Премия Рунета-2020
Омск
+10°
Boom metrics
Общество14 мая 2010 8:20

Купили бракованный товар? Требуйте вернуть ваши деньги!

На вопросы читателей «Комсомолки» ответила Людмила Королькова, председатель совета Омского областного общества защиты прав потребителей
Юлия САВЕНКОВА
Юлия САВЕНКОВА

- Добрый день, меня зовут Наталья. Свекровь купила мне цифровую видеокамеру. Оказалось, звука на записи практически неслышно. Я попробовала вернуть товар. Написала претензию. Однако через несколько дней мне ответили, что эта видеокамера не входит в список товаров, подлежащих возврату или замене. Что мне теперь делать?

- Вам ответили неверно. Действительно, по Закону «О защите прав потребителей» сложная бытовая техника не входит в список товаров, подлежащих возврату или замене. Но это касается только качественного товара. Претензию продавцу вы можете предъявить в течение двух лет с момента покупки и потребовать вернуть вам деньги, заменить товар на новый либо отремонтировать. Но должно быть доказано, что в поломке нет вашей вины!

- А как доказать?

- Необходимо провести экспертизу. Если на товар установлен гарантийный срок, то ее назначает не покупатель, а продавец. Но если последний письменно отказывается от проведения экспертизы - покупатель может назначить ее сам. Если экспертизу оплачивает продавец и она показывает, что производственного брака нет, - потребитель обязан будет вернуть ему деньги за работу эксперта. Кстати, в областном обществе защиты прав потребителей организована экспертиза, в которой работают профессионалы, - они занесены в реестр общественных объединений страны. Это пять специалистов: по бытовой технике, строительным работам, ЖКХ, обуви, швейным изделиям.

- Зависит ли цена экспертизы от вида товара?

- Да, у нас, например, стоимость определяется на совете общества в зависимости от сложности работы. Экспертиза обуви обходится в 700 - 800 рублей, техники – в 1 000 – 1 500 рублей. Хотя в частных организациях цена может доходить и до 6 – 7 тысяч рублей.

Дело еще вот в чем. Наши эксперты могут бесплатно вас проконсультировать: если они, осмотрев товар, видят, что это непроизводственный брак, – вам об этом устно сообщат. Если же на глаз специалист определить качество товара не может либо обнаруживает производственный брак - тогда уже необходимо будет заплатить за экспертизу, чтобы получить официальное экспертное заключение. То есть в большинстве случаев эксперт может вам сказать итог экспертизы еще до ее проведения, чтобы вам не пришлось зря тратить деньги. Однако, если производственный брак доказан, - стоимость экспертизы вам обязан возместить продавец товара.

- А если продавец согласится отремонтировать камеру, а она вновь сломается?

- Тогда вы снова будете иметь выбор: заменить, получить деньги или еще раз отремонтировать.

- Здравствуйте, это Екатерина. Мы всегда покупаем продукты в павильоне рядом с домом - это что-то наподобие рынка. Чеки на молоко и хлеб вообще никогда не дают! Имеем ли мы право вернуть просроченный товар?

- У продавцов, работающих на едином налоге, есть право не иметь кассового аппарата. Однако по требованию покупателя они должны представить какой-либо другой документ - например, товарный чек. То есть отсутствие чека не является препятствием к возврату или обмену товара. Однако сложность в том, что не все продавцы признают, что вещь приобретена именно у них. Если вы купили просроченные продукты - можете написать нам заявление или позвонить, и мы отправим в этот торговый комплекс общественную комиссию. У нас есть право составить акт и отослать его в Управление Роспотребнадзора или написать заявление в прокуратуру. Вы должны указать, часто ли встречается товар с просрочкой, когда вы сделали покупку, и оставить ваш телефон.

- «Прямая линия»? Вас побеспокоила Елизавета Тимофеевна. Мы приобрели телевизор в крупной сети магазинов и сертификат, согласно которому гарантийный срок продлен еще на год - до ноября 2010 года. В течение полутора лет он ломался уже трижды - и все время одна и та же деталь! Мы обратились в магазин, чтобы вернуть свои деньги, но нам отказали.

- Согласно Закону «О защите прав потребителей», вне зависимости от того, есть гарантия на товар или нет, вы имеете право обратиться с претензией к продавцу.

- Я обратилась, но мне ответили отказом - прислали письмо. Говорят, у нас еще действует сертификат, телевизор на гарантии, поэтому нужно делать ремонт.

- Гарантия не является основанием для отказа. Единственной обоснованной причиной может быть поломка техники по вашей вине. А мастерская, в которой вы до этого ремонтировали телевизор, давала вам какое-либо заключение?

- Нет, ничего. Я и туда уже с претензией обращалась!

- Они обязаны дать вам заключение по итогам ремонта. А продавец может назначить экспертизу товара. Но вы должны потребовать этого в письменной форме!

- Марина звонит. Я купила туфли, через пять дней обнаружился излом в месте сгиба. В магазине забрали обувь на экспертизу и сказали, что позвонят и сообщат об ее итогах. Я правильно поступила?

- Сейчас туфли в магазине?

- Да.

- Гарантийный срок на них есть?

- 30 дней, поэтому я и обратилась в магазин, когда обнаружился брак.

- Пока не закончился гарантийный срок - экспертизу назначает продавец. В этом случае представители магазина повели себя правильно. Но к сожалению, большинство потребителей не знают законодательства. Если бы вы перед тем как вернуть туфли, обратились к нашим юристам, то узнали бы, как лучше поступить в подобной ситуации. Не надо было отдавать обувь продавцу! Почему? Допустим, экспертиза покажет, что обнаружен механический брак, а не производственный. Как вы сможете доказать, что повредили обувь не вы, а сотрудники магазина или мастерской? По письменному требованию покупателя он может участвовать в проведении экспертизы, назначенной продавцом.

- А вообще установлены сроки, в которые должна проводиться экспертиза?

- Для возврата денег - 10 дней. Сложную технику меняют добровольно в течение 7 дней, с проведением экспертизы - в течение 20 дней.

- А если я буду не согласна с результатами экспертизы?

- Другой эксперт назначается только в судебном порядке.

Областное общество защиты прав потребителей расположено по адресу: ул. Серова, 32, 2-й эт., тел: (3812) 41-37-26, 41-32-43.