Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
О РАЗНОМ16 июля 2015 22:00

Страсти по «Боингу»

17 июля 2014 года в небе над Донбассом потерпел крушение малайзийский лайнер, выполнявший рейс Амстердам - Куала-Лумпур. Все 283 пассажира и 15 членов экипажа погибли [видео]
Собранные международными экспертами обломки малайзийского лайнера были представлены журналистам в Голландии в марте этого года. Но это далеко не все фрагменты. Многие из них почему-то так и остались лежать в донбасской степи. Фото: AP Photo

Собранные международными экспертами обломки малайзийского лайнера были представлены журналистам в Голландии в марте этого года. Но это далеко не все фрагменты. Многие из них почему-то так и остались лежать в донбасской степи. Фото: AP Photo

Запад немедленно обвинил в трагедии ополченцев и ввел санкции против России.

Прошел год. Стало ли миру яснее, кто на самом деле виноват в той жуткой катастрофе? Вот основные версии на сегодня.

1. СБИЛИ РАКЕТОЙ ИЗ УКРАИНСКОГО «БУК-М1»

Уже на второй день после катастрофы Минобороны России официально заявило, что 17 июля

российским радиотехническим контролем была зафиксирована работа украинской радиолокационной станции «Купол» зенитного ракетного комплекса «Бук-М1» в районе села Стыла (30 км южнее Донецка).

21 июля 2014 года начальник Главного оперуправления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Андрей Картаполов представил на брифинге для журналистов данные объективного контроля. Космические снимки подтверждают, что в день катастрофы одна из украинских установок «Бук» была перемещена ближе к контролируемой ополченцами территории. По данным российского Генштаба, в день крушения самолета группировка ПВО Украины в районе Донецка насчитывала 3-4 комплекса «Бук-М1». Картаполов утверждал, что именно к 17 июля максимально возросла интенсивность работы украинских радиолокационных станций «Купол-М1».

Этой же версии придерживаются и эксперты концерна ПВО «Алмаз-Антей», которые доказали, что если «Боинг» и был сбит с земли, то это могла быть только ракета 9М38М1 комплекса «Бук-М1». Производство этих ракет в России завершилось еще в 1999 году. А в армии Украины такие ракеты есть.

2. АТАКА С ВОЗДУХА

Нельзя сбрасывать со счетов и самолетную версию. Начальник Главного штаба ВВС РФ генерал-лейтенант Игорь Макушев утверждает, что средствами объективного контроля в момент катастрофы рядом с «Боингом» был зафиксирован украинский военный самолет.

Его удаление от малайзийского лайнера составляло от 3 до 5 км. На вооружении Су-25 стоят ракеты «воздух - воздух», которые могут поражать цели на расстоянии до 12 км.

Самолетную версию подтверждают и показания ключевого свидетеля - гражданина Украины Евгения Агапова, который проходил службу в украинских ВВС на аэродроме под Днепропетровском. Он пришел в декабре 2014 года в редакцию «Комсомольской правды» и рассказал, что 17 июля 2014 года «на боевое задание вылетел самолет Су-25 ВВС Украины, пилотируемый капитаном Волошиным». По данным Евгения Агапова, этот самолет вернулся на аэродром с пустым боекомплектом, при этом Волошин пояснил своим сослуживцам, что «самолет оказался не в то время и не в том месте».

Агапов повторил свой рассказ в Следственном комитете России и прошел через процедуру на детекторе лжи, результаты которой показали - свидетель не врет.

А накануне годовщины трагедии группа экспертов доказала, что «Боинг» сбит израильской ракетой «воздух - воздух» «Питон». Эти ракеты Израиль поставлял Грузии, а оттуда они попали на Украину.

3. АРГУМЕНТЫ НЕЗАЛЕЖНОЙ ОКАЗАЛИСЬ ФЕЙКАМИ

Уже в первый день трагедии президент Украины обвинил в случившемся «агрессоров и боевиков на Донбассе». При этом Петр Порошенко ссылался на якобы перехваченные СБУ переговоры командира ополченцев Игоря Безлера с неким «полковником ГРУ Василием Гераниным» (что оказалось ложью).

Советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко утверждал, что лайнер был сбит «террористами» из комплекса «Бук». Он опубликовал фото следа в небе, оставленного, по его утверждению, ракетой «Бука» (снимок оказался фальшивкой). Геращенко сел в лужу еще раз, заявив, что ракета была запущена «из 3-го микрорайона города Торез» (хотя офицеры минобороны Украины в тот же день заявили, что никаких сведений о нахождении «Бука» ополченцев в том районе у них нет).

В конкурсе фейков поучаствовал и глава МВД Украины Арсен Аваков. Он заявил, что скрытым наблюдением МВД был зафиксирован тягач с «Буком», якобы двигающийся через Краснодон в сторону России. Но оказалось, что видео сделано в Красноармейске, который находился под украинским контролем.

Не имея реальных доказательств вины ополченцев или российских военных в трагедии, украинские политики опускались до самой примитивной лжи: например, спецслужбы объявили о задержании неких «корректировщиков огня» «Бука», хотя таковые используются только для систем вооружений, цели которых расположены на земле.

На месте крушения самолета уцелевшие детские игрушки собрали вместе как напоминание о трагедии.

На месте крушения самолета уцелевшие детские игрушки собрали вместе как напоминание о трагедии.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

ВОПРОСЫ - РЕБРОМ

Как ведется расследование?

Оно сильно затянулось. Ведет его международная комиссия с участием Малайзии (которой принадлежал «Боинг»), Нидерландов, Австралии, Бельгии (большинство погибших пассажиров были их гражданами) и Украины, где произошла катастрофа. Работает комиссия в Голландии под эгидой совбеза Нидерландов.

Международные эксперты не стали собирать все фрагменты лайнера, ссылаясь на то, что место падения «Боинга» под обстрелом. Хотя это можно было сделать, когда обстановка там стала спокойнее. В итоге не выполнено важнейшее следственное действие: выкладка на земле обломков самолета в максимальном приближении к его реальным очертаниям. Это помогло бы установить расположение эпицентра взрыва, тип и направление поражающих элементов.

Сроки публикации итогового доклада дважды переносились. Сейчас речь идет об октябре 2015 года.

Российских спецов так и не допустили ко всему массиву расследования.

Москва не получила запрошенную информацию о радиопереговорах украинских военных в день гибели «Боинга», данных о перемещении комплексов ПВО Украины, а также объяснение внезапно возросшей активности украинских радаров накануне катастрофы.

Кому нужен трибунал?

Малайзия внесла в ООН проект резолюции с требованием создать международный трибунал по независимому расследованию катастрофы «Боинга». МИД России считает эту идею «преждевременной и контрпродуктивной». Аргументы следующие:

идею создания трибунала с нами никто не согласовал;

Россия призывает выполнить сначала резолюцию 2166 Совбеза ООН от 21 июля 2014 года, которая требует проведения всестороннего независимого и тщательного международного расследования катастрофы;

пока расследование ведется совершенно непрозрачно. Получается, несколько не самых дружественных по отношению к России стран под покровом секретности готовят доклад по «Боингу» и могут выкатить результаты в любой удобной им трактовке.

Понятно, что идея с трибуналом задумывалась как провокационная ловушка. Согласится Москва - вот ей «итоги» расследования, где факты российской стороны отброшены, а украинские возведены в абсолют. Откажется - значит, косвенно признается в своей вине.

КОМПЕТЕНТНО

Росавиация просит голландцев учесть версию «секретного свидетеля» «Комсомолки»

Черновик доклада совбеза Нидерландов о предварительных итогах расследования катастрофы в небе Донбасса был отправлен в Москву 2 июля. Россия должна была высказать свои замечания по этому черновику. И вот, спустя две недели, замглавы Росавиации Олег Сторчевой собрал журналистов, чтобы пояснить позицию Москвы.

Рассказать о содержании черновика Сторчевой не мог, до официального опубликования доклада межународная комиссия по расследованию крушения "Боинга" это делать запретила. (подробности)

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Это был козырь Киева, который он вытащил в нужный момент

Дмитрий СТЕШИН

Причины трагедии «Боинга» нельзя рассматривать в отрыве от тех событий, которые происходили на земле.

После ухода ополченцев из Славянска ситуация в Донбассе сложилась критическая. Донецк и Луганск были практически отрезаны от границ с Россией, последний еще работавший погранпереход Изварино подвергался обстрелам. Казалось, капкан захлопнулся. И не очень понятно, как уничтожение «Боинга» могло бы помочь окруженным ополченцам? Скорее наоборот - им меньше всего нужна была эта катастрофа. (подробности)

ЕЩЕ МНЕНИЕ

Для России уже сколотили эшафот

Андрей БАРАНОВ

Похоже, Запад готов взвалить на нашу страну всю ответственность за гибель малайзийского лайнера

Хорошо помню тот вечер 17 июля прошлого года. Только-только по мировым агентствам пролетела ужасная весть о падении «Боинга», в донбасской степи еще горели обломки погибшего самолета, а десятки комментаторов на Западе истерически, в унисон уже принялись обвинять в трагедии Россию и ополченцев. Уверен, что в тот момент никто из официальных лиц и журналистов за рубежом вообще не знал никаких деталей катастрофы, но им «все уже было ясно». Тогда подумалось, что эта эмоциональная реакция вызвана стереотипами - после воссоединения Крыма нашу страну демонизировали по каждому поводу. (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Малайзийский «Боинг» под Донецком погубил израильский «Питон»

Выводы подтверждают версию «Комсомольской правды», которая базируется на показаниях «секретного свидетеля», пришедшего в нашу редакцию в декабре 2014 года. Это был украинский авиатехник Евгений Агапов, служивший на аэродроме под Днепропетровском. В день гибели «Боинга», 17 июля 2014 года, Евгений Агапов лично видел, как украинский штурмовик Су-25, пилотируемый капитаном Волошиным, вылетел с аэродрома с ракетами «воздух-воздух», а приземлился уже без них.

В докладе экспертов на нескольких десятках страниц анализируются повреждения самолета, характер пробоин, смоделирована на макете зона подрыва ракеты. Рассчитана масса ее боевой части - от 10 до 40 килограммов. Установлена форма и масса поражающих элементов (подробности)

КАК ЭТО БЫЛО

Очевидцы катастрофы малайзийского «Боинга»: Украинский Су-25, сбивший лайнер, видели сотни местных жителей Корреспондент «Комсомолки» побывал по местам падения «Боинга-777» авиакомпании Malaysia Airlines

От воздушного лайнера остались только страшные обломки

От воздушного лайнера остались только страшные обломки

— Все высыпали на улицу, поднялись метров на сто выше и увидели кошмарную картину: поле усеяно трупами, — рассказывает глава Грабовской сельской администрации Владимир Бережной. — Тогда мы поняли, что рухнул большой пассажирский лайнер. Жители Грабово вместе со спасателями вышли в поля в поисках тел пассажиров. Они обнаружили фрагменты крыльев, шасси и другие обломки самолета (подробности)

А В ЭТО ВРЕМЯ Крушение «Боинга-777» год спустя: вопросов больше, чем ответов

Со дня трагедии прошел ровно год

Со дня трагедии прошел ровно год

Мало, кто обратил внимание: сценарий катастрофы и дальнейших событий полностью соответстует американской операции «Северный лес» (Northwoods). Операция была спланирована в 1962 году министерством обороны США и была призвана подготовить американское общественное мнение к вооружённому вторжению на Кубу с целью свержения правительства Фиделя Кастро. Операция предполагала осуществление террористических акций с мнимыми или реальными жертвами на территории США, Кубы и других стран, включая угон самолётов, имитацию враждебных действий под чужим флагом, организованные государством акты террора (подробности)