Премия Рунета-2020
Омск
-2°
Boom metrics
Звезды30 ноября 2010 10:30

Юрий Кузнецов: «Я не могу сдержать слез радости и признания годам работы в Омске!»

Заслуженный артист России побывал в нашем городе на фестивале «Киносозвездие» [фото и видео]
Источник:kp.ru

На счету Кузнецова более сотни ролей в кино. Но больше всего он запомнился по роли полковника Петренко (Мухомора) в сериале «Улицы разбитых фонарей». Кстати, поклонники подарили ему в Омске забавный керамический гриб с красной пятнистой шляпкой.

С нашим городом Кузнецова связывают шесть лет работы в Омской драме. Здесь он блистал в роли Васи в спектакле «Любовь и голуби». Юрий Александрович очень хотел повидаться в дни фестиваля с коллегами по театру. Но не удалось - просто не смог вырваться!

- Мы утром ехали из аэропорта, был еще рассвет, я понял, что все здесь узнаю, ничего не изменилось, - рассказал он. - Вот театр «Арлекин» - новое здание. Меня поразила эта громадина, может там не только куклы? Только куклы? Ничего себе какие же должны быть куклы! Нет здесь новостроя, этого уродливого как в Москве, например, на Кутузовском, или у нас на Васильевском.

Артист рассказал о своей работе в омском театре, о первом приглашении в кино и о том, что доставляет ему самую большую радость в жизни.

Про спектакль «Любовь и голуби»

- «Любовь и голуби» это… это - безоговорочно! Была бы возможность, мы бы с Наташей Василиади (Надя - в спектакле Омской драмы. - Прим. авт.) играли бы до сих пор! Наташа - самая любимая моя партнерша, я не могу сдержать слез радости и признания тем годам работы в Омске! Мы вместе с супругами Василиади работали в хабаровском театре и сюда были приглашены великим Мигдатом Нурдиновичем Ханжаровым - тогдашним директором Омской драмы. Я был уже состоявшийся человек на сцене и уже мог передвигаться по ней недрожащими ножками…

Все эти чувства, которые связаны с «Любовь и голуби» они не завяли! Все живо до сих пор! Это незабываемый спектакль! Как-то ко мне подошла женщина и говорит: «Спасибо! Я благодаря вам вернула мужа. Мы вместе смотрели спектакль…» Пьесу написал Володя Гуркин - тоже омич. Замечательно так написал - трепетно и нежно. Потом поставили кино. Там эту роль играет мой однокурсник Саша Михайлов.

Про первую роль в кино

- В Омске я был шесть лет, цыганщиной не страдал - не было охоты к перемене мест. И десять раз не был женат - только два... Я бы не уехал из Омска, если бы меня не захватило кино. Это такая штука: туда однажды попадаешь - и уже не вырваться. Это гидра, которая засасывает… А к кино у меня с детства трепетное отношение.

Мне было 11 или 12 лет, жили мы в деревне. Село в Сибири. Там даже не было электричества. Кино привозили по субботам - воскресеньям и прямо на улице ставили такую передвижную электростанцию - передвижку. И вот, чтобы попасть и увидеть это чудо, нужно 5 копеек. Где взять их? В колхозе денег не давали: там трудодни ставили - палочки.

И мы, пацаны, шли в свой курятничек или в колхозный… Брали из-под курочки теплое яичко и сдавали в магазин. Оно стоило 5 копеек. И мы с этим пятачком торжественно шли в кино.

И вот я работаю уже в Омске. Понедельник - выходной день, и сюда приезжает Виктор Аристов - второй режиссер фильма «Мой друг Иван Лапшин». Он уже побывал в Новосибирске - они с Германом искали актера на главную роль Лапшина.

Не нашли. И в фойе театра Аристов видит мою фотографию: «А где этот актер живет?» Я жил тогда в доме со шпилем и был дома. Трезвый. Шучу, конечно я и не пью почти. И вот он пришел, и я два часа рассказывал ему о своем трудном детстве, а он молчит и просто слушает…

- Утвердили на роль начальника милиции. Так началась моя милицейская киноэпопея

- Утвердили на роль начальника милиции. Так началась моя милицейская киноэпопея

Фото: Николай КРИВИЧ

Аристов уехал и через неделю или полторы приходит телеграмма - худсовет утвердил меня на роль Лапшина. А Герман забраковал. Почему? Говорит: «Кузнецов - хитрый какой-то: говорит одно, думает другое. А мне нужен человек совершенно открытый». Лапшина сыграл Андрей Болтнев, а меня утвердили на роль начальника милиции. Так началась моя милицейская киноэпопея.

Про то, как артиста Кузнецова ждали армия, авиация и флот

И вот так я начал летать туда - сюда на съемки. Фильм «Торпедоносцы» снимали в Норильске. И приходит в театр телеграмма: «Артиста Юрия Александровича Кузнецова ждут армия, авиация и флот! Отпустите его на три дня, пожалуйста.» Ну раз ждут армия, авиация и флот – конечно, отпустили… Надо лететь, а как? Билетов нет. И вот меня, каюсь, отправили по блату, поскольку лицо уже мелькало в кино… Очередь в «накопитель» - о, это страшное слово! Стою, пью валидол – билетов-то нет! А меня ждут в Норильске. И девочки, сотрудницы аэропорта, шепчут: «Улетите, улетите, улетите!» И тут выходит человек - ну ровно почти выходит со стороны буфета. И ему говорят:

- Вы, товарищ, полетите следующим рейсом!

- Почему?

- Ну вы же были в буфете! Ваш багаж оставят в аэропорту.

Он замирает недоуменный - ну он на самом деле почти ровно шел! А девочки мне:

- Быстро! Быстро давай проходи!

Вот так и улетел.

И каждый раз, когда я летал на съемки, - писал заявления на отпуск за свой счет. На три дня, на пять. И вот наступает «День театра» - то есть зарплата. И мы торжественно, как демонстрация, спускаемся вниз к кассе - весь коллектив, все цеха.

Мужская часть коллектива, незанятая в этот день в спектакле, - в предвкушении. Потому что сейчас предвкушается «обсуждение проблем творческой жизни» в мужской компании. И я тоже стою, и милая девушка - кассир говорит, просматривая ведомости:

- Юрочка! А вы нам еще должны 5 рублей 15 копеек.

Вы понимаете! У меня было столько заявлений по собственному желанию, что я еще остался должен!

И в конце концов я уехал жить в Ленинград. Пригласили работать в театр. Живу там уже 24 года.

- Моя любимая роль - роль папы

- Моя любимая роль - роль папы

Фото: Николай КРИВИЧ

Про роль Мухомора

- По поводу замечательного Мухомора. Это изобретенный мною лично характер, а ведь самое главное - это найти характер, который бы запомнился. В первой - пилотной серии был такой эпизод: происшествие - убит человек. Лежит в газике, упав на руль, и в спине по рукоятку торчит нож. Приезжает Мухомор. В «бронике», в каске, с автоматом наперевес. Смотрит: на нож в спине, поворачивается и говорит: «На самоубийство это не похоже!»

И что мне было дальше делать с этим товарищем Петренко?! Вот он такой - самый умный, самый мудрый! В общем, милый человек! И я вместе с ним прекрасно прожил все эти годы. Кроме того, мой папа был милиционером большую часть своей жизни. Но папа был не тот милиционер, с которого написан Мухомор.

Мы не думали, что будем так долго снимать наших «Ментов». Двенадцать лет! Да столько «Рабыню Изауру» не снимали! Вот вы говорите: сериал, сериал…Пренебрежительно немножко так. А в прошлом году в Узбекистане - вдумайтесь только в Узбекистане! Иду по улице, спрашивают: «Вы - Мухомор?»

Так что спасибо этому дяденьке, который сделал меня таким известным.

Про фильм «Брат» и про то, как бомжи приняли за своего

- Я мог бы по поводу каждой роли и картины долго и трепетно говорить. Это часть жизни, это много волнений, это каждый раз открытие. Мне дорог фильм «Брат». Если бы не Сереженька Бодров, безвременно исчезнувший, если бы не было его, непрофессионального актера - не было бы такого замечательного фильма!

Помню, нашей туберкулезной питерской осенью снимаем сцену на кладбище.

Я в этом треухе вместе с массовочкой. То есть не массовочкой даже – групповочкой: человек шесть-семь. Они – настоящие! Они там живут на этом кладбище, их даже гримировать не надо было! И вот я стою среди них, а съемочная группа где-то там в вагончике уже почти час копается. И дедушка, такой в сандаликах, - а уже снег - спрашивает меня:

- Ты зарплату вчера получил? - а зарплату за съемочный день дают.

- Да, - говорю. - Получил.

- Что, все вчера пропил?

- Нет! - говорю. - Не все!

- О! Везет!

И еще дяденька такой, за сорок. Он очень трепетный и такой - «вчерашний»…

И вот его так ломает… Спрашивает:

- Закурить есть? - и тянется к пачке.

- Да возьмите всю пачку - у меня есть еще!

- А, ну давай! Че я тебя буду дергать каждый раз!

И плечиком о мое плечо торк и говорит:

- Я тебя как БЫВШЕГО артиста вот так уважаю!

Понимаете?! Они приняли меня за СВОЕГО! Вот это была моя самая первая награда за фильм «Брат».

Про фильм «Царь» и Олега Янковского

- Когда готовился играть Скуратова, перечитал горы литературы.

Начались съемки, и Павел Лунгин говорит:

- Юрочка, вот уже который день снимаем, а я твоего Малюту не боюсь!

А я и не хотел никого пугать. Малюта был царский палач, царский друг. Скуратов - служивый человек, руководитель первой силовой структуры типа НКВД или ФСБ. У него была агентура по всей России. Он был семьянин, сам неграмотный, а детей выучил! Одна из его дочерей потом вышла замуж за Бориса Годунова.

Вот это я и хотел показать, а не создать такую страшную костюмную роль, как гениальный Жаров в фильме у Эйзенштейна. Вот у него Малюта там такой (делает страшный прищур - Прим. авт.). Ходит, постоянно интригует.

Олег Иванович был последним народным артистом Советского Союза.

Этот актер вызывал настоящее уважение. Настолько несуетлив, целеустремлен, скромен. Путь позавидуют этому молодые артисты, которые, снявшись в двух фильмах, требуют для себя… опять это жуткое слово райдер! Требуют, какого цвета должны быть занавески в номере, бассейн и прочая ерунда. Вот этого ничего не было у Олега Ивановича. Мы снимали зиму в Суздале, и были два таких вагончика, где мы грелись. Вот и весь райдер. Знаете… и ведь, когда снимали «Царя», ну, как говорят, ничто не предвещало, что Олег Иванович… Что это его последняя роль.

Про Александра Абдулова

- А вот Саша Абдулов был у нас звезда! Мы вместе работали в фильме «Гений».

Он, как всегда, немножко опаздывал на съемку. Уже вся группа нервничает, и тут он приезжает, выходит своими длинными ногами из машины и сразу начинает:

- А вот, слушай, ты знаешь этот анекдот? -.и рассказывает, и вся группа покатывается со смеху и тает.

Так вот у Саши на съемках был райдер - у него в договоре было прописано, что в номере обязателен белый рояль. Только белый, хотя на нем сроду никто не играл - максимум бокал шампанского ставился. И рядом с ним всегда молодой человек по имени Витя - он его возить должен был и быть под рукой 24 часа в сутки. Мало ли, ночью гости пришли, а гости у него были всегда. Вот Витя должен был по домам развезти. Витя себя знаете как называл? Абдуловоз!

Когда фильм снимали, Сашу уже лечили от рака, ему курить нельзя было. А он курил! А надо было беречь себя, думать о себе! Мы же лишены теперь этих людей - Олега Ивановича, Саши…

Когда они были рядом, мы думали, что это будет вечно. Нужно себя беречь для наших близких людей и жить правильно!

Про самую любимую роль и самую большую радость в жизни

- Моя любимая роль - роль папы. Дочке Саше недавно исполнилось 15 лет. Вчера позвонила и сообщила, что ее в школе перевели в повышенную группу по английскому языку. А она раньше панически боялась английского языка, даже говорила: «Не пойду в школу!» Я был очень рад, потому что это ее победа! Или вот моя мама. Ей 92 года, мы с ней каждый день общаемся по телефону. Она вся в делах: «Вот я капусту посолила, то сделала, это сделала». Это тоже каждодневная радость для меня. Самая большая радость в жизни!

Анекдот от Юрия Кузнецова

Лектор, благообразный профессор в очках, читает лекцию студентам.

На стойке перед ним графин с водой и стакан: он оттуда воду пьет периодически - в общем, все как положено.

- Ну, какие будут вопросы? - вопрошает он в конце повествования.

Голос с последнего ряда:

- Товарищ лектор! А у вас стакан уже освободился?

http://kp.ru/f/3/image/97/41/1204197.jpg

http://kp.ru/f/3/image/97/41/1204197.jpg