Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество27 сентября 2012 8:47

Лауреат Нобелевской премии по химии Жан-Мари Лен - школьникам: «Хорошенько подумайте, что для вас важнее: сделать карьеру или дать свободу воображению»

«Комсомолка» поговорила с выдающимся французским химиком, который на прошлой неделе приезжал в Минск, о том, как увлечь школьников наукой, о том, что объединяет ученых и художников и как меняется жизнь после Нобелевской премии
Господин Лен уверен: заинтересовать детей наукой очень просто.

Господин Лен уверен: заинтересовать детей наукой очень просто.

- Господин Лен, расскажите, что нужно сделать, чтобы вырастить из ребенка будущего великого ученого?

- Для начала стоит заинтересовать его наукой. Это очень легко сделать! Все люди, а в особенности маленькие люди, очень любопытны. Детям интересно, как работают разные вещи, как все взаимосвязано, поэтому их можно увлечь чем-то прикладным: опытами, экспериментами. Некоторые выдающиеся современные ученые именно таким образом стараются популяризировать «детскую» науку. Лауреаты Нобелевской премии по физике, американец Леон Ледерман и француз Жорж Шарпак, основали специальные образовательные программы, позволяющие детям в буквальном смысле потрогать науку и найти практические ответы на некоторые из своих вопросов. Малышам это очень нравится. Возможно, некоторые из них благодаря этому детскому увлечению захотят заниматься наукой и в старшей школе, но там уже придется не играть, а усердно заниматься.

- Похоже, что усердно заниматься никто не хочет. В Беларуси абитуриенты очень плохо сдают экзамены по математике, физике, химии, какая уж тут наука!

- Все хотят быть банкирами и зарабатывать деньги? Понимаю. В старшей школе, когда молодые люди начинают задумываться о своем будущем, наука кажется им не самым финансово привлекательным вариантом. Гораздо лучше подниматься по карьерной лестнице, получать хорошую зарплату, иметь вес в обществе, стать успешным человеком… Но в такой жизни не очень-то много свободы. А наука - это в первую очередь свобода, творчество, фантазия! Поэтому я советую всем школьникам хорошенько подумать, что для них важнее: сделать успешную карьеру или дать волю воображению. Собственно, это та причина, по которой я сам выбрал научную карьеру. Я мог бы устроиться в какую-нибудь крупную компанию и зарабатывать гораздо больше, но мне слишком нравилось мечтать.

- Мечтать - это хорошо, но жить-то на что?

- Наука не позволяет молодым ученым хорошо зарабатывать, поэтому государство обязательно должно их поддерживать, особенно самых творческих и перспективных. Разумеется, роскошной эта жизнь не будет, но она должна быть как минимум удовлетворительной. Иначе все эти творческие и перспективные молодые люди могут захотеть уехать в другое место, где им предложат лучшие условия.

- А разве так не происходит? Ученые из разных стран постоянно переезжают с места на место, вместе работают над новыми интересными проектами…

- Конечно, все так и есть! На мой взгляд, одно из самых важных жизненных правил звучит так: каждый человек должен заниматься тем, что у него получается лучше всего. И он должен заниматься этим там, где для этого созданы оптимальные условия. Поэтому если где-то существует необходимая инфраструктура, работают нужные люди, и человек осознает, что там он принесет больше всего пользы, - почему бы ему не работать там? Другой вопрос, что страна как раз и должна создавать для своих ученых эти оптимальные условия.

«Нобелевская премия научила меня говорить «нет»

- Наверное, стать ученым может не каждый? Для этого нужен талант, или достаточно просто много учиться?

- Мне кажется, ученых можно полноправно называть творческими людьми, а творческим людям, конечно же, необходим талант. Несомненно, ученому приходится постоянно учиться и работать, оттачивать свои навыки, причем делать это скрупулезно и настойчиво. Точно так же музыкант тренируется, ежедневно играя гаммы. Но одной лишь усидчивости недостаточно: ни тот, ни другой не смогут достигнуть успеха без фантазии. Ученый должен в подробностях представлять то, чего никто никогда не видел своими глазами. Точно так же композиторы, писатели, художники рассказывают о вещах, которые существуют только в их воображении. И для того чтобы описать неизвестное, нужен талант! А еще настоящая любовь к своему делу.

- В детстве вы мечтали стать известным химиком?

- О нет! Я хотел стать философом и даже в университет поступил с этой целью. Но постепенно я начал осознавать, что философия - это какая-то фантастика. Когда я понял, что мне больше нравится определенность, я начал заниматься химией.

- Я вряд ли когда-нибудь стану лауреатом Нобелевской премии, поэтому спрошу у вас: что чувствует человек, когда получает ее?

- Для начала он становится подозрительным! Ученые по всему миру сами выдвигают кандидатов, и, естественно, этот процесс сопровождается поиском информации о них. Поэтому, когда осенью (имена лауреатов обычно становятся известны в октябре. - Ред.) все вдруг неожиданно начали интересоваться моей биографией и послужным списком, я сразу понял: что-то происходит. Так что премия не стала для меня неожиданностью. Но получить ее было очень приятно: не зря проработал столько лет!

- А как Нобелевская премия изменила вашу жизнь?

- Она научила меня говорить «нет». Потому что после нее я стал получать гораздо больше разнообразных приглашений и предложений, но если бы я стал принимать их все, то на исследования просто не осталось бы времени! Поэтому пришлось раз и навсегда определиться с тем, что я должен делать и что хочу делать. А в остальном я ни капли не изменился и продолжаю так же заниматься своим делом.

СПРАВКА «КП»

Жан-Мари Лен родился в 1939 году. Получил две степени бакалавра в университете Страсбурга - философии и естественных наук, но впоследствии решил заниматься химией. Является основоположником супрамолекулярной химии. Ныне профессор Страсбургского университета и Коллеж де Франс, член Высшего совета по науке и технологии, член Консультативного научного Совета Фонда «Сколково». В 1987 году совместно с Чарльзом Педерсоном и Доналдом Крамом получил Нобелевскую премию по химии.