Премия Рунета-2020
Казань
+18°
Boom metrics
ЗДОРОВЬЕ10 декабря 2014 8:00

Министр здравоохранения Татарстана: как пешком уйти от всех болезней!

За чашечкой чая «Комсомолка» пооткровенничала с главой Минздрава РТ и узнала секрет очередей в поликлиниках, правду о лечении за рубежом и министерский рецепт здоровья

Фото: Анастасия ШАГАБУТДИНОВА

В этот раз в пресс-центре «КП» был горячим не только чай, но и вопросы. Вместе с Аделем Вафиным мы пригласили на «прием» здравоохранение Татарстана и провели свое обследование «пациента» - систему здравоохранения Татарстана.

ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ?

Много нареканий можно услышать в адрес наших врачей. И итог таких разговоров всегда практически один - лучше поберечься и ехать за рубеж, мол, там медицина лучше. Поэтому и богатые лечатся исключительно в Израиле или в той же Германии.

- Так насколько верно мнение татарстанцев, да и россиян в целом, что медицинская помощь на Западе намного эффективнее?

- Если говорить об этом, то давайте без излишнего пафоса - лишь факты. На моей памяти, например, только за этот год было несколько случаев, когда достаточно известных людей направляли, допустим, на операцию в Израиль. Одному из них назначили замену сустава. А он, на всякий случай, пошел в нашу клинику и сделал дополнительное обследование. По итогам которого ему тут же сделали операцию и сохранили родной сустав. В моей практике также есть случаи, когда за границей были проведены недостаточные обследования онкобольных и совершен ряд серьезных врачебных ошибок. Еще один пример. Пациент из Германии всю жизнь платил деньги в страховую организацию, а когда ему понадобилась операция, то ее сделали не где-нибудь, а в Казани. Очень часто, уехав жить за рубеж, люди сталкиваются с западной системой здравоохранения и потом пишут: «Боже мой, мы не ценили того, что у нас было!» Я думаю, что время расставит все по своим местам. И нашу медицину смогут оценить по достоинству.

- А вы сами хоть раз лечились за рубежом?

- Если мне нужна была помощь, то я всегда лечился в наших больницах. Это легко проверить. И то же самое делали мои родители и родственники. Моему дедушке было 82 года, когда я его привез тогда еще в горбольницу № 15. У него было два перенесенных инсульта, перелом шейки бедра единственной оставшейся после войны ноги, сахарный диабет, гипертоническая болезнь, аденома предстательной железы. Когда в деревне провожали нас, то сказали, что бабай, наверное, не вернется. Но представьте, после операции он прожил еще 10 лет, а умирая, признался бабушке в любви. Именно благодаря нашим врачам он смог в своей жизни сказать эти главные слова. Он был очень волевым человеком. Накануне 70-летия Победы об этом надо рассказывать. Тогда, в 1944 году, перед тем как вернуться с войны, он написал моей бабушке, что лишился обеих ног и одной руки. Это, оказывается, дедушка после ампутации так проверял, ждут ли его дома. Бабушка же ответила: возвращайся домой, каким бы ни был. В своей жизни дедушка плакал один раз. После инсульта. Он тогда сказал: жизнь так прекрасна, что не хочется умирать. Я с полной уверенностью могу сказать, что в Татарстане есть такие специалисты, которые могут войти в 100 лучших в Европе. Это те люди, за которыми сотни тысяч спасенных жизней, и я не преувеличиваю.

ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ, ОПТИМИЗАЦИЯ?

Пришла в Россию «беда» - оптимизация лечебных учреждений. Много копий было сломано на эту тему. Вместе с Аделем Вафиным мы поднялись над «полем боя» и оценили последствия реформы.

- Так что же в итоге было сделано в Татарстане и к чему это нас привело?

- Давайте опять же по фактам. В общей сложности в республике было сокращено более семи тысяч коек в стационарных отделениях. Сэкономленные на этом средства были направлены на высокие медицинские технологий и эффективные методы диагностики и лечения. И в этом Татарстан стал лидером. Только представьте - 15 наших лечебных учреждений оказывают высокотехнологичную медпомощь 18 тысячам пациентам. А это 12% от того, что делают целых 304 клиники из других регионов. Это говорит само за себя.

- А как насчет тех участковых больниц, которые были преобразованы во врачебные амбулатории, где также произошло объединение коечного фонда или вовсе его сокращение?

- Это тоже было сделано для того, чтобы повысить эффективность и технологичность здравоохранения. Нет, конечно, можно больного лечить консервативно, но только при этом он будет вести довольно посредственное существование. А можно провести операцию и обеспечить ему более высокое качество жизни. Мы выбираем последнее. И сделали ставку на высокие технологии как в лечении, так и в диагностике. В год мы делаем коронарографию (исследование сосудов сердца) более 8,5 тыс. больных, при этом само исследование проводится для пациента бесплатно. Ежегодно около 3 тысяч больных выполняется коронарное стентирование (установка специального протеза в сосуды сердца). Это как раз тот случай, когда мы можем повлиять на судьбу человека, на его спасение, на то, что он не останется инвалидом после перенесенного обширного инфаркта миокарда. И это не предел, в следующем же году мы увеличим квоту на высокотехнологичные обследования в 1,5 раза! Вот вам и оптимизация.

Фото: Анастасия ШАГАБУТДИНОВА

МЫ ПРОИЗВОДИМ СВОИ «БОИНГИ»!

- Хотелось бы узнать, как вы, министр здравоохранения, сами оцениваете работу отрасли и ее нынешнее состояние?

- Знаете, я очень люблю сравнивать отечественное здравоохранение с самолетостроением. Почему? Потому что и там и там нужен научный потенциал, технологии, и главную роль играет человек, специалист, его персональная ответственность, навыки и квалификация. Вот сколько новых самолетов мы произвели за последние двадцать лет? Могу сказать только за Татарстан. В нашей системе здравоохранения есть свои «Боинги», и это - высокотехнологичные медицинские центры. И в отличие от других регионов у нас эти «Боинги» есть в Казани, Набережных Челнах и Альметьевске. Это наше конкурентное преимущество. Потому что основной параметр качества оказания медпомощи - это его доступность. В Европе, например, он определяется так. Если к врачу надо ехать более полутора часов, то это означает, что услуга недоступна. А теперь вернемся в нашу республику: 17 межмуниципальных сосудистых центров и 21 травмоцентр. Наша высокотехнологичная медицина доступна каждому.

- Вот вы сказали, что, несмотря на технологии, главную роль все же играет человек и его квалификация. Так как в Татарстане обстоит дело со специалистами?

- Тут признаюсь: кадры - это одна из тех проблем нашего здравоохранения, которая формировалась годами. В свое время у нас был огромный отток «мозгов». Вы посмотрите, сколько наших отличных специалистов работает в том же Израиле. И все эти врачи - воспитанники российской школы, в том числе и казанской медицинской школы. Так что сегодня решить вопрос кадрового дефицита в конкретном лечебном учреждении непросто. В отрасли от всего количества работающих - 22% пенсионеров. И при этом для нас сейчас важно, чтобы они не уходили на заслуженный отдых, а оставались на своих местах.

- А как не только удержать врачей, но и привлечь на работу новых?

- Несколько примеров. Мы увеличили зарплату врачам первичного звена и среднему медперсоналу. Очень надеемся, что это сделает работу для них более привлекательной. Для меня лично важно, чтобы доктор, даже если он молодой, не получал меньше 20 тысяч рублей. Также я бы выделил материальную помощь в один миллион рублей, которая дается молодым специалистам, отправляющимся работать в село. Есть и грантовая поддержка, она, по сути, беспрецедентна. Нами уже рассмотрено 165 заявок, 101 врач уже работает по этой программе. Кстати, около 70% - приезжие специалисты. В том числе и из Украины. Так в г. Мамадыш, уезжая от войны, приехало 6 врачей. Один из них прекрасный офтальмолог, и именно под него в этот город мы закупаем специальное медицинское оборудование. Он даже не верит своему счастью, ведь на его родине доктор и мечтать о таком не мог. Знаете, когда мы там вручали семейной паре украинских медиков ключи от жилья, они накрыли стол. Там вместе с треугольниками и чак-чаком лежали вареники. Прямо фотографию делай и подпись под ней - дружба народов. Это яркий пример того, что Татарстан - это территория мира и согласия и здесь всегда рады гостям и готовы предложить уникальные условия работы.

ЗАПИШИСЬ И ПРИХОДИ

Все мы хоть раз были в поликлинике и сидели в бесконечной очереди на прием к врачу.

- Так в чем же проблема очередей в медучреждениях и почему так плохо работает запись к врачу через Интернет?

- Для начала давайте рассмотрим, кто формирует эти очереди. Это те, кто пришел за справкой, рецептом и на осмотр. Да, есть жалобы, что я вот записался, а меня не вовремя приняли. Почему так, да потому что в поликлинику могут прийти пожилые люди - они приходят без записи, а бывает, и вне очереди. В том случае если ситуация серьезная, то не нужно сидеть и ждать, так как в поликлиниках есть кабинеты неотложного приема. Там, если что, и «Скорую» быстро вызовут, и первичный осмотр проведут. Кроме того, сейчас заработала запись на прием по Интернету. И сейчас я говорю с полной уверенностью и акцентом на слово «работает». Да, не скрываю, были в этой системе определенные сбои по каналам связи. Этот вопрос сейчас решает Министерство по информатизации и связи Татарстана. И, между прочим, только за последний месяц у нас в этом плане очень хорошая динамика - около полумиллиона записей на прием.

- А что скажете на многочисленные восклицания о черствости наших врачей, ведь людей из себя может вывести не только долгое ожидание в очереди?

- Знаете, больница - это такое место, где люди рождаются и умирают. Вы думаете, что врачи не переживают? Поверьте, еще как переживают. В этой профессии нельзя работать не по призванию. И мне очень больно видеть несправедливость, когда пытаются преподнести именно так, как будто врачам все равно. Ведь именно тот, кто сопереживает, стремится помочь и идет в эту профессию. Сейчас очень много негатива в средствах массовой информации. Но зачастую люди приходят на прием за пять минут до конца рабочего дня, а потом долго возмущаются, что их не приняли или плохо осмотрели. Но, поймите, у каждого специалиста в это время идет работа с документами, он заполняет карточки, работает с медицинской документацией. Врач тоже человек. Хотелось бы, чтобы пациенты хоть иногда входили в его положение. Только представьте - принять за день 20 бабушек, которые все время ругаются и жалуются, что болит везде, а на самом деле нередко приходят на прием просто пообщаться. Но каждый пришедший для доктора - индивидуален, а смерть каждого врач переносит очень тяжело.

«ПАЦИЕНТ, ДНЕВНИК НА СТОЛ!»

- Ожидают ли татарстанцев в 2015 году какие-либо новшества в системе здравоохранения?

- Уверенно отвечаю ДА. Я поставил своим специалистам задачу, максимальное внимание отдать профилактике. Следующий год мы посвятим работе по разъяснению людям о вреде повышенного давления. Это одна из основных причин возникновения сердечно-сосудистых заболеваний - инсульта и инфаркта. Именно им принадлежит пальма первенства в показателях смертности. Чтобы понять, насколько это важно и серьезно, вы просто представьте себе машину, которая постоянно ездит на шести тысячах оборотах. Любой водитель вам скажет, что рано или поздно поршни в двигателе просто пробьют цилиндры, и будет дыра. С сердцем то же самое. Сначала оно от нагрузок увеличивается, как бицепс культуриста, но это же не может происходить до бесконечности! В конце концов, мышца не справляется с возросшей задачей по перегону крови, и появляется проблема - сердечная недостаточность. А еще не забывайте про измененные сосуды. И получается, что и к инсульту, и инфаркту мы идем сами.

- Так что же в этом случае делать нам, сердешным, неужели в зоне риска абсолютно все?

- Нет, не все. Тут важно знать, есть ли у вас склонность к повышенному давлению. Если да, то срочно его под контроль. Так, например, после сорока лет нужно поставить задачу, чтобы артериальное давление не превышало 140 на 90. И его нужно измерять утром и вечером, а также иметь при себе нужные препараты. Именно поэтому мы и хотим в будущем году, помимо пропаганды, еще и раздать в Татарстане дневники самоконтроля давления. Заглянув туда во время приема, врач увидит утреннюю и вечернюю динамику и сможет вам более качественно скорректировать лечение, а не выписывать таблетки, как говорится, наугад.

РЕЦЕПТ ОТ МИНИСТРА

По словам Аделя Вафина, от инфаркта и инсульта можно в буквальном смысле слова уйти пешком.

- На этот счет есть очень простая рекомендация: +5 км в день. То есть старайтесь каждый день пройти дополнительно именно такое расстояние пешком, тем самым вы снизите риск возникновения у себя сердечно-сосудистых заболеваний. И главное - следить за весом. Помните, он тоже влияет на давление: +1 кг - это +1 мм ртутного столба. Например, недавно я вечером съел немного торта. Так я заставил себя встать из-за стола и вместе с сыновьями чуть ли не в 12 ночи пройтись пешком по Казани. Ведь лишние килограммы быстро набираются, но, к сожалению, долго уходят. И, кстати, эта пешая прогулка оказалась полезной не только для тела. За это время я еще пообщался с детьми, а значит, получил свою дозу счастья. Пусть это и прозвучит банально! Я прописываю всем пациентам - счастья. Это универсальное лекарство от всех болезней, а также лучшая профилактика!