Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды14 ноября 2017 22:00

Режиссер Владимир Хотиненко: Любимая шутка Ленина - «Три тещи вам в придачу!»

Народный артист России объяснил, почему он не боится критики Геннадия Зюганова и зачем Ильич играл в шахматы с дадаистами
Киношные велосипедные путешествия Ильича и Инессы Арманд имели место и в реальной жизни.

Киношные велосипедные путешествия Ильича и Инессы Арманд имели место и в реальной жизни.

Фото: кадр из фильма

В эфире канала «Россия 1» завершился сериал «Демон революции», посвященный революционному Октябрю 1917 года. Режиссер проекта Владимир Хотиненко побывал в эфире Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM).

Злодей и герой

- В проекте собран весь цвет современной российской киноэлиты: Евгений Миронов, Федор Бондарчук, Александр Балуев, Максим Матвеев, Виктория Исакова и другие...

- Что касается Жени Миронова, я с ним работал много («Мусульманин», «Достоевский»). Но и то он не сразу согласился. Ведь это сложно. Раньше Ленина играли блестящие актеры: Борис Щукин («Ленин в октябре», 1937 г.), Максим Штраух («Человек с ружьем» 1938 года, «Яков Свердлов» 1940 года) - это классика. Михаил Ульянов («Штрихи к портрету В. И. Ленина» 1967 года) играл блестяще. Александр Калягин (спектакль «Так победим!» 1983 года) исполнял эту роль в театре. Но они работали в условиях жесточайшего канона. Тогда на роль Ленина утверждало чуть ли не Политбюро. А сейчас при, казалось бы, абсолютной свободе сложнее играть. Потому что свобода может обернуться вульгарностью. А мне этого очень не хотелось.

- Ленин - яркий персонаж, актерам есть за что зацепиться. А как его воспринимаете лично вы?

- У каждого в голове свой Ленин. Их как минимум два. Один - злодей, другой - герой. Общество в этом смысле очень поляризовано. Но я не отношусь ни к тому ни к другому лагерю. Потому что как только мы начинаем рисовать картину мира двумя красками, она становится черно-белой. Все сложнее. Самое главное - понять, «из какого сора растут стихи».

- «Демоном революции» вообще-то называли Троцкого.

- Мы подразумевали другую фигуру - Александра Парвуса (см. «Из досье «КП») - мало кому известного персонажа. Вообще под демоном революции имелся в виду некий демон, дух, витающий в воздухе, а не конкретный исторический герой.

Владимир Хотиненко.

Владимир Хотиненко.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Инесса Арманд: допуски возможны

- Возьмем яркую сцену: Ленин, переехавший из Берна в Цюрих, садится играть в шахматы с лидером группы дадаистов (литературный авангард начала XX века), выступающих против абсурдности человеческого существования, Тристаном Тцара. И в какой-то момент, почти как герой Савелия Крамарова в «Джентльменах удачи», сметает с доски фигуры. Это художественное допущение или факт?

- Да, это вымысел. Но вопрос в другом: важны обстоятельства. Действие проходит в легендарном кабаре «Вольтер» в Цюрихе, на той самой улице Шпигельгассе, где жил Ленин. Там собирались художники-авангардисты, дадаисты. И их лидер Тристан Тцара хорошо играл в шахматы. Ленин ходил в это кабаре, играл с Тцарой в шахматы. Это позволило нам создать интересную фактуру. По-моему, мы первые, кто снял про дадаистов. Есть такие лакуны биографии, где допуски возможны.

Или, к примеру, любовная линия Владимира Ильича с Инессой Арманд (Виктория Исакова). Сохранилось всего одно письмо, потому что их переписка была уничтожена. Там есть строчка: «Мне достаточно просто смотреть на тебя, слышать твой голос». Это пишет Арманд. Это классический случай, когда со свечкой никто не стоял и никто не сможет ни подтвердить, ни опровергнуть наличие у них отношений. Мы знаем, что он с Инессой Арманд гулял на велосипедах. Поэтому здесь допуски возможны.

- Значит, есть риск навлечь на себя гнев Геннадия Зюганова? Переписка Ленина и Арманд заставляет вспомнить о переписке Николая II и Матильды Кшесинской и заодно нашумевшую «Матильду».

- Я не боюсь ничьей реакции. То, что необходимо доказывать, я могу доказать. Мы не допускали ненужных вольностей.

- А любовный треугольник Ленин - Арманд - Крупская?

- Человеческие чувства - великая тайна. Любовь - самая большая из всех тайн. Дарья Екамасова (Крупская) и Виктория Исакова (Арманд) смогли сыграть эти тонкие взаимоотношения на полутонах. Странную любовь втроем, которая реально была. Они сделали это крайне тонко и невульгарно.

Мера картавости

- Евгений Миронов в вашем же сериале 2010 года сыграл Достоевского, а теперь Ленина, который называл писателя «морализирующей блевотиной».

- Женя Миронов всегда любил архисложные задачи. Мы изучали все слова Ленина, его пластику. Титаническая работа! Отсматривали по хронике. Это очень важно. Чуть-чуть не так - и фальшь возникает. Например, степень картавости во всех воспоминаниях разная. И каждый актер, игравший Ленина, определял это с режиссером. Кстати, я картавлю естественным способом, и мне тоже предлагали играть Ленина.

В итоге мы нашли интересную реплику, это была единственная известная шутка Ленина: «Три тещи вам в придачу!» Хотя тещу он любил.

- Как вы относились к Ленину 30 лет назад?

- Я вырос со значком Ленина на груди. Он был положительным персонажем. Когда открылась правда о том, что Ленин подписывал приговоры и так далее, отношение к нему стало меняться. Но не поменялось категорически. «Ленин в тебе и во мне», как поется в песне. Он сидит внутри уже почти генетически. Как образ. Теперь я больше знаю о нем, но просто в злодея он для меня не превратился.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Аферист или кукловод Октября?

Александр ПАРВУС (наст. имя - Израиль Лазаревич Гельфанд) был теоретиком марксизма, работами которого вдохновлялся Владимир Ленин, и одной из самых загадочных фигур революции 1917 года. Его считали кукловодом и политтехнологом Октябрьской революции, который якобы сотрудничал с немецким правительством и взял кучу денег для Ленина - чтобы Владимир Ильич совершил переворот в России.

Парвус родился под Минском, жил в Одессе, потом уехал на учебу в Базельский университет. Переехал в Германию, где вступил в члены Социал-демократической партии. В своей квартире в Мюнхене принимал известных социалистов. Стал одним из издателей «Искры», в редакции которой и познакомился с Львом Троцким. В 1905 году вернулся в Россию и вместе с Троцким вошел в исполком Петербургского совета рабочих депутатов, издавал революционные газеты, возглавлял Совет рабочих депутатов. Был литературным агентом Максима Горького и, по слухам, присвоил себе все деньги от издания пьесы «На дне» и постановки произведения на сценах Германии. После письма Горького был исключен из партии. Переехал в Турцию, занимался поставками оружия и продовольствия, разбогател.

Александр Парвус.

Александр Парвус.

Фото: ru.wikipedia.org

В 1915 году, в разгар Первой мировой, разработал «Меморандум доктора Гельфанда». Добился аудиенции у немецкого посла в Константинополе Ганса фон Вангенгейма и выдал это за план проведения революции в России. По сути, в нем было изложено текущее положение дел и перспектива переворота. Дату революции Парвус поставил на 1916 год. В Берлине меморандум изучили и выдали Парвусу 1 миллион рублей вместо запрошенных пяти.

Через журнал «Колокол» (Die Glocke) продвигал мысль о том, что победа Германии в Первой мировой на руку России. После чего был идеологически разгромлен Лениным и Троцким. Большевики выступали за «мир без аннексий и контрибуций». Во время подготовки к Международной социалистической конференции в Циммервальде, прошедшей в сентябре 1915 года, якобы встречался с Лениным. Это миф номер один. Мол, тогда-то кукловод и передал деньги Ильичу на революцию. Но факт встречи не подтверждается. Да и сам Парвус признавал: Ленин тогда отказался от сотрудничества.

Второй миф - пломбированный вагон с большевиками и меньшевиками, который опять же якобы Парвус запустил из Германии в Петроград. Но в тот момент будущие вожди Октября уже воспринимали его как немецкого агента и работать с ним не хотели. Переправкой занимался швейцарец Фриц Платтен. После прихода к власти большевиков власти Германии осознали, что Парвус - аферист. Это не помешало ему вернуться в Берлин и дожить здесь миллионером остаток дней. Умер он в 1924 году.