Премия Рунета-2020
Ярославль
+4°
Boom metrics
Общество13 февраля 2014 13:00

Николай Сурков: «Наша 9-я рота часто попадала в сложные ситуации»

Военный комиссар Ярославской области поделился своими воспоминаниями о службе в Афганистане [фото]

15 февраля исполняется 25 лет со дня вывода советских войск из республики Афганистан. События той войны, которая продолжалась почти 10 лет, давно ушли в историю, но жива и будет жить память. 18-летние ребята, которые уходили тогда на срочную службу в армию, не обстрелянные мальчишки были вынуждены воевать в чужой стране. Знойный ветер с песком в раскаленной пустыне, холодное высокогорье и каменистые ущелья, и тяжелейшие условия партизанской войны, когда за любым камнем, кустом, домом мог оказаться вооруженный враг. Безусловно, у каждого ветерана свое боевое прошлое и, как бы ни хотелось все это забыть, от факта, что этот кусочек жизни был - не уйдешь.

«Пока первая пуля не пролетит, не обдаст теплом, страха-то нет»

Свое первое боевое крещение 21-летний выпускник Рязанского высшего воздушно-десантного училища Коля Сурков прошел уже через месяц после высадки в Афганистан. Шел третий год войны. На смену одним солдатам и офицерам приходили другие, менялись названия операций, но суть оставалась одна - отбивать атаки боевиков и уничтожать базовые формирования повстанцев.

- Наш отдельный парашютно-десантный полк, в состав которого входила та самая знаменитая девятая рота, дислоцировался на аэродроме Баграм. Почему именно эта рота стала прототипом для художественного фильма, сложно сказать. Во время афганской войны она всегда была на слуху, так как часто попадала в сложные ситуации при выполнении боевых задач, - рассказывает Николай Борисович. - Сразу после прибытия меня назначили командиром взвода девятой роты, еще толком обтереться не успел, а уже первое задание. Шла операция по ликвидации бандформирования. Вызывает меня командир батальона и отдает приказ: «К 23 часам штурмом овладеть высотой». Стою по стойке смирно, а по телу мурашки бегут, сердце бухает, перед глазами кадры из фильмов о Великой Отечественной войне. Тогда впервые я реально почувствовал страх. До этого момента просто не понимал, что такое смерть, что она ходит постоянно рядом. Пока первая пуля не пролетит мимо, не обдаст теплом, ничего этого не чувствуешь.

В задачу Суркова входило выбить с горной высоты группу душманов, которые заняли господствующую позицию и блокировали продвижение батальона. Строчили из автоматов так, что голову невозможно было поднять. Николай с девятью солдатами стали обходить гору низиной, а батальон открыл огонь по верху. «Духи» подвоха не ожидали и оказались в ловушке. Боевиков забросали гранатами, наступило затишье… Наши ребята в том бою потерь не понесли.

- Тогда мы даже не задумывались, зачем и для чего нужна эта война. Я и сейчас склонен думать, что это было необходимо в силу той общественно-политической обстановки, географического положения наших границ. Неизвестно, как бы пошло дальнейшее развитие событий в мире, если бы советские войска не поддержали режим нового афганского правительства, - говорит Сурков. - В тот момент я ощущал только одно - свою принадлежность к особому роду войск - ВДВ и четко понимал, что надо выполнять приказы и воевать. Для меня это была работа, моя профессия военного. Абсолютное большинство офицеров воздушно-десантных войск такие люди. Боевой дух мы впитывали еще в училище, нас воспитывали на бой. В Афганистане был настоящий бой. Кодекс офицера такой - я должен и все.

На грани жизни и смерти

Сколько за три года службы в Афгане было различных операций, рейдов, бросков в горы, Николай Борисович не считал. Но один бой в ночь на 2 октября 1983 года не забудет никогда.

- Мы со взводом держали свои позиции на горе Сургуанд, которую захватили днем. Утром здесь должны были пойти советские войска, и наша задача была закрепиться на этой господствующей высоте. Душманы яростно пытались нас сбросить, наступали с трех сторон, непрерывно обстреливая из гранатометов и минометов. Шесть часов непрекращающейся атаки! - вспоминает Николай Сурков.

А боевики все шли и шли, словно зомби, не чувствуя страха. Приседали на корточки, поднимались и наступали вперед. Наши ребята отбрасывались из укрытий гранатами, еле успевая заряжать магазины автоматов. Бой был страшный, если еще учесть, что все происходило в кромешной темноте. Несколько парней были тогда тяжело ранены, но высоту не сдали. Позже всех участников этого боя, в том числе Николая Суркова, наградили орденами Красной Звезды.

- Я не люблю пафосных слов, но война заставляет смотреть на многие вещи иначе, по- особому ценить жизнь, - считает Николай Борисович. - Да, было тяжело, были потрясения и даже слезы, но старался держать свою психику в руках. И с тех пор совершенно не приемлю, когда некоторые парни, прошедшие Афган, начинают прикрывать свои жизненные слабости фактом нахождения на войне. К счастью, таких немного.

Сегодня Николай Борисович признается, что служба в Афганистане не только сделала его характер более жестким, но и помогла в карьере военного. С войны он вернулся старшим лейтенантом, вскоре получил капитана. И командуя будущими десантниками, всегда был для ребят примером ветерана, закаленного в боях.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В Афганской войне 1979 - 1989 годов погибли более 15 тысяч советских ребят

Более 1000 - пропали без вести

Не вернулись с войны - 67 ярославцев

1 ярославец - пропал без вести

21 - остались инвалидами

8 ветеранов афганской войны в настоящее время работают в военкоматах области