Звезды

Антонио Бандерас назван лучшим европейским актером

В Берлине состоялась 32-я церемония вручения Европейских Кинонаград
В Берлине состоялась 32-я церемония вручения Европейских Кинонаград

В Берлине состоялась 32-я церемония вручения Европейских Кинонаград

Фото: REUTERS

Антонио Бандерас был справедливо признан лучшим европейским актером за роль альтер-эго Педро Альмодовара в его фильме «Боль и слава». Это второй значительный приз в карьере Бандераса, ранее получившего приз Каннского фестиваля за роль, подводящую итог всему, что он сделал в кино у главного режиссера своей жизни.

Симметричной женской награды удостоена англичанка Оливия Колман, виртуозно сыгравшая страшную, глупую и больную, но все еще похотливую английскую королеву Анну в исторической сатире Йоргоса Лантимоса «Фаворитка», за которую она в начале года отхватила и обычного «Оскара». Грек Лантимос награжден европризом как лучший режиссер. Его «Фаворитка» стала главным триумфатором церемонии: ее назвали не только лучшим европейским фильмом уходящего года, но и лучшей европейской комедией, а также отметили за лучшую операторскую работу, костюмы, грим и монтаж.

Француженка Селин Сьямма отмечена как лучший сценарист за поставленный ею костюмную камерную психодраму «Портрет молодой женщины в огне», считающуюся современным феминистским манифестом.

Европейским открытием-2019 стали «Отверженные» - энергичная криминальная драма чернокожего дебютанта Ладжа Ли дает картину реальной жизни на парижской окраине, куда редко ступает нога «белого человека».

Антонио Бандерас получал награду по видеосвязи

Антонио Бандерас получал награду по видеосвязи

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Приз за европейский вклад в мировое кино вручили французской кинозвезде Жюльетт Бинош и немецкому режиссеру Вернеру Херцогу. «Выбор народа» пал на польскую драму «Холодная война», а лучшим евросериалом назвали «Вавилон Берлин» компании Тома Тыквера. Российское кино представляла молодая актриса Виктория Мирошниченко, номинированная за главную роль в фильме Кантемира Балагова «Дылда».

ИСТОРИЯ «ЕВРО-ОСКАРА»

Европейский брат «Оскара» вручается с 1988 года. Именно в этом году в Берлине была основана Европейская Киноакадемия, озабоченная пропагандой кинематографа Старого света и объединяющая ныне около 2300 кинематографистов со всего континента. Они-то и голосуют за главный континентальный киноприз. Первым президентом Академии был Ингмар Бергман, с 1996 года его место занимает Вим Вендерс. Ежегодно Киноакадемия вручает свои призы по всем основным кинематографическим номинациям. Сначала приз именовался «Феликсом» - в честь каннского кафе, в котором Вендерсу сотоварищи пришла в голову счастливая мысль создать европейский аналог «Оскара». Но название «Феликс» продержалось недолго. Скоро награда стала именоваться Призом Европейской Киноакадемии, а в просторечии - Евро-Оскаром. Ее лауреатами в главной номинации «за лучший европейский фильм» становились в разные годы такие картины, как «Короткий фильм об убийстве» Кшиштофа Кесьлевского и «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи, «Рассекая волны» и «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера, «Амели» Жан-Пьера Жёне, «Головой о стену» Фатиха Акина и «Гоморра» Маттео Гарроне, «Поговори с ней» и «Всё о моей матери» Педро Альмодовара, «Белая лента» и «Скрытое» Михаэля Ханеке…. Награды вручаются каждый второй год в штаб-квартире Европейской Киноакадемии — Берлине.

Восходящая звезда европейксого кино Ладжа Ли

Восходящая звезда европейксого кино Ладжа Ли

Фото: REUTERS

НАШИ НА «ЕВРО-ОСКАРАХ»

Самый большой урожай европейских призов наши кинематографисты собирали во времена перестройки. В 1989 году сценаристка Мария Хмелик удостоилась награды за «Маленькую Веру». В 1990-м лауреатом в номинации «лучшая мужская роль» стал Дмитрий Певцов за работу в эпопеи Глеба Панфилова «Мать», а «европейским сценаристом года» - Виталий Каневский за литературную основу своей знаменитой картины «Замри, умри, воскресни». Каневский был назван и «европейским открытием года», а тогдашний Союз кинематографистов получил коллективный почетный приз за деятельность, осуждаемую нынешним его руководством. В 1993 году награда, тогда еще именуемая «Феликсом», нашла своего героя в лице Никиты Михалкова. Он был отмечен за фильм «Урга». В 1996 году за сценарий «Кавказского пленника» вознаградили Сергея Бодрова с соавторами, а в 2003 году «открытием года» было названо «Возвращение» Андрея Звягинцева. Гуру авторского кино Александр Сокуров был удостоен приза Европейской киноакадемии за творческий вклад.

Интересно, что чаще всего Россию на «Евро-Оскарах» представляли кинооператоры. Номинации получали оператор Сергей Трофимов за «Монгола» Сергея Бодрова, Михаил Кричман за «Изгнание» Андрея Звягинцева, Максим Дроздов и Алишер Хамидходжаев за «Бумажного солдата» Алексея Германа-младшего, Павел Костомаров за «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского. Михаил Кричман завоевал-таки ЕвроОскара за лучшую операторскую работу за «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, как и Евгений и Саша Гальперины - за лучшую музыку.