Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Общество4 февраля 2015 15:24

Наши школьники вкалывают больше, чем взрослые!

В среднем ученик тратит на домашнее задание 10 часов в неделю. А есть же еще классная работа... [инфографика]
Российские школьники тратят только на домашнее задание почти 10 часов в неделю.

Российские школьники тратят только на домашнее задание почти 10 часов в неделю.

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

По Трудовому кодексу взрослый человек не может работать больше 40 часов в неделю. Отсидев (отстояв) свои законные восемь часов, вы, усталый, приходите домой - все, больше никакой нагрузки. Правильно? А теперь представьте, что ваши дети вкалывают гораздо больше вас!

Свежее исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) утверждает: российские школьники тратят только на домашнее задание почти 10 часов в неделю. А теперь прибавьте к двум часам домашки в день еще и полноценное шестиурочное занятие в школе. Сколько получается? То-то!! А если посчитать еще факультативы, курсы и спортивные секции, выходит, что дети загружены 52 часа в неделю! На 12 часов больше, чем положено по закону взрослым!

И не надо говорить, что факультативы, спортивные занятия и уроки с репетиторами - это совсем не работа, а скорее развлечение. Ага... Сами попробуйте в таком графике пожить одиннадцать лет!

Не удивительно, что к выпускному школьники (те, кто честно выполняет все задания, а не увиливает) измотаны, как лошади после скачек.

На отдых, развитие, простое чтение книжек времени не остается.

ЧЕМ МЕНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ

Поэтому во многих развитых странах тенденция такая - домашнее задание уменьшать, чтобы не замучать детей раньше, чем они станут взрослыми и смогут отдохнуть на работе.

Да, аналитики выяснили, что с 2003 года школьники в России стали тратить на подготовку к урокам на три часа меньше. Но все равно, в Европе и Азии ученики готовятся к урокам в два, а то и в три раза быстрее. И при этом опережают нас и по грамотности, и в математике...

Что же — наши дети настолько тупые, что им приходится учиться изо всех сил, чтобы хоть как-то держать уровень?

КАК У НИХ

Как же вышло, что в других странах школьников ухитряются и домашним заданием не загружать, и результаты хорошие получать? Там совершенно другой подход к учебе.

Французская ассоциация родителей два года назад вообще устроила по этому поводу скандал: пусть дети занимаются в школе, нечего на нас работу учителей перекладывать!

- Учеба должна идти в школе, а не дома, - поддержал их президент Франции Франсуа Олланд. - Домашнюю работу следует отменить потому, что у детей из бедных семей нет на это времени. Дома родители не всегда уделяют ученикам должного внимания, в то время как в школе учащийся всегда может рассчитывать на помощь учителя.

УЧЕБА НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Причем тут дети из бедных семей? А вот причем:

- Домашнее задание может быть очень обременительным для детей из малообеспеченных семей, - объясняет один из авторов исследования Даниель Салинас, аналитик Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся стран ОЭСР (PISA). - У них может не быть спокойного места, где они могли бы его сделать. Им может не хватать на это времени из-за подработки и домашних обязанностей. Их родители не всегда готовы наставлять и помогать детям с заданием.

Кроме того, по статистике, школьники из обеспеченных семей тратят на домашнюю работу почти на полтора часа больше, чем их неблагополучные сверстники. А это значит, что одни придут на урок более подготовленными, и смогут быстрее и лучше усвоить новый материал. Другие же чем дальше, тем больше будут отставать от программы. Как тут из двоек с тройками выбраться?

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

- Чем больше времени тратится на домашнее задание, тем больше разница между благополучными и неблагополучными учениками, - делает вывод Даниель Салинас. - Поэтому уменьшить объем домашней работы, чтобы свети на нет эту разницу — вполне достижимая политическая цель.

ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ УЧИТЕЛЯ

Дело еще и в том, что объем домашнего задания — а значит, и уровень подготовки ребенка — сильно зависит от самой школы. Речь даже не о том, что в одних дают на дом больше, чем в других... Исследователи подсчитали, что в частных школах нагрузка больше, чем в государственных (хотя в нашей стране обычно ситуация противоположная). А в городских школах домой задают больше, чем в деревенских.

Так дело не в ученических успехах детей, а в социальной справедливости? Не совсем так: если учитель хороший, он объяснит тему во время урока так, чтобы ребята поняли. И это точно лучше, чем если дети вечером будут корпеть над учебниками - вместе с пришедшими с работы усталыми родителями, которые и сами уже не очень помнят школьную программу.

То есть, освоение предмета не слишком-то зависит от того, сколько часов над ними протирают штаны. Важнее опыт педагога, его умение рассказать все интересное.

А КАК У НАС

Почему же у нас до сих пор не отменили домашние задания, раз от этого одна польза? И ведь не скажешь, что не пытались — пару лет назад такое предлагали учителя столичных школ. Но дальше обсуждения дело не зашло.

- Мы сейчас вынуждены давать задание на дом, чтобы успеть пройти все, заложенное в программе, - объясняет Александр Гулин, учитель истории и обществознания школы №1828 "Сабурово". - У нас сильно сократили часы, по моему предмету, истории - до двух в неделю. А ЕГЭ ужесточился. Конечно, те, кто поступают на соответствующие специальности, могут выбрать углубленный курс истории, по 4 часа в неделю. Но все равно, пройти всю программу за это время невозможно. Поэтому домашнее задание идет не столько для закрепления, сколько для расширения знаний, которые нужны для успешного поступления в вуз.

А ведь эту проблему в России решили еще 60 лет назад! Тогда петербургский педагог-исследователь Елена Яновицкая разработала методику, позволяющую отказаться от домашних заданий:

"Тогда же, в 1953 году, главное, что вызвало в зале гул недоумения — это отказ от обязательности домашних заданий. Но в этом отказе — первый краеугольный принцип нашей системы — школьную обязательную программу выучить на уроках (это 5-6 часов в день!), а остальное время — на лично выбранное дополнительное образование", - вспоминает она в своей книге "Большая дидактика".

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

То есть, чтобы образование стало качественным, нужно не тасовать учебные часы по разным предметам, а полностью перестроить программу!

Казалось бы: раз это было возможно 60 лет назад, то сейчас, в эпоху интернета и онлайн-образования, домашние задания вообще можно было бы забыть, как страшный сон! Но нет, мы все еще связаны ими по рукам и ногам.

- Теоретически, можно всю программу проходить в школе, если увеличить количество часов по всем предметам. Но на практике этого нет, - объясняет Александр Гулин. - Мы бы не задавали столько, если бы от детей не требовали высокие результаты. Потому что действует СанПиН, который ограничивает нагрузку в школе 35 часами в неделю. Максимум, что можно успеть в этих рамках — дать два профильных предмета, а все остальное на базовом уровне.

Поэтому и нагружают домашкой по полной сверх законных 35 часов. Вот только вопрос - нам высокие результаты на ЕГЭ нужны, или знания, которые не выветриваются на следующий день после сдачи экзамена?

Пока же, надо понимать, избавиться от домашнего задания нашим школьникам не светит. И единственное, что можно посоветовать в таких условиях — грамотно распределять нагрузку. Если ребенок не хочет заработать себе глубокий стресс к концу 11 класса, придется выбирать, к каким урокам готовиться, а на какие аккуратно спускать на тормозах.

КСТАТИ

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 часа, в 4 - 5 классах - 2 часа, в 6 - 8 классах - 2,5 часа, в 9 - 11 классах - до 3,5 часов.

Так гласят Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.