Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Экономика9 ноября 2018 10:59

Соглашение о «добровольном» замораживании цен на топливо нельзя не нарушить

Правительство пытается заставить нефтяной бизнес действовать против своих интересов, чуть ли не в убыток
Если к повышению цен на топливо изначально привело повышение акцизов, то надо проявить меры гибкого, но именно рыночного регулирования

Если к повышению цен на топливо изначально привело повышение акцизов, то надо проявить меры гибкого, но именно рыночного регулирования

Фото: Олег ЗОЛОТО

Едва договорились, но вот уже идут новости: нефтяные компании ищут - и находят! - возможности для скрытого повышения цен в обход соглашения с правительством. Например, снижают или отменяют скидки для корпоративных клиентов по топливным картам, вводят какие-то «сервисные сборы» за пользование такими картами. При этом их не пугают «страшные угрозы» кабинета Дмитрия Медведева, что если они продолжат себя «плохо вести» и повышать цены (достаточно будет, если даже одна компания нарушит картельное соглашение по ценам, пригрозили нефтяникам), то правительство введет заградительные пошлины на поставки топлива за границу. Угроза страшная, конечно, но верится в ее осуществление с трудом: это аукнется самому же правительству и российскому бюджету.

А ведь это правительство своими же руками отчасти поспособствовало росту цен на бензин. Например, повысив акцизы на топливо. И повышение НДС на 2% с нового года тоже уже закладывается в цены. Кабинет министров пытается заставить нефтяной бизнес действовать против своих интересов, чуть ли не в убыток. Ведь девальвация рубля и рост мировых цен на энергоносители сделали топливный экспорт за границу сверхвыгодным. А ему теперь взамен предлагается «самоограничить» прибыль и продавать бензин на внутреннем рынке по «договоренным ценам».

Между тем, «плевать против рынка» - это все равно, что плевать против ветра. Можно попробовать, но долго точно не получится. Духу не хватит. «Ручное управление», которое в данном случае практикует кабинет министров при поддержке Федеральной антимонопольной службы (которая вообще-то призвана не допускать подобных картельных сговоров, как это соглашение нефтяников), все равно долго не протянет. И либо будут найдены (так уже найдены) лазейки для обхода такого ценообразования, либо на АЗС появятся очереди из-за дефицит топлива, как это было в советские годы, когда спрос и предложение (по административно установленным ценам) «не находили друг друга».

Помимо манипуляций с оптовиками-закупщиками, повысились цена на топливо и на бирже. В частности, сразу после оглашения договоренности между правительством и нефтяниками на 2% в среднем повысились цены на бензин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже.

Где же выход? Там же, где и вход. На рынке. Если к повышению цен на топливо изначально привело повышение акцизов, то надо проявить меры гибкого, но именно рыночного регулирования с тем, чтобы стало выгодно продавать как за границей, так и в России. Одной из таких мер является гибкий акциз. Который будет колебаться в зависимости от мировых цен на нефть. Пока же можно констатировать, что договоренность о сдерживании цен на топливо – временная и неустойчивая. Жизнь, то есть цены, возьмут свое.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Правительство заморозило цены на бензин до марта 2019 года

Власти пригрозили нефтяникам повышением экспортных пошлин (подробности)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Российские нефтяные компании повышают цены на топливо для корпоративных клиентов

Таким образом может происходить скрытое повышение розничных цен на бензин и дизельное топливо в рамках согласованной с правительством заморозки цен (подробности)