Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество24 января 2014 14:23

Жорес Алферов - детям: «Я тоже уроки прогуливал, ну как без этого?»

Нобелевский лауреат встретился с учениками своей бывшей школы [фото + видео]
«Экспериментами я занимался еще в шестом-седьмом классе, химическими, между прочим, с пробирочками, с получением различных реакций...»

«Экспериментами я занимался еще в шестом-седьмом классе, химическими, между прочим, с пробирочками, с получением различных реакций...»

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Кого только не было в пятницу в 9 утра в кабинете химии минской гимназии №42: пятиклассники, семиклассники, одиннадцатиклассники и даже выпускники! Повод для массового сбора был необычный - визит нобелевского лауреата Жореса Алферова, имя которого сегодня с гордостью носит гимназия. Вопросы заслуженному физику дети задавали разные, от наивно-школьных до очень серьезных.

- Холодно вам было к нам добираться?

- Не очень, сейчас же -20 всего? Это тепло. Я сейчас живу в Санкт-Петербурге, но всегда с удовольствием приезжаю в Беларусь.

Двадцатиградусный мороз для живущего в Санкт-Петербурге Жореса Ивановича - погода не холодная.

Двадцатиградусный мороз для живущего в Санкт-Петербурге Жореса Ивановича - погода не холодная.

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Коридоры родной школы №42 Алферов не признал: когда он учился, она располагалась в другом здании.

Коридоры родной школы №42 Алферов не признал: когда он учился, она располагалась в другом здании.

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Чего только не спросили дети: и про Нобелевскую премию, и про мороз, и даже про мировые проблемы.

Чего только не спросили дети: и про Нобелевскую премию, и про мороз, и даже про мировые проблемы.

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Встретиться с Алферовым пришла третья стипендитка его фонда Даша Богдан.

Встретиться с Алферовым пришла третья стипендитка его фонда Даша Богдан.

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

- А в каком вы классе учились? А уроки прогуливали? Кто был вашим учителем физики?

- В «Б», я всю жизнь учился в «Б». Уроки прогуливал, конечно, как без этого? А моим учителем физики был Яков Борисович Мельцерзон. Именно он заинтересовал меня физикой - в частности, электроникой. Мне вообще везло на учителей в школе начиная с первого класса. Экспериментами я занимался еще в шестом-седьмом классе, химическими, между прочим, с пробирочками, с получением различных реакций. До сих пор помню, как у мамы в шкафу превратилось в труху ее платье. И мы до сих пор не знаем почему (хотя это результат моих опытов). А в студенчестве я занимался получением и исследованием полупроводниковых пленок. Для того чтобы наносить эти пленки на стеклянные подложки, я обрабатывал их высоким напряжением в три киловольта. Протягивая руку к реостату, я случайно положил руку на выход этих трех киловольт. Ничего страшного не случилось: я коснулся его только одной ладонью, и электрическая цепь не замкнулась, но я так подпрыгнул, что посмотрел сверху на стеклянный колпак, с которым работал! Стеклодув нашей лаборатории спросил, чего я так прыгаю, но правду я не сказал. Сказал: «Так мне лучше видны мои подложки!»

Алферов рассказал ученикам про школьные и студенческие опыты, про своих учителей...

Алферов рассказал ученикам про школьные и студенческие опыты, про своих учителей...

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Интересовало ребят и то, как Алферову вручали Нобелевскую премию, и то, какие он может назвать проблемы науки и мирового общества, и, конечно, интересовала школа.

- А что здесь изменилось со времен вашей учебы?

- В те времена в Минске было всего четыре школы: одна мужская и три женских. Причем сумма номеров женских школ (2, 12 и 28) была равна номеру нашей школы - 42. Я учился в другом здании, на площади Свободы, недалеко от цирка. В это здание школа переехала, когда я уже учился в Ленинграде, и я был тут только один раз - 2 февраля 1985 года. Было два повода: день встречи выпускников и 50 лет школе.

Нобелевский лауреат объяснил, почему важно любить не только физику, но и литературу.

Нобелевский лауреат объяснил, почему важно любить не только физику, но и литературу.

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Длилась встреча целый час.

Длилась встреча целый час.

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Жорес Иванович общался со школьниками почти целый час. Когда он стал прощаться, школьники сначала застенчиво, а потом целой толпой стали просить автографы. Алферов расписался несколько раз, но на последнем развороте (там, где выставляются оценки за год), отказался: «Нет, на такое я не подписываюсь!»

Когда Жорес Иванович собрался уходить, ребята побежали брать автографы.

Когда Жорес Иванович собрался уходить, ребята побежали брать автографы.

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Алферов расписался несколько раз, но на последнем развороте (там, где выставляются оценки за год), отказался: «Нет, на такое я не подписываюсь!»

Алферов расписался несколько раз, но на последнем развороте (там, где выставляются оценки за год), отказался: «Нет, на такое я не подписываюсь!»

- Это лучший день в жизни! - тоненько воскликнула крохотная пятиклассница, сжимая в руках подписанный Нобелевским лауреатом дневник.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Любая школа – это в первую очередь дети, ее ученики и выпускники. Рассказать о родной гимназии мы попросили ученицу 11 «А» класса Дашу Богдан.

- Надо сказать, что гимназия у нас не такая уж простая. В послевоенное время ее закончил Жорес Иванович Алферов, самый знаменитый наш выпускник. Он Нобелевский лауреат по физике, ему присудили ее в 2000 году. Когда он учился у нас, школа называлась «гвардейская непромокаемая», была мужской. А я - лауреат фонда по поддержке одаренной и талантливой молодежи, который Жорес Иванович основал.

- А что это значит?

- Быть лауреатом этого фонда очень почетно. За все время его существования стипендиатов из 42-й гимназии было всего трое. Я получаю стипендию, потом мне дадут сертификат, а еще я войду в число людей, которых Жорес Иванович иногда собирает на общие встречи... (Читать далее)

Фоторепортаж со встречи смотрите ЗДЕСЬ.

Лауреат Нобелевской премии по химии Жан-Мари Лен - школьникам: «Хорошенько подумайте, что для вас важнее: сделать карьеру или дать свободу воображению»

- Что нужно сделать, чтобы вырастить из ребенка будущего великого ученого?

- Для начала стоит заинтересовать его наукой. Это очень легко сделать! Все люди, а в особенности маленькие люди, очень любопытны... (Читать далее)