2018-07-11T17:41:31+03:00

VI Международный фестиваль «Академия» в Омске - как это было. Часть 1

В 2018 году местные театралы смогли посмотреть сразу пять постановок театра имени Вахтангова
Так в спектакле представлена сцена свадьбы Татьяны и князя. Фото: vakhtangov.ruТак в спектакле представлена сцена свадьбы Татьяны и князя. Фото: vakhtangov.ru
Изменить размер текста:

НА «АКАДЕМИИ» ЗА 10 ЛЕТ ВЫСТУПИЛИ 45 ТЕАТРОВ МИРА

Шестого фестиваля «Академия» омичам пришлось ждать долго – по традиции этот театральный форум проводится раз в два года. Поэтому билеты, поступившие в кассы за месяц до его начала, раскупили в первый день. Статус международного присвоен форуму не для галочки, как часто бывает – когда так именуют программу с одним или двумя участниками из ближнего зарубежья. За 10 лет существования «Академии», на нее приезжали артисты из Сербии, Франции, Венгрии, Болгарии, Украины, Польши, Германии, Японии. В общей сложности с 2008 года благодаря фестивалю омичи познакомились с постановками 45 театров мира. Если иностранные труппы вызывают у зрителя, скорее, исследовательский интерес, то ведущие московские театры зрители ждут с особым трепетом.

В этом году праздник оказался двойным – вместе с актерами из Центрального академического театра Российской Армии, а также из Сербии, Армении, Швеции и Израиля в Омск, наконец, снова приехали вахтанговцы. Наверняка, все, кто хоть сколько-нибудь интересуется историей, в курсе, что наш город с этим театром связывает давняя любовь, которая тянется почти 80 лет. В 1941 году столичные артисты были эвакуированы, и за 22 месяца, проведенных здесь, навсегда покорили местную публику.

Кстати, дружеские отношения Государственного академического театра имени Вахтангова с Омском закреплены официально – 10 лет тому назад москвичи пообещали регулярно приезжать с гастролями. В этот раз они привезли сразу пять работ на любой вкус – от трагического спектакля «Наш класс» до легких и озорных постановок «Мадмуазель Нитуш» и «Ревнивая к самой себе». Осуществить это удалось благодаря поддержке проекта «Большие гастроли», созданного Олегом Табаковым.

«ВАХТАНГОВЦЫ ПРИВЕЗЛИ ПЯТЬ СПЕКТАКЛЕЙ»

Открыл фестиваль дважды золотомасочный «Евгений Онегин». Самую престижную театральную награду России он получил в 2014 году сразу в двух номинациях – лучшая режиссерская работа и лучшая работа художника по костюмам.

Большое, и правда, видится на расстоянии. Литовский постановщик, а по совместительству художественный руководитель театра имени Вахтангова, прочувствовал русских так, как не смогли бы и они сами. В «Евгении Онегине» есть медведь, валенки, квас, зимняя охота, варенье, святочные гадания, но все это не превращает его в лубок, а тонко и точно расставляет акценты на протяжении повествования. Режиссер, как и сам автор романа в стихах, балансирует на тонкой грани между иронией и драмой.

Для обывателя кажется в принципе невозможным поставить это произведение Пушкина на сцене – собственно сюжета, драматургии там нет. Да и сами герои немногословны. Непонятно, что делать главному герою с его, по сути, одним главным монологом. Но режиссер нашел, что играть, сразу двоим Онегиным – старому и молодому. Идея же вот, как выяснилось, в самом романе: «Письмо Татьяны предо мною; Его я свято берегу, Читаю с тайною тоскою И начитаться не могу».

Фото: vakhtangov.ru

Фото: vakhtangov.ru

Неописуемо прожил на сцене роль Онегина Сергей Маковецкий. В интервью актер рассказал, что для него предложение сыграть такого Онегина оказалось неожиданным, но он пошел на этот эксперимент. На сцене не человек, который играет русского помещика, это русский помещик. В каждом жесте, в том как он носит костюм, сидит. По словам Маковецкого, сначала он хотел добавить красок своему герою. Но режиссер просил создать именно такой образ - непроницаемую маску. И вот перед зрителем человек, едва способный чувствовать. Вместе с тем, тончайшими интонациями он вкладывает в хрестоматийный текст такие смыслы, о которых просто и догадаться было сложно. Например, в том, как Онегин рассказывает о любви Татьяны к романам Ричардсона столько едва уловимого сарказма. И сразу понятно, что думал, о провинциальной барышне, увлеченной третьесортным чтивом, образованный петербургский франт.

Вся постановка - по сути воспоминания Евгения Онегина (исполнил Сергей Маковецкий)

Вся постановка - по сути воспоминания Евгения Онегина (исполнил Сергей Маковецкий)

Несколько раз, будто проводница между двумя мирами, прошлым и настоящим, через сцену ковыляет юродивая странница с домрой. Ее играет Екатерина Крамзина.

Основную мысль режиссера бесконечно талантливо воплотил в сценографии Адомас Яцковскис. Неслучайно в Омск вахтанговцы везли две фуры оборудования. Вместо задника сцены – зеркальное полотно, в котором отражается все происходящее, как в другом измерении. Это одновременно походит и на пруд в старинной русской усадьбе, над которым по утрам стоит туман – почти весь спектакль сцена окутана легкой дымкой. От одной этой картины сладко сжимается сердце. С другой стороны, воспоминания, они и должны быть немного размытыми. Эту же мысль подчеркивают костюмы, как будто выцветшие от времени и декорации в черно-белой гамме. Чтобы картина сложилась, режиссер немного хулиганит и с текстом. И это сделано не просто из желания соригинальничать. У самого Пушкина читаем - Татьяна свободно говорила по-французски, но на русском она едва могла изъясниться. Хрестоматийное письмо героиня озвучивает в вольном пересказе. Так могла бы выражаться современная девушка, а не барышня 19 века. И только спустя время рефреном звучит подлинный отрывок из «Евгения Онегина».

Такое же эхо появляется и во время сцена «Сна Татьяны». Отрывок над кроватью спящей героини читает Ирина Купченко. Монотонно, но от этого создается атмосфера чего-то потустороннего. Так, наверное, и должно быть с предсказанием будущего – ведь именно свою жизнь видит Татьяна. Внезапно включается запись голоса Иннокентия Смоктуновского, который читает часть текста. Ощущение фантасмагории только усиливается.

Ирина Купченко исполняет «Сон Татьяны». Фото: vakhtangov.ru

Ирина Купченко исполняет «Сон Татьяны». Фото: vakhtangov.ru

Но и в самых драматичных сценах режиссер саркастичен. Во время гибели Ленского на дуэли, например, звучит мелодия из «Крестного отца». Есть и места, которые зрителя, привыкшего к классической трактовке «Евгения Онегина». Во время переезда Лариных из деревенского поместья в Москву.

В то время, как на сцене умирает дуэлянт Ленский, звучит мелодия из «Крестного отца». Фото: vakhtangov.ru

В то время, как на сцене умирает дуэлянт Ленский, звучит мелодия из «Крестного отца». Фото: vakhtangov.ru

В этом спектакле именно ее Ларина, а не Онегин – главный герой. Она в единственном лице, потому что, несмотря на катастрофические переломы в жизни, остается цельной натурой. Когда заканчивается деревенское уединенное детство и Ларину увозят в столицу на поиски мужа, эта девочка буквально умирает. Карету, куда она заходит, заколачивают гвоздями - совсем как гроб. Потом долгая-долгая дорога в метель – белыми хлопьями засыпает всю сцену. Здесь и радость от лихой езды. С другой стороны, это словно переход из одного мира в другой, самое настоящее чистилище.

Последняя отповедь Онегину уже взрослой, замужней Татьяны. Фото: vakhtangov.ru

Последняя отповедь Онегину уже взрослой, замужней Татьяны. Фото: vakhtangov.ru

«ТЕАТР СУЩЕСТВУЕТ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ»

Еще перед началом спектакля генеральный директор театра имени Вахтангова Кирилл Крок заметил:

- Зрители хотят видеть на сцене качественные спектакли, которые трогают за сердце, заставляют волноваться. Театр существует для зрителя и во имя зрителя. Но при этом не должен идти у него на поводу.

Собственно спектакль «Евгений Онегин» как раз про это. Как любое действительно выдающееся произведение, он понятен любому человеку. Зрителю не надо даже гадать, что имелось в виду, остается только принять то, что ему показывают. А уже после он получит пищу для размышления и наследующий день, и на неделю вперед. Несмотря на отсутствие дословного пересказа произведения Пушкина - ведь это и не постановка школьного театра - здесь сохранены заложенные в нем и суть, и поэзия, и юмор. Наверное, Римасу Тиминасу впервые за долгое время удалось объяснить, что имел в виду Белинский, говоря об «энциклопедии русской жизни». Здесь самые разные грани складываются в одну невероятную мозаику, где есть все - от «А» до «Я».

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О СПЕКТАКЛЕ:

Народная артистка России Людмила Максакова рассказала, как начиналась ее работа над «Евгением Онегиным». Оказывается, в самом начале постановочного процесса она репетировала все роли. Это был, так называемый, этюдный метод. И лишь потом режиссер остановился на образах Няньки и Танцмейстера.

Ирина Купченко вошла в постановку после премьерного показа в Москве в 2013 году, где сцену «Сон Татьяны» исполняла народная артистка СССР, живая легенда вахтанговского театра Юлия Борисова. В силу преклонного возраста (актрисе недавно исполнилось 93 года), Юлия Константиновна не может выезжать на гастроли, и Туминас предложил роль народной артистке РФ Ирине Купченко, которая восприняла ее как знак судьбы.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также