Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Политика23 октября 2013 22:00

Валентина Матвиенко: «Когда-то была дружба народов… Нужно ее вернуть»

В студии телевидения Совета Федерации спикер верхней палаты парламента ответила на вопросы главного редактора «КП» Владимира Сунгоркина

О МЕЖ­НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Сунгоркин: - Сегодня на каждой кухне говорят о Бирюлеве. Из-за неконтролируемого наплыва мигрантов обостряется криминальная обстановка, вспыхивает агрессия, ксенофобия. В Петербурге, например, подростки забросали камнями и файерами один из крупных рынков, а в Волгограде «коктейлями Молотова» - молельный дом. Что делать?

Матвиенко: - Проблемы в Бирюлеве копились годами. Жители жаловались в местные органы власти, но, к сожалению, чиновники не принимали мер...

Овощная база, где работали нелегальные мигранты, действительно представляла угрозу для безопасности микрорайона. Причем в последние годы ее неоднократно проверяли, писались бесчисленные акты, но реальных мер никто не предпринимал. Мне запомнились слова местной жительницы: «Я звонила неоднократно участковому полиции, и он все время был на больничном». А ведь участковый - важная фигура в микрорайоне, от него очень многое зависит!

Да, ситуация в Бирюлеве вскрыла общие проблемы, которые сегодня волнуют общество. Нелегальные мигранты заполняют так называемые резиновые квартиры, не проходят медицинского освидетельствования, не имеют никакого страхования. И это, безусловно, источник серьезного напряжения в обществе. Нам надо очень серьезно пересмотреть миграционную политику. И хотя в мире нет готовых рецептов от таких болезней - например, политика мультикультурализма в Европе провалилась, - мы в своей стране должны навести порядок. Пора серьезно ужесточить миграционное законодательство. В том числе в отношении легальных мигрантов, в которых наша страна пока нуждается. При формировании квот, которыми занимается миграционная служба, мы не должны исходить только из пожеланий и заявок работодателей. Эти заявки должны строго анализироваться: все ли сделано для того, чтобы свободные вакантные рабочие места могли заполнить жители нашей страны? Причем необязательно жители данного населенного пункта, но и жители других регионов России. Квота иностранной миграции должна быть просчитана, обоснована, быть гласной и публичной. Ее, кстати, мог бы рассматривать и утверждать региональный или даже федеральный парламент. Тогда всем было бы понятно, почему мы приглашаем такое-то количество иностранных рабочих.

И конечно, ответственность должны нести и работодатели. Они должны предоставить работникам пусть скромные, но все-таки сносные условия проживания - общежития или съемные квартиры. Но не так, чтобы в одну квартиру регистрировалось по 150 - 200 человек, а потом неизвестно где они все. Кроме того, надо установить минимальный уровень зарплаты, который соответствовал хотя бы прожиточному минимуму. Зарплаты у мигрантов совсем нищенские, да и те подчас месяцами не платят. Естественно, это толкает людей на преступления…

Помните, была же когда-то в стране дружба народов… Нам очень нужно ее вернуть. Нельзя каждое преступление увязывать с национальностью преступника. Ничем хорошим это не закончится. Поэтому мы приняли на последнем заседании Совета Федерации закон о повышении ответственности местных властей за состояние межнациональных отношений. Власти не должны закрывать глаза или самоустраняться от решения этих проблем.

Валентина Матвиенко. Третье лицо государства.

Валентина Матвиенко. Третье лицо государства.

О ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Сунгоркин: - Ваш ответ настолько подробный, что можно переходить к другой большой теме - наводнение на Дальнем Востоке. Я сам из тех мест, вырос на берегу Амура, и поверьте - ничего подобного никогда там не было. Разрушения огромные! Как нам справиться с такой бедой?

Матвиенко: - Самое главное, что при таком катастрофическом наводнении не погиб ни один человек! Это само по себе свидетельствует о хорошей работе МЧС. И вся страна откликнулась на эту беду. Сколько волонтеров, добровольных помощников сражались со стихией! Они возводили дамбы, помогали пострадавшим семьям выбраться из мест затопления. В этом проявился, думаю, характер нашего народа - сострадание, соучастие, готовность прийти на помощь. Меня особенно тронул благотворительный марафон, который был проведен на Первом канале.

Сунгоркин: - Около миллиарда рублей собрали...

Матвиенко: - И дело даже не в сумме! Важен сам факт, что общество откликнулось… Но нельзя забывать, что скоро зима. Люди остались без крова, без имущества, без урожая. И очень важно сейчас дать им пусть временную, но крышу над головой, запустить программу строительства нового жилья. Но с условием - не строить тяп-ляп, побыстрее, чтобы отчитаться, поставить галочку! Необходимо возводить добротное жилье, не просто восстанавливать социальную инфраструктуру, а поднимать ее на качественно новый уровень. У нас большой дефицит населения на Дальнем Востоке. Позаботимся по-настоящему о людях, об улучшении условий их жизни - сделаем важный шаг в практическом решении этой острой проблемы.

Многим гражданам явно не хватает графы «против всех».

Многим гражданам явно не хватает графы «против всех».

Фото: РИА Новости

О СПАСЕНИИ ДОМА КНИГИ МОСКВЫ

Сунгоркин: - Я недавно нечаянно узнал, что вы спасли Московский дом книги, который собирались перепрофилировать.

Матвиенко: - Ну, это преувеличение, конечно, что я спасла. Помогла скорее… Сначала директор Московского дома книги первой забила тревогу. Такое решение вроде бы готовилось в мэрии… Ведь в чем первопричина этой истории? Книжные магазины с экономической точки зрения несостоятельны, они не выживут без поддержки власти, без льготной аренды. Но без книжных как жить?! Мы всегда были самой читающей страной мира и должны ею оставаться - это отличительная черта нашего народа! Поэтому книжные магазины обычно находятся на главных магистралях города, поближе к людям…

Сунгоркин: - Для бизнеса самые лакомые куски.

Матвиенко: - Именно. Их начали вытеснять коммерсанты, которые торгуют другими, более выгодными товарами... И как только директор забила тревогу, я связалась с Сергеем Семеновичем Собяниным. Знаете, какой была его реакция? «Валентина Ивановна, считайте, что вопрос решен. Я сам понимаю важность Московского дома книги». Он был не в курсе - очевидно, проект решения о присоединении Дома книги к коммерческой сети готовился на уровне департамента. Так что спас Московский дом книги мэр Москвы.

О КУЛЬТУРЕ И БЮДЖЕТЕ

Сунгоркин: - Очень много тревожных заявлений о бюджете 2014 года. Говорят, будет секвестр некоторых статей. Какое у вас ощущение как у инициатора проведения Года культуры - удастся, например, если не увеличить, то хотя бы сохранить расходные статьи по культуре?

Матвиенко: - Мы обратились к председателю правительства России Дмитрию Анатольевичу Медведеву, чтобы бюджет Министерства культуры РФ не сокращали на будущий год. Он дал специальное поручение…

Да и в целом не надо нагнетать ситуацию с бюджетом. Да, он сложный. На пять процентов сократили всем министерствам и ведомствам расходные статьи. Но надо заниматься экономикой, наращивать доходную часть бюджета. И не драматизировать. Ситуация непростая, но не ужасная. Думаю, что государство справится с этой задачей.

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Сунгоркин: - Есть вопросы от журналистов «Комсомолки».

Политический обозреватель Владимир Ворсобин: - Здравствуйте, Валентина Ивановна. Я помню те времена, когда верхняя палата парламента была «колючей» и неудобной для исполнительной власти. Как вы думаете, какие плюсы и минусы есть у сегодняшнего - «спокойного» сената?

Матвиенко: - Вы, наверное, имеете в виду время, когда было жесткое противостояние исполнительной и законодательной власти… Тогда половина законов, которые принимала Дума, отклонялись Советом Федерации, и не всегда из-за содержания, а по политическим мотивам. И мы помним, к чему привело противостояние, к какой серьезной дестабилизации в обществе, к какому напряжению. Одни силы ставили вопрос об импичменте Президента России, другие грозили роспуском Госдумы. Ни то ни другое не в интересах людей, не в интересах государства. Мы создали механизм оптимального взаимодействия ветвей власти. Кто бывает на комитетах, на парламентских слушаниях, тот никогда не скажет о том, что у нас благостная обстановка, а мы такие вот все смирные, без принципов, без идей, без позиций. Это абсолютно не так! Наоборот, за последние годы палата показывает и зубы. Имеет свою позицию, открыто ее высказывает, отклоняет законы, если считает их некорректными.

Сунгоркин: - У журналистов всегда есть желание увидеть интересную картинку…

Матвиенко: - А я вот иногда думаю - когда журналисты от этого устанут?! И будут интересоваться не формой, а содержанием. А вам только «жареное» подавай. А от «жареного» все уже устали!

ЗАЧЕМ НУЖЕН СЕНАТ?

Корр. «КП» Андрей Рябцев: - Валентина Ивановна, сегодня не все граждане знают, что такое Совет Федерации. А те, кто знает, не до конца понимают, для чего он нужен. Что вы планируете сделать для того, чтобы повысить доверие граждан к сенаторам?

Матвиенко: - Уважаемый Андрей, не поленитесь, загляните в Конституцию, чтобы увидеть и самому разобраться, зачем России нужен сенат. Мы федеративное государство. И Совет Федерации как палата регионов призван быть балансом между федеральным центром и регионами в плане распределения компетенции, полномочий. Наша палата стала в последние годы более активной в отстаивании интересов краев, областей, республик. Мы не допускаем прохождения законов, которые бы ущемляли права территорий. Совет Федерации выступает все чаще с новыми инициативами и предложениями, которые находят отражение в федеральном законодательстве. Нет ни одного федеративного государства в мире, в котором не было бы двухпалатного парламента! Я считаю, что повысить доверие населения к Совету Федерации можно только через нашу открытость и гласность. И мы за последнее время сделали в этом плане очень многое. Появился и новый сайт с интерактивной площадкой для обсуждения законопроектов, и парламентское телевидение, и демонстрация всех наших заседаний в прямом эфире, в режиме онлайн в интернете. И любой гражданин может посмотреть, какие вопросы мы рассматриваем и как мы их обсуждаем.

О ГРАФЕ «ПРОТИВ ВСЕХ»

Сунгоркин: - Большое оживление вызвало ваше предложение вернуть графу «против всех». Появились даже конспирологические версии… Выдайте тайну - почему у вас возникла такая идея?

Матвиенко: - Я внимательно наблюдала за выборами не только в Москве, но и в других регионах. И мне показалось, что наличие графы «против всех» помогло бы повысить явку. Когда все граждане будут понимать, что любой голос будет учтен на выборах, то не будет формальной отговорки: я не пошел, потому что не хочу ни за кого голосовать. Почему не дать гражданину возможность сказать: меня не устраивают все кандидаты и все партии. Кроме того, мы получим более точную, четкую картину состояния общества - каков на самом деле уровень протестного настроения в стране. Сколько людей недовольны действиями власти, какие партии и движения реально поддерживаются населением.