Премия Рунета-2020
Омск
+19°
Boom metrics
Интересное2 февраля 2021 10:00

Призвание - авиация

Тысячи мальчишек мечтают связать свою судьбу с авиацией.

Шум винтов вертолёта для них музыка, кабина пилотов - святая святых, а романтический статус покорителей неба оставляет далеко позади в рейтинге все остальные профессии. Реальность сурова и у большинства детская мечта так и остаётся несбыточной, слишком много требований предъявляет авиация. Случайным людям здесь не место.

Прежде всего, все специалисты, работающие в отрасли, проходят очень строгое тестирование и по состоянию здоровья, и по практическим навыкам, и по уровню теоретических знаний. И это не удивительно, ведь от них зависят жизни пассажиров, экипажа и, что тоже немаловажно, сохранность сложнейшей техники. А что касается личных качеств, здесь не обойтись без добросовестности, ответственности, трудолюбия, самодисциплины и желания учиться.

Сложностей и ограничений много, но у тех, кто твёрдо решил связать свою судьбу с эксплуатацией и обслуживанием воздушных судов всё получится. Главное идти к своей цели, и в первую очередь - к получению престижного и качественного образования.

Именно таких, целеустремлённых и настойчивых ждут в Омском лётно-техническом колледже гражданской авиации им. А.В Ляпидевского. Сегодня это учебное заведение входит в качестве филиала в структуру "Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева". Это один из самых многопрофильных колледжей СПО в стране. Здесь готовят специалистов по четырём авиационным специальностям: пилот, авиамеханик, специалист авиационного и специалист радиоэлектронного оборудования. И единственный в России, где готовят пилотов и бортмехаников для работы на вертолётах Ми-8.

На службе у Советской Армии

А началась история подготовки профессионалов для воздушного флота в нашем сибирском городе более 80 лет назад. Первые 20 лет это было военное учебное заведение. "Омская военная авиационная школа пилотов" - так оно тогда называлось - было создано 17 мая 1940 года приказом командующего Сибирским военным округом. Преподаватели в новое учебное заведение приезжали из разных городов Сибири: Тюмени, Канска, Барнаула, Бийска, Красноярска. Были в их числе и омичи. В основном все наставники курсантов были сотрудниками аэроклубов.

С первых дней начались теоретические занятия, причём знания давали очень большими объёмами: занятия проходили в две смены по нескольку часов каждая. А совсем скоро начались первые полёты. Практически за год до начала Великой Отечественной в Омске впервые поднялись в небо будущие военные пилоты на самолётах У-2. В начале 1941-го года они уже получили документы об окончании образовательного курса в Омской военной школе подготовки пилотов.

В военной летописи учебного заведения записано: " К концу 1941 года школа имела эскадрилью Пе-2, две смешанные эскадрильи на самолетах СБ и Пе-2 и две эскадрильи на самолетах Р-5. За 1942 год было подготовлено 520 летчиков на бомбардировщик СБ и 200 пилотов на пикирующий бомбардировщик Пе-2.

За 1943 год школа выпустила 267 летчиков на самолетах СБ и 209 на самолетах Пе-2. Все выпускники были направлены в строевые части Военно-Воздушных Сил. Среди выпускников школы 35 Героев Советского Союза, 6 из них погибли в период войны...

...Героическая страница истории Омского военного училища связана с сотрудничеством с конструкторским бюро А.Н. Туполева и московским авиационным заводом, которые во время войны находились в городе Омске. В 1941 году директором авиационного завода №166 в городе Омске был назначен Анатолий Васильевич Ляпидевский, первый Герой Советского Союза, имя которого присвоено учебному заведению в 1983 году. На личный состав Омской военной авиационной школы пилотов была возложена задача переучивать лётчиков, прибывающих с фронта, на новый самолёт Ту-2, создаваемый в городе Омске. Лучшие пилоты-инструкторы стали испытателями самолётов А.Н. Туполева. Среди них А.Д. Перелет, который стал основным испытателем туполевских самолетов в течение 10 лет, ему было присвоено звание Героя Советского Союза".

В общей сложности за годы войны в Омске было подготовлено более 2300 пилотов, которые отправились на фронт. Многие из них навсегда остались на полях сражений, а их имена - в списках Бессмертного полка.

21 октября 1944 года в истории учебного заведения - одна из самых значимых дат. В этот день было издано Постановление Президиума Верховного Совета СССР о вручении коллективу Омской военной авиационной школы пилотов Боевого Красного Знамени. А через год, в победном 1945-м, школа была переименована в "Омское военное училище лётчиков". И в своём "военном" статусе просуществовала до начала 60-х годов.

Мирное небо

После сложных лет восстановления разрушенного войной народного хозяйства и перестройки промышленности на мирные рельсы массовая подготовка военных лётчиков утратила свою актуальность. Так через полтора десятилетия после Победы было принято решение о реорганизации военного училища в Омское авиационное училище спецслужб гражданского воздушного флота. И параллельно здесь продолжили обучать пилотов для гражданской авиации на самолёты АН-2.

В 1961 году на территории училища был основан собственный учебный аэродром, где установили несколько самолётов - ИЛ-12, АН-2, ИЛ-28, вертолёт МИ-4 и др.

Понятие "спецслужбы" включало в себя наземные эксплуатационные структуры, сопровождающие полёты. Отныне в Омске должны были готовить специалистов по обслуживанию радиооборудования и электроприборов самолётов. Кроме того, в связи с развитием авиастроения и ростом спроса на наземные специальности для обслуживания сложной техники, в учебную программу включили курс "Техническая эксплуатация наземных радиосредств самолётовождения и посадки". А затем на базе учебного заведения создаётся заочное отделение и курсы по изучению новых авиационных разработок для инженеров и техников авиазаводов. За год здесь повышали квалификацию около 300 действующих специалистов из разных городов страны.

Это были совершенно новые направление в деятельности учебного заведения. Предстояло кардинально реорганизовать образовательный процесс, переоснастить учебную базу, обновить кадровый состав. Руководство училища с этой задачей успешно справилось.

Это время можно назвать периодом большого строительства в истории учебного заведения. Именно тогда были построены корпус для теоретических занятий на 1200 учащихся, столовая для курсантов и постоянного состава на 1000 мест, общежитие на 560 курсантов, жилой дом для работников училища, центральная котельная, спортивный комплекс. В корпусах были оборудованы специализированные классы и более 40 учебных лабораторий для подготовки техников по обслуживанию радиооборудования аэропортов. По соседству с учебным аэродромом разместился полигон с радионавигационным и радиолокационным оборудованием. В результате численный набор курсантов за 10 лет вырос в пять раз - с 450 человек в 1960 году до 2500 в 1970 году. Омское училище обеспечивало специалистами авиапредприятия Урала, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана.

В 1980 году приказом Министерства гражданской авиации Омское училище начинает подготовку пилотов на вертолёт МИ-8. Омский центр подготовки профессионалов-вертолётчиков стал одним из первых в стране специализированным средним специальным учреждением. Образовательным "коллегой" омичей было лишь Кременчугское лётное училище. В новейшей истории России, после распада Советского Союза, Омское училище осталось единственной отечественной образовательной организацией с уникальной учебной программой.

В 1991 году образовательное учреждение вновь меняет свой статус. Согласно приказу Министерства транспорта Российской Федерации в Омске образован колледж гражданской авиации. А через год на вновь созданном, лётном отделении возобновляются занятия у курсантов, выбравших для себя профессию пилота вертолёта Ми-8. Из первого набора курсантов в колледж дипломы пилотов-вертолётчиков получили 55 выпускников. У каждого в профессиональном резюме была запись: "100 часов лётной подготовки". С 1998 года колледж открывает новую специальность «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей», и к 2006 году по этой специальности осваиваются не только вертолеты, но и самолет ТУ-154. Одновременно продолжается работа курсов переподготовки авиационного персонала авиакомпаний и предприятий, в том числе - зарубежных. В рамках международного сотрудничества колледж осуществляет переподготовку специалистов из Эквадора, Индии, Монголии, Китая, Новой Гвинеи, Ирана и Малайзии.

Под "крылом" альма-матер

С началом нового тысячелетия поступательное развитие учебной базы продолжается. В 2006 г. в колледже открывается новое направление - первоначальная подготовка бортмехаников вертолета Ми-8Т, не имеющее аналогов в нашей стране. В 2007г. - в Омском колледже устанавливают суперсовременный тренажер новой модификации вертолета Ми-8АМТ (Ми-171). С 2008 г. колледж внедряет тренировочный процесс для летного состава российских и зарубежных авиакомпаний. В последующие два года тренажёрный парк колледжа пополнили ещё три экземпляра тренировочного оборудования - два новых тренажера КТВ Ми-171 и один КТВ Ми-8.

С 2010 года в рамках дальнейшей модернизации материально-технической базы для выполнения учебных полетов в распоряжение колледжа поступил новый вертолет Ми-171. Затем ещё два новых вертолета первоначального обучения Eurocopter AS350 B2 и три тренажера вертолета первоначального обучения Eurocopter AS 350 B2. Также в 2015г., 2016г. и 2017 г. - три новых вертолета первоначального обучения Bell 407GXP, и два тренажера вертолета Bell 407. В результате сегодня подготовка пилотов осуществляется на высоком профессиональном уровне, обеспечивая высокую конкурентоспособность выпускников колледжа.

За всю историю образовательного учреждения из его стен вышли более 30 тысяч высококлассных специалистов для отечественной авиации и авиапредприятий стран - партнёров России.

С 2016 года колледж возглавляет Заслуженный военный летчик России, полковник запаса Александр Валерьевич Строганов. Выпускник Барнаульского высшего военного авиационного училища лётчиков служил в нескольких союзных республиках. Участвовал в боевых действиях в Афганистане. Окончил Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. 38 лет отдал службе в Вооружённых силах нашей страны. За эти годы он освоил едва ли не все серийные модели отечественных боевых самолётов. В общей сложности провёл в небе почти 170 суток. Профессионал высшего класса требовательно и ответственно относится как к организации учебного процесса, так и к дальнейшей судьбе курсантов.

- Сегодня подготовка в колледже осуществляется по наиболее востребованным гражданской авиацией специальностям: пилот, бортмеханик, техники по обслуживанию двигателей, радиоэлектронного оборудования, электрифицированных пилотажно-навигационных комплексов. Мы даём будущим специалистам большой объём теоретических знаний, практических навыков и лётной подготовки. В колледже прекрасный преподавательский состав. Большая часть наших специалистов имеют высшую и первую категории. Всё это позволяет выпускникам быть абсолютно уверенными в своём профессиональном будущем. Тем более, что колледж им в этом способствует. У нас есть собственный банк вакансий, мы тщательно мониторим спрос на рынке труда, а в результате трудоустраиваются все наши выпускники. Причём, работодатели предлагают им весьма привлекательные условия, - рассказывает Александр Валерьевич.

Каждый год Омский колледж выпускает около 100 специалистов, которыми их альма-матер по праву гордится. Выпускники достойно продолжают традиции учебного заведения и с успехом трудятся на авиапредприятиях России и зарубежных стран.