Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды11 февраля 2019 19:00

Итальянский фестиваль Сан-Ремо выиграл мусульманcкий рэпер-гей Махмуд с песней «Деньги»

Наш колумнист рассказывает, что итальянское общество в шоке, а музыкальная дискуссия превратилась в политическую
Рэпер по имени Махмуд теперь будет представлять Италию на Евровидении.

Рэпер по имени Махмуд теперь будет представлять Италию на Евровидении.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Наша реальность становится все больше похожа на фельетон. Просто констатация этого факта звучит как анекдот.

«В пригороде очень жарко

Мама, не волнуйся, я иду

Ты решишь, что это ложь

Тебе казалось, что любовь была огромной

Пьешь шампанское под Рамадан

По телевизору идет Джеки Чан...»

Так на чистом итальянском начинается песня, победившая в этом году на знаменитом музыкальном фестивале Сан-Ремо. Когда-то в СССР очень любили этот фестиваль. Первые места в нем занимали такие певцы как Адриано Челентано, Тото Кутуньо, Доменико Модуньо, Риккардо Фольи, Аль Бано и Ромина Пауэр, "Ricchi e Poveri", Джанни Моранди, Эрос Рамацотти, Андреа Бочелли... Грандиозные песни о любви, ставшие золотой классикой мировой поп-музыки, в которых прекрасно все - и тексты, и мелодия, и исполнение!

А сегодня вся Италия говорит про рэпера по имени Махмуд, спевшего песню про деньги в стиле «марокко-поп», как он сам его характеризует. Теперь он поедет представлять страну на «Евровидение». Его личность представляет собой гремучую смесь самых трендовых для сегодняшней Европы фактов. Махмуд родился в бедном южном квартале Милана, мать - итальянка, отец - египтянин. Тему денег в своей песне он попытался превратить в экзистенциальный вопрос бытия. Согласно легенде, его отец ради денег когда-то оставил родину. И по тексту песни выходит, что он, мол, потерял свою гордость, когда поехал на заработки в Италию. Парень - мусульманин, но после победы первое интервью он дал сайту Gay.it, в котором сказал, как он озабочен положением геев в Египте и что это рождает у него чувство беспомощности и бессилия, но он надеется, что «однажды все изменится, а гомосексуализм начнут считать нормой, каковым он и является». Когда его спросили напрямую, является ли он геем, то парень сказал, что каминг-аут совершать бессмысленно, если не хочешь лишних разговоров о себе. Однако, он уважает тех певцов, кто имели смелость открыть свою ориентацию. Звучит, будто официальный каминг-аут можно приберечь на случай, когда тебя подзабудут и нужно будет привлечь внимание публики.

И о творчестве. Тема денег раскрыта в песне так себе. В припеве просто рефреном идет это слово «soldi, soldi» (деньги) и еще бесконечно часто повторяется фраза «как дела, как дела?». Этот вопрос певцу как бы задает дым кальяна, кресло, в котором он сидит, и воздух, которым он дышит. Образ такой, для придания атмосферы, видимо. «Скажи, ты думал только о деньгах, о деньгах», «Если бы у тебя было много денег», «От меня тебе хотелось только денег», «Я не хотел от тебя никаких денег»... Такой вот дискурс начитывает парень под поп-музыку, в которой иногда слышатся этнические барабаны. Махмуд говорит, что песня для него очень личная, но по-настоящему лирического там только вопрос в финальном куплете "Где ты теперь, папа?". И дальше опять повторение навязчивого вопроса "Как дела? Как дела?".

А что, если действительно, эстрада словно зеркало отражает реальное положение вещей в обществе? Потому что современная Италия — это уже давно лишь сплошные разговоры о деньгах и экономическом кризисе, плюс проблемы с мигрантами, которые заполоняют улицы городов, а теперь вот и главный музыкальный приз в самой музыкальной стране мира берет не итальянец. Другие участники фестиваля — уже известные итальянские певцы — настолько были обижены выбором жюри, что даже проигнорировали все официальные ток-шоу, посвященные финалу фестиваля. Причем по результатам голосования телезрителей побеждали совсем другие участники, получается, что жюри проигнорировали голоса итальянцев.

В итальянском обществе из-за всего этого поднялась бурная волна обсуждения. Сразу же заговорили про влияние политики на музыку. Кто-то, пользуясь случаем, стал критиковать в целом победителей Сан-Ремо последних лет, мол, это песни для 13-летних. Но больше всего «зажег» министр труда красавчик Луиджи ди Майо, который написал на своей странице в фейсбуке пост о том, что победа певца Махмуда - это нечестно и несправедливо. Он не сказал ни одного плохого слова в адрес самого певца, но оторвался на членах жюри, в число которых входят рафинированные музыкальные критики и журналисты. Он презрительно назвал их «элитой» и радикальным гламуром.

«Благодарю Санремо этого года, - пишет министр, - за то, что в этом году миллионы итальянцев узнали о бездонной дистанции между простыми людьми и «элитами», между чуткостью простых граждан и представителей радикального гламура. В следующем году, - пообещал министр, - победитель должен быть выбран только с помощью телеголосования, учитывая, что проголосовать каждому итальянцу стоит 51 евроцент. Может быть, необходимо все же считаться с их голосами?

Мой победитель — песня Кристиччи, спасибо ему за музыку, которую он подарил мне в эти дни, заполненные рабочими поездками. Я слушаю его в машине. Если вы тоже хотите послушать, то вот она».

И дал ссылку на полюбившуюся ему песню. Пост сразу собрал тысячи тысяч комментариев, один другого краше.

- Министр, пожалуйста, послушайте лучше сардинских пастухов! (сейчас на Сардинии идут массовые протесты пастухов — авт.) Узнайте об их отчаянном положении! Они не могут работать по 14 часов в сутки 365 дней в году и получать всего 60 центов за литр! - пишет одна итальянка.

- Проблема в том, что они проигнорировали телеголосование итальянцев, но это немного похоже на государственное управление в нашей стране. Так что все нормально - пишет другой.

- Ну что, страна находится в техническом кризисе, а министр, ответственный за экономическое развитие, думает о том, как бы изменить систему голосования на фестивале в Сан-Ремо. Это вполне естественно! - иронизирует третий.

- Идите и работайте! Мы платим вам 15 000 евро в месяц, и все, что вы можете сделать, это почти заставить нас вести войну с Францией. - командует четвертый.

Зато музыкальные критики в восторге от песни и личности Махмуда. «Эпохальная революция», - определил победу парня Клаудио Бальони. «Это новая музыка Италии, она меняется», прокомментировал почетный присяжный Ферзан Озпетек.

Правда, достаточно послушать прежних победителей Сан-Ремо, чтобы констатировать, меняется она, похоже, в худшую сторону.