Премия Рунета-2020
Омск
+8°
Boom metrics
Общество23 января 2017 7:13

Снижение стоимости проезда в омских «газелях» в мэрии назвали местью перевозчиков

Ценой билета в 20 - 22 рубля частники якобы хотят отобрать пассажира у автобусов и насолить ПАТП за отмену маршрутов [комментарии перевозчика и департамента]
Изменения коснулись примерно десятка маршрутов – где-то проезд сделали 20, где-то 22 рубля. Все зависит от его протяженности. Подешевел билет в маршрутах №№ 64, 205, 207, 346, 550 и других.

Изменения коснулись примерно десятка маршрутов – где-то проезд сделали 20, где-то 22 рубля. Все зависит от его протяженности. Подешевел билет в маршрутах №№ 64, 205, 207, 346, 550 и других.

Фото: Станислав МУХИН

Жители Омска уже давно привыкли к неприятной закономерности: примерно раз в полгода у нас дорожает стоимость проезда. Привело это к тому, что за неполные пять лет цена билета выросла с 10 до 22 рублей (подробнее см. «Цифры в тему»). Но в эти выходные пассажиры маршруток столкнулись с приятной неожиданностью. Проезд в некоторых «газелях» сильно подешевел.

- А что, билет стал по 20 рублей?! – недоумевали люди, когда водители передавали им сдачу.

Изменения коснулись примерно десятка маршрутов – где-то проезд сделали 20, где-то 22 рубля. Все зависит от его протяженности. Подешевел билет в маршрутах №№ 205, 207, 346, 550 и других. С прошлого года частники имеют право самостоятельно устанавливать цену билета на своих машинах – Региональная энергетическая комиссия (РЭК) больше не диктует им тариф. Жители же до сих пор недоумевают, с чего вдруг такая щедрость. Причину «Комсомолке» объяснил один из крупнейших перевозчиков города директор НП ООО «Безопасный город» Иван Меняйлов.

- Если вы посмотрите географию подешевевших маршруток, то увидите: снизили стоимость там, где работает ООО «Автосила». По моему глубокому убеждению, именно в интересах этого перевозчика с 1 января были закрыты 27 коммерческих маршрутов, – говорит Меняйлов, у которого больше сотни машин в городе. – «Автосила» ввела карточки для пассажиров, после покупки которых они имеют право ездить по 20 рублей. Они демпенгуют рынок и собирают больше людей. К тому же этот перевозчик получает льготы из бюджета. Вот другие частники и отреагировали таким образом. Я пока на своих маршрутах стоимость проезда не сбавлял. Наблюдаю, что будет происходить и как отреагирует пассажир.

Тем не менее, глава НП ООО «Безопасный город» признает: скорее всего, к цене билета в 20 - 22 рубля в ближайшее время придет большинство других перевозчиков. А, значит, новый удар ждет муниципальные автотранспортные предприятия. Руководство ПАТП после закрытия 27 коммерческих маршрутов в первые же недели заявляли, что резко стали получать прибыль от 3 до 5 млн. Сейчас же омичи при одинаковой стоимости проезда в автобусах и «газелях», вероятно, выберут второе. Маршрутки как ни крути ходят чаще и быстрее. И вопросы безопасности перевозок, о которых так часто любят говорить в департаменте транспорта, эти два преимущества пока перевешивают. Пассажир голосует рублем.

- Для других предпринимателей это чисто вопрос психологии: когда на одной линии с тобой конкурент возит за 20 – 22 рубля, ты волей-неволей тоже снизишь цену на билет, – поясняет Меняйлов. – Увеличит ли демпинг количество пассажиров в маршрутках? Я думаю, да. Практика показывает, что в Омске люди готовы ждать транспорт даже за разницу в рубль.

Признают это и в мэрии. Шаг коммерсантов по снижению стоимости проезда чиновники уже назвали местью. В мэрии говорят, что демпинг устроили именно нелегалы (подробнее см. «Комментарий властей»). А, значит, война муниципальных ПАТП с владельцами маршруток продолжается. Пока победителем из этой борьбы временно вышел пассажир. Но к чему все это приведет, пока непонятно.

КОММЕНТАРИЙ ВЛАСТЕЙ

«Это нелегалы мстят нам за закрытие 27 направлений с января»

Замдиректора департамента транспорта Игорь КОЖУХОВ:

- В основном частники ездят за 20 – 22 рубля на отмененных маршрутах с января, то есть нелегалы. Видимо, пытаются таким образом зарекомендовать себя хорошими добропорядочными перевозчиками. Хотя мне известно, что одну из таких машин остановили в выходные, а у водителя даже прав не было, и он никогда их не получал. Нелегалы могут себе позволить возить людей за такие деньги: налоги они не платят, получку платят черную. Такие перевозчики создают нездоровую конкуренцию на рынке. Естественно, это ударит по карману муниципальных ПАТП и тех частников, которые работают на пересекающихся маршрутов по закону. Опускать стоимость проезда до 20 рублей они не могут. Считаем ли мы такой шаг местью за решение закрыть часть направлений с января? Наверное, так и есть.

ЦИФРЫ В ТЕМУ

Как росла цена билета в автобусе?

- До 1 августа 2012-го - 10 руб.

- с 1 августа 2012-го - 12 руб.

- с 22 января 2013-го - 16 руб.

- с 1 июля 2013-го - 18 руб.

- с 1 апреля 2016-го - 22 руб.