Премия Рунета-2020
Омск
+14°
Boom metrics
Общество22 сентября 2014 16:00

Новая версия причины крушения теплохода, в котором погибли шестеро человек: "За штурвалом находился моторист"

Свидетели сомневаются, что в момент ЧП «Полесьем» управлял осужденный капитан Юрий Ратько
Сначала свидетели говорили: Шмитбергер видел, что капитан пьян. Но потом меняли показания

Сначала свидетели говорили: Шмитбергер видел, что капитан пьян. Но потом меняли показания

Фото: Андрей КУТУЗОВ

В Ленинском райсуде продолжаются заседания по уголовному делу против экс-начальника службы перевозок Омского речного порта Андрея Шмитбергера (подробнее см. «Справку «КП»). Вслед за потерпевшими показания начали давать сотрудники предприятия.

- Капитан подошел на теплоход ближе к обеду, - вспомнила Наталья Ерофеева, которая в день ЧП была матросом на судне. - Уже был в нетрезвом состоянии… Потом пришел Шмитбергер. Они с Ратько вместе заходил в салон, о чем-то говорили… Затем женщина сказала, что не помнит содержание той беседы.

- Шмитбергер отчитывал Ратько. Говорил, что если еще раз тот выйдет в рейс пьяным, то больше его никогда не выпустит в плавание, - сотрудница прокуратуры Севиль Шакурова процитировала слова Ерофеевой, которые та говорила на допросе в сентябре 2013-го. - Капитан собирался брать на одного пассажира больше запланированного. У него блестели глаза, были легкие пошатывания.

- Я отвозил капитана домой вечером накануне рейса, - добавил моторист Андрей Тамайчук. - Он созванивался с другом. Как я понял, они хотели распить бутылочку. По дороге Ратько выходил из машины, забегал в магазин, выходил оттуда с пакетом. Судя по всему, в нем был алкоголь.

Владимир Найверт в августе 2013-го был членом экипажа баржи, с которой столкнулось «Полесье».

- Мы должны были расходиться левыми бортами - об этом Ратько сообщал по рации, - рассказал он. - Но потом теплоход почему-то сменил курс. Да не было Ратько за рулем. Следователь говорил, что он посадил за руль моториста.

- Вы хоть понимаете, насколько серьезные даете показания? - уточнил адвокат Шмитбергера Олег Любушкин.

- Ратько говорил о том, что поставил моториста за штурвал, еще на берегу после аварии, - отметил Найверт. - Сказал: «Я посадил его и сидел рядом - наблюдал».

Со слов свидетеля, он не стал напоминать об этом на допросе. Мол, следователь и так сам подходил к Ратько после крушения и заявлял: «Давай просто так поговорим». И тогда капитан во всем и сознался.

Дал показания и бывший гендиректор ОАО «Омский речной порт» Василий Данилов.

- Шмитбергер в тот день по приказу не работал, - заявил он. - У нас есть люди, которые отвечают за безопасность. Он (Шмитбергер) не обязан был на борт заходить. Он не может каждое судно обойти.

- Почему же вы говорили раньше, что именно Шмитбергер отвечал за состояние капитана, за его допуск в рейс? - уточнила Шакурова.

- Это мои показания, но я не мог такого сказать! - вспылил свидетель. - Я плохо видел, не смотрел, что подписывал.

Кстати, Данилов также придерживается версии, что в последние секунды перед трагедией теплоходом управлял моторист. Речной порт проводил служебное расследование: некоторые матросы говорили примерно то же самое, что и Найверт. Однако затем они от своих показаний отказались (возможно, чтобы спасти коллегу, так как Ратько наказали бы в любом случае).

ВОПРОС РЕБРОМ

Могут ли пересмотреть дело Ратько и осудить другого члена команды?

Мы поинтересовались у специалистов, может ли другой сотрудник экипажа быть привлечен к уголовной ответственности по вновь открывшимся обстоятельствам?

Адвокат Наталья Романовская:

- Никто ничего не изменит. Есть приговор, вступивший в законную силу. Чтобы пересмотреть его, нужны очень серьезные обстоятельства. Здесь я таковых не вижу.

Юрист Илья Васильчук:

- Чтобы следствие возобновилось, нужна явка с повинной. Допустим, человек придет и признается: «Ратько не был за штурвалом, я решил рассказать, как все было на самом деле». Тогда приговор может быть пересмотрен.

Справка «КП»

Крушение теплохода «Полесье-8» произошло в августе 2013 года. Как установил суд, капитан Ратько отправился в рейс по Иртышу пьяный и не смог разойтись бортом с баржей. Он признался, что выпивыл накануне ночью. Шестеро пассажиров погибли, десятки получили ранения. Ратько дали 4,5 года колонии. Затем в суд передали дело Шмитбергера. Его обвиняют в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, смерть двух и более лиц. Гособвинитель считает, что мужчина мог предотвратить катастрофу, так как видел Ратько пьяным перед рейсом, но не остановил его. По словам Шмитбергера же, капитан напился уже на борту.