но и ласка.

Фото: Предоставлено "Комсомолке"

Были круглые сутки в реанимации

Больничные няни работают в нескольких городских и областных больницах. С Риммой мы встретились в стенах детской городской больницы №1. Там организован социальный пост для отказников и изъятых.

− У нас две палаты на несколько боксов. Мы пригласили волонтеров-художников, они разрисовали все стены сказочными героями и животными. Больница купила телевизоры, дети смотрят мультфильмы. У нас игрушек много. Вообще дети любят к нам ездить. У нас крутая обстановка.

Римма признается, некоторые дети возвращаются буквально через сутки. Бегут, обнимают и радуются как родному человеку. Няни сравнивают свои больничные палаты с санаторием.

− Мы играем с ними, рисуем, читаем книжки, делаем поделки. Сейчас готовимся к Новому году. Целуемся, обнимаемся. Сейчас очень удобно: маску надел и целуешь, чтобы вдруг не заразить ребенка. Больничные няни – то же самое, что и больничные мамы.

Сидели даже с детками, у которых был ковид! Целые сутки проводили в защитном костюме: шлем, две маски, две пары перчаток, специальные штаны и бахилы по колено. Зато малыши не чувствовали себя одинокими и брошенными.

Пару лет назад Римма с коллегами работали в реанимации детской областной больницы. Там ухаживали за мальчиком Мишей, у которого была спинальная мышечная атрофия. О нем тогда писали и снимали многие СМИ, а скромные героини остались в стороне.

− Полгода мы были с ним круглые сутки в реанимации. Начался еще ковид, мы там жили буквально. Я неделю с ним работала безвылазно, потом встала в график четыре через четыре. Такой мальчишка! Он был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких, сам не дышал. Кормили его через зонд. Первое время не знали, как это делать, было страшно. Потом нас научили делать дыхательную гимнастику, чтобы он мог сам дышать. Как сейчас помню: отключаю ИВЛ, ребенок не дышит, чуть ли не синеет, едва не плачет. А еще надо делать упражнения! Потом занимались гимнастикой для СМА. Так полгода жили. В декабре приехала женщина, забрала его в Москву, в семью. Он в бассейне занимался, на улице гулял. Но еще полгода прожил и умер. Врачи реально на вещи смотрят, они понимали, что мальчишка умрет. А мы, няни, наивные, верим, что можно выходить.

За Мишей нужен был особый уход.

За Мишей нужен был особый уход.

Фото: Предоставлено "Комсомолке"

Ручек и ножек нет, но какой умный взгляд

Римма признается, вместе с другими нянями они стараются следить за историями попавших к ним малышей. Конечно, часть обживаются в детских домах и приютах. Но с особым теплом рассказывает о тех, кто обрел новую семью.

− От одного мальчика мама отказалась, папа не захотел больного ребенка. У него патология легких, были хрипы. В итоге он вырос в доме ребенка. Теперь бегает, симпатичный, беленький, глаза голубые. Он у нас уехал в Испанию, его усыновили. И климат подошел для легких. Потом у нас был мальчик Саша. У него ручек и ножек не было. Но какой умный пацан! У него такой взгляд был – смотрел, будто начальник. Долго был в доме ребенка, научился своими колотушками и ложку держать, и кушать. Его усыновила семья батюшки.

Есть и известные истории. Например, девочка, которую в 2015 году нашли в яме под поселком Полетаево. В больнице ее назвали Полиной, а крестили под именем Кристина. Малышка несколько дней пролежала завернутая в пакет в лесу, бедняжку грызли муравьи.

− Девочку привезли в областную больницу, а мы за ней круглые сутки ухаживали. Первые дни она листьями какала, похоже ела их в лесу. Папа забрал девочку, поменял имя. Няня, которая за девочкой ухаживала, общается с семьей, в гости к ним ездила. А девочка в этом году пошла в первый класс. У нее все хорошо.

− Никогда не хотели забрать ребенка в семью?

− Когда начинала работать, помоложе была, сейчас мне 60. Тогда и эмоции были более яркие. В одну девочку тогда влюбилась. Так переживала за нее! Она лежала полгода у нас, я уже считала ее своей. Блондиночка с большими голубыми глазами. Захожу обычно в палату, а она бежит ко мне, ручки протягивает. А она такая неуклюжая, все время падала. Вот ее удочерить хотела. Но потом ее мамочка забрала. А потом уже не хотелось. И здесь общения с детьми хватает.

Сын Риммы уже взрослый. А муж время от времени подкалывает, когда Римма с теплом рассказывает о детях, мол, может удочерим. Зато племянник Риммы вместе с женой недавно усыновил мальчика.

− Представляете, его месячного на улице нашли. Кто-то его выбросил. Он у нас месяца три-четыре лежал. Такой мальчишка хороший! Ему недавно полгода исполнилось.

Няни играют и чему-то учат.

Няни играют и чему-то учат.

Фото: Предоставлено "Комсомолке"

Ребенка надо к груди прижать

Римма признается, за 10 лет работа няней не надоела. На встречу с малышами идет с удовольствием. А с трудностями помогают справиться любовь к детям, терпение, сострадание и интерес.

− Тут морально тяжело, а бывает и физически. Два года назад у нас было по 20-25 детей. Мы работали в реанимации, а девочки − в смене по одной. А с каждым надо поиграть, покормить, переодеть. Мы же и ночью кормим маленьких детей.

Кроме этого няни постоянно повышают свою квалификацию. Все вместе учатся детскому массажу, арт-педагогике, психологии и реабилитации.

− Когда столько лет работаешь, уже и психологом становишься, знаешь, как себя повести в разных ситуациях. Недавно у нас 12-летний мальчик лежал, собирался выписываться в приют. Предложила ему рюкзак собрать, он стал отказываться. Думаю: что-то тут не так. Смотрю, там наша музыкальная колонка. И как в такой ситуации быть? Объяснили, что это плохо. Но если такая мечта, подарили ему.

Приходится учить не только моральным правилам, но и бытовым вещам. В приютах и детских домах такому зачастую не учат, уверена Римма.

− Один мальчик в пять лет говорил не понятно – каша во рту. Сейчас у нас мальчик, ему два года и девять месяцев. Играли с ним в мяч, а он не знает, как его ловить. Учила. Там мало с ними занимаются.

Но самое главное, что дают няни, это ощущение близкого человека, ласку и любовь.

− Сотрудники больницы говорят: «Не носите на руках, потом они плакать будут». А мы считаем, что надо ребенка к груди прижать, чтобы он ласку получил. С ребятишками постарше тоже нужно обязательно обниматься. Они будут знать, что есть добрые люди, которые тебя поймут и хорошо отнесутся. Будут знать, что люди разные бывают, что не все их игнорировать будут.

В Челябинске есть только одна организация больничных нянь. Они сами ищут меценатов, ведь в больницах такая должность не закреплена. Няни уверены, на следующий год денег для зарплаты и покупку игрушек хватит. А вот что будет дальше, пока никто не знает.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сдали родного сына в интернат: в Челябинске благополучные родители стали чаще отказываться от детей

«Первое время боялись при мне обедать»: житель Челябинска откровенно рассказал, как приемные подростки привыкали к новой семье

«Баб Тань, носок зашей!»: история челябинки, которая ушла из дома и обрела новую семью в 65 лет

«Родители имеют право знать, что их сыночек жив»: челябинке во время ЭКО подсадили чужой эмбрион

«Некоторые дети лежат и не хотят шевелиться, а тут мы заходим с хи-хи-ха-ха»: больничный клоун о малышах с онкологией, принятии болезни и йоге смеха

К ЧИТАТЕЛЯМ

Подписывайтесь на нас во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».

Следите за важными событиями в «Яндекс.Дзен» и «Телеграме».

Присылайте новости на Viber и WhatsApp по номеру: 8 904 934-65-77 или на почту kpchel@phkp.ru.