Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество3 августа 2017 15:09

«Умная школа» научит выживать в неопределенном будущем

В ООН заинтересовались российскими образовательными технологиями
Умная школа - здание и поселок для детей-сирот

Умная школа - здание и поселок для детей-сирот

Недавно в европейском представительстве ООН выступал представитель России. Рассказывал он не о политике или экономике. Руководителя Центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марка Сартана пригласили в Женеву, чтобы послушать о педагогических новшествах, которые придумали у нас в стране...

- Марк, нам, выходит, есть чем удивить ООН, рассказывая про нашу школу?

- Я рассказывал про то, чего там точно не знали. И вообще никто не знал. Про технологию жизненного проектирования, которая станет основной нашей «Умной школы». Мы считаем, что ребенок должен выходить из школы с умением ответственно распоряжаться собственной жизнью.

- То есть понимать кем он хочет быть в этой жизни?

- Это если говорить очень упрощенно, примитивно. Мы видим задачу несколько сложнее. Жизнь - это уникальный дар, который человек получил с рождением. Вместе с даром ты получил целый мир возможностей...

- Какое отношение это имеет к школе?

- Как раз школа и может научить тому, как использовать этот дар - жизнь. Будет человек это делать или нет, следующий вопрос - каждый решает сам. Но уметь это сделать он должен. Наша технология жизненного проектирования - это ось, на которую нанизано все образование. Она начинается аккуратными проектными действиями в младших классах, а заканчивается в выпускном классе защитой жизненного проекта.

- Не совсем понятно, что значит защитить проект? То есть выйти к доске и показать презентацию - «Моя жизнь после школы будет выглядеть вот так-то»?

- Здесь бы я не упрощал. Очевидно, что нельзя уложить всю свою будущую жизнь в один проект. Сегодня мир такой гибкий, что проектирование собственной жизни - это непрерывный процесс. Человеку, который входит в мир, окончив школу, важно понимать свои жизненные цели, уметь оценить ресурсы для их достижения, и знать, как оценивать результаты.

Умная школа - Atrium

Умная школа - Atrium

А КАК ЖЕ УРОКИ?

- Есть ли место в «Умной школе» базовым знаниям?

- Конечно. Посмотрим на образование современными глазами. 450 лет в школе учили определенным предметам. По сути готовили детей в лучшем случае к настоящему, если не к прошлому. Сегодня только таких знаний уже недостаточно. У нас сейчас как все построено? Надо чему-то научить - давайте сделаем еще один предмет… Введем финансовую грамотность, информационную безопасность, психологию. А дети и без того загружены, перегружены. Поэтому и нынешний федеральный образовательный стандарт требует от учителя достигать не только предметных, но и метапредметных, то есть внепредметных результатов.

Один простой пример. Умение сравнивать. На самом деле все равно, что сравнивать - экономики стран, улиток, углы в математике и пр. Если ты научился этому или другими логическими операциями, то ты получил метапредметный навык, освоил универсальное учебное действие.

Сегодня роль учителя меняется. Прежде он являлся учителем предмета, а теперь становится учителем жизни с помощью предмета.

Мы теперь имеем дело с миром, полным неопределенности. И перед школой встает важная задача - как научить тому, что будет востребовано в неопределенном будущем? Смотрите: если сегодня человек идет в первый класс, он окажется на рынке труда в 2032-2035 годах. Какие навыки будут нужны в то время? Ни один серьезный и ответственный человек вам не скажет! Мы в «Умной школе» определили такой образовательный результат, который будет востребован в любом варианте будущего. Он и называется умение ответственно распоряжаться собственной жизнью. Какая бы ни была жизнь, какое бы ни было будущее, если ты умеешь ответственно ею распоряжаться, ты найдешь и себя в этом мире, и мир тем самым обогатишь своим вкладом. Как раз рассказать об этом меня и пригласили европейское представительство ООН.

Умная школа - Classroom

Умная школа - Classroom

ЗДЕСЬ БУДЕТ ПОСЕЛОК

- Марк, это все философия, а где практика? Что такое конкретно «Умная школа»?

- «Умная школа» - это большой образовательный комплекс, который будет строиться в Иркутске, на восточной окраине города на средства благотворительного фонда. В нем будут от детского сада до старшей школы учиться и воспитываться 1022 ученика. Она включает в себя поселок, в котором станут жить 150 детей-сирот вместе с приемными родителями. И эти ребята будут ходить в одну школу с детьми из обычных семей. Это были главные условия соавтора и инициатора иркутского проекта филантропа Альберта Авдоляна. И это уникально. В России, да и в мире прецедентов таких мы не знаем. Все поселки приемных семей работают сами на себя.

- У нас есть такие поселки - например, «Детская деревня SOS»...

- Да. Но в «Деревнях SOS» мама - это должность, профессия. А в приемной семье мама - это мама. «Деревни SOS» сыграли огромную роль для своего времени, они и сейчас активно развиваются, мы преклоняемся перед людьми, которые их делают. Но мировая тенденция в том, чтобы из сотрудников мамы становились настоящими родителями. И в этом смысле мы пошли дальше.

Поселки приемных семей тоже есть. Мы, например, опираемся на опыт «Китежа» и «Ориона». Но эти поселки - самодостаточная система, и школа там только для своих. У нас же - для всех.

Второй важный момент в «Умной школе» - это та самая технология жизненного проектирования.

Для того чтобы архитектура школы соответствовала образовательной концепции, мы провели международный конкурс, в котором приняли участие ведущие архитектурные бюро. Компания «Стрелка», которая этот конкурс организовывала, была удивлена тем, что этот конкурс привлек более сильный состав участников, чем конкурс, например, на парк «Зарядье» около Кремля. Для архитекторов оказалось очень ценным наши образовательные идеи перевести в архитектурный язык. Конкурс выиграла датская компания CEBRA. Они сделали замечательный эскизный проект. Сейчас над ним работают российские проектировщики, потому что он должен соответствовать всем нашим нормам. Проект сдается в экспертизу в июле. В октябре планируется выход на строительную площадку. А 1 сентября 2019 года школа должна открыть свои двери. На днях технология жизненного проектирования иркутской «Умной школы», о которой я рассказывал в Женеве, выиграла конкурс «Школа навыков XXI века», организованный Сбербанком и Высшей школой экономики. Как раз в номинации «Образовательная программа. Идеи, проекты».

Умная школа двор

Умная школа двор

- Школа государственная будет или частная?

- Согласно современному законодательству от формы собственности ничего не зависит, даже государственное финансирование.

- Плата?

- Она будет бесплатной.

- Где вы найдете учителей с такими навыками?

- В Иркутске. Мы уже работаем с ними. У нас большая программа подготовки учителей. В ней за два учебных года приняло участие более 900 педагогов и 350 студентов, которые рассматривают карьеру в сфере образования.

Мы понимаем, что такой огромный благотворительный проект делать только ради того, чтобы учить тысячу детей и подготовить пару сотен современных учителей - это недостаточно и мало. Поэтому «Умную школу» мы видим, как ресурсный центр для региона. И мы хотим со временем наши наработки транслировать на всю страну. Но сначала нам нужно продемонстрировать, что результаты, которые мы планировали, достигнуты.

- А как вы это сделаете? Будете ждать, когда пройдет первый выпуск?

- Расскажу историю. Британская школа, пригород Лондона со сложной социальной обстановкой. Школа для всех. Директора спрашивают: какие у вас образовательные результаты? Он отвечает: обстановка криминогенная в районе улучшилась, к нам пошли дети среднего класса. То есть определенные результаты можно видеть быстро. Когда ребенку в школе хорошо, это тоже очень важный результат.

По данным Института образования Вышки,15% российских семей задумываются о том, чтобы детей из школы забрать. С другой стороны, дети сегодня, находясь в школе, из нее сбегают при помощи смартфона с интернетом. А школа по-прежнему рассчитывает на то, что они в нее обязаны ходить. Если так будет продолжаться, школа просто детей потеряет. Поэтому задача школы - сделать так, чтобы учиться в школе было интересно, чтобы ребенку там было хорошо, чтобы с ним считались. Это фантастика, но сегодня у нас все мировое знание в кармане находится, за 10 секунд мы можем получить любую информацию.

В этой ситуации что может сделать учитель для того, чтобы стало интересно? Он может организовать деятельность на уроке. А получение знаний оставить на долю специально организованной цифровой образовательной среде. И тогда ребенку будет интересно.

Таким должно стать образование будущего. Страна, которая решит проблему современного школьного образования, выиграет цивилизационную гонку.