Премия Рунета-2020
Самара
+26°
Boom metrics
Общество30 декабря 2020 4:20

«Ни есть, ни спать не могла, все думала о несчастной малышке»: как и почему волонтеры из Тольятти спасают чужих детей

У каждой из этих женщин – свои семьи, дети, хлопоты. Но при этом они находят время и силы, чтобы защитить чужих малышей от жестокости и равнодушия со стороны взрослых
Свою группу в соцсетях волонтеры назвали "Право на счастье"

Свою группу в соцсетях волонтеры назвали "Право на счастье"

Фото: Предоставлено "Комсомолке"

Ангелину морила голодом родная мать, Аню избил отчим, 3-летнего Никиту мамаша оставила одного в подъезде на несколько часов. Всем этим детям помогают тольяттинские волонтеры. Сначала их объединил общий чат в соцсетях, потом они создали группу «Право на счастье», а в этом году подали документы на создание некоммерческой организации (НКО). Потому что поняли: они реально могут помогать, и чтобы их воспринимали всерьез, нужно и самим стать серьезнее. Корреспондент «КП-Самара» поговорил с женщинами, для которых нет чужих детей, чтобы узнать, как они стали волонтерами, зачем им это и как окружающие относятся к их деятельности.

Татьяна Солдатенкова: готова помочь каждому

Татьяна – риелтор, у нее пятеро детей: старшему сыну уже 20, младшему – 10 месяцев. Татьяна признается: всегда всем вокруг помогала – то продукты покупала нуждающимся, то детские вещи раздавала семьям с малышами.

- В 2017 году знакомая мне говорит: живет у них в селе семья с детьми-близнецами, мама с малышами не гуляет, мальчишку она еще иногда видит в окошке, а девочку – нет. У меня аж все в душе всколыхнулось, - вспоминает Татьяна Солдатенкова. - Решила я к этой семье сходить с двумя подружками, чтобы узнать, может, помощь какая нужна. В квартиру мама Надежда М. нас пустила, внутри стоял запах перегара, было грязно, картофельные очистки валялись среди банок с соленьями плесенью. Ужасная картина. Навстречу нам вместе с мамой мальчишка выбежал – любопытный такой, приветливый. За ними какая-то тень в сторону метнулась, я не разглядела, кто это был.

Татьяна Солдатенкова с мужем сейчас воспитывают пятерых детей

Татьяна Солдатенкова с мужем сейчас воспитывают пятерых детей

Фото: Предоставлено "Комсомолке"

Был ноябрь, холодно уже, в доме были включены обогреватели, а проводка – старая, того и гляди полыхнет. Татьяна с подружками стали интересоваться: как помочь? Это везде у вас по дому провода поменять нужно? Пока осматривали их, как-то незаметно прошли в комнату, где стоял диван, на котором кто-то лежал, прикрытый сверху одеяльцем.

- Я приподняла одеяло, а там она: худенькая, прозрачная, избитая, маленькая – одни глаза, и вся одежда в фекалиях. Я ужаснулась, тем более, что девочка была одного возраста с моим сыном. Ее мать после этого сразу начала на нас кричать и выгнала прочь, - так Татьяна впервые увидела Ангелину.

Женщина пошла в сельский медпункт: по ее словам, там сразу поняли, о какой семье идет речь, но заявили, что дети на учете стоят в Жигулевске и заниматься ими никто не будет. Дальше она отправилась в полицию, но и там сочувствия не встретила:

- Там мне сразу сказали: вы чего лезете? Это не ваше дело! Мы сейчас вообще протокол напишем на вас, что вы незаконно к ней в жилое помещение проникли, а может быть, и украли у них что-то, - рассказывает Татьяна. – В органах опеки отреагировали адекватнее: заверили, что ситуацию взяли на контроль, все будет хорошо. И я поверила. Тем более, что в соцсетях увидела: Надежде сделали ремонт в доме, мебель подарили, одежду и игрушки для детей. Казалось, что все хорошо.

В 2017 году волонтеры уже били тревогу, когда обнаружили девочку в таком виде

В 2017 году волонтеры уже били тревогу, когда обнаружили девочку в таком виде

Фото: Предоставлено "Комсомолке"

А в 2018 году Ангелина попала в больницу в крайнем истощении. Так стало известно, что на самом деле в семье к девочке лучше относиться не стали, и дело было вовсе не в финансовых тредностях.

Екатерина Удельнова: не смогла пройти мимо

У Екатерины свой интернет-магазин игрушек и сын с дочкой 6 и 7 лет. В 2018 году они попали в больницу, у обоих детей было воспаление легких. Туда же поступила Ангелина с бабушкой. У девочки все тело было в синяках, выбиты передние зубки, более того, в 2 года и 8 месяцев она весила всего 8,2 кг.

- Мы увидели ее в общем коридоре. Она была, как привидение: маленькая, худенькая, прозрачная, молчаливая девочка. Женщины, которые были с ней в одной палате, рассказывали, что она закрывала голову руками, когда к ней бабушка подходила и вообще казалась испуганной, рядом с ней, - вспоминает Екатерина Удельнова. - До этого волонтерством я не занималась, а тут всю ночь не спала, все думала, чем можно помочь этой малышке.

Екатерина Удельного не смогла пройти мимо чужого ребенка, которому нужна была помощь

Екатерина Удельного не смогла пройти мимо чужого ребенка, которому нужна была помощь

Фото: Предоставлено "Комсомолке"

Этой же ночью кто-то опубликовал в соцсетях фотографию Ангелины, вкратце описал ее состояние и попросил привезти ей хотя бы горшок: горе-мамаша не смогла собрать для дочери в больницу все необходимое.

- Под этим постом в интернете началось бурное обсуждение, самые активные девочки создали общий чат, мы стали там договариваться, как собрать денег для Ангелины, что ей купить, чем помочь, куда обратиться. Начали с органов опеки и ДПН, потом ходили к депутатам, ездили в село, где мама девочки жила. Но нас все в ответ только запугивали. Мне, например, сказали что-то типа: за свою семью бы переживали, мы ведь и к вам с проверкой прийти сможем. Я парировала: да приходите, пожалуйста, в любое время, мне скрывать нечего. А некоторые девочки испугались. Так из 26 человек нас через несколько месяцев осталось восемь, - говорит Екатерина Удельнова.

Александра Штемпелева: никогда не сдается

Александра Штемпелева тоже раньше работала риелтором, сейчас сидит в декрете, у нее двое детей: старшей дочке 17 лет, младшей – три годика.

В 2018 году девочка попала в больницу с многочисленными травмами

В 2018 году девочка попала в больницу с многочисленными травмами

Фото: Предоставлено "Комсомолке"

Волонтеры говорят: именно она нашла в себе силы продолжить борьбу за Ангелину, когда у других уже опускались руки. Возможно, все благодаря тому, что для нее-то волонтерство не было в новинку: со школы она помогала одиноким старикам и инвалидам. А в 2017 году, когда на всю страну прогремела история про убийство 3-летней Олеси Шовкун в Хабаровске, вступила в группу памяти, которую создала группа активистов на Дальнем Востоке и вместе с ними добивалась достойного наказания для родителей-убийц: матери в итоге дали 16 лет колонии, ее сожителю – пожизненное.

- Муж сначала к моему волонтерству относился отрицательно, говорил «Зачем тебе это надо? Занимайся своими детьми», - признается Александра Штемпелева. - Я его спросила: «А как ты можешь спокойно спать, понимая, что происходит такое? Я вот не могу». Со временем муж смирился. Тем более, что старшая дочка, видимо, пойдет по моим стопам. Сейчас она учится на социального педагога, в будущем мечтает стать детским психологом.

Александра Штемпелева обратилась за помощью к волонтерам из Всероссийского движения «Защитим детей», вместе с ними они составили обращение в Следственный комитет.

Александра Штемпелева волонтерством занимается со школы

Александра Штемпелева волонтерством занимается со школы

Фото: Предоставлено "Комсомолке"

- Когда после полугода безрезультатных обращений во все инстанции по поводу Ангелины у многих стали опускаться руки, а на нас никто не реагировал, стало казаться, что систему победить невозможно, и все бесполезно. Я спать не могла, есть не могла, все думала: как так, неужели ребенка вернут такой матери? Тогда я стала подбадривать девочек, искать другие выходы – мы привлекли СМИ. Это подействовало, поднялась шумиха, девочки воспряли. Главный двигатель – Марина – тоже, после этого ее уже было не остановить, - сейчас о тех трудностях Александра Штемпелева уже вспоминает с улыбкой.

Марина Федотова: вечный двигатель

Марина Федотова работает парикмахером-колористом, у нее двое детей, сейчас с мужем они ждут рождения третьего.

- Мое волонтерство началось с Ангелины. Я помню этот день: 31 июля 2018 года я увидела в соцсетях пост про нее, внизу были сотни комментариев, я включилась в обсуждение, а 1 августа уже села в машину и рванула в село: с мамочкой встретиться не удалось, зато я пообщалась с соседями, с главой поселения, органами опеки. Стало понятно, что семья действительно неблагополучная, более того, похожая ситуация в 2017 году была. Органы опеки отреагировали нервно: вы кто такие, вам что – больше всех надо? – вспоминает Марина Федотова. – Но когда я увидела Ангелину, ее тоненькие ручки и ножки, то не могла больше жить спокойно, внутри все как будто перевернулось.

Марина Федотова может быть очень настойчивой, когда ей что-то нужно

Марина Федотова может быть очень настойчивой, когда ей что-то нужно

Фото: Предоставлено "Комсомолке"

Волонтеры ставили перед собой цель – добиться, чтобы Ангелина улыбалась и была счастлива. И цель достигнута. Малышку и ее брата у матери забрали, Надежду М. лишили родительских прав, признали виновной в истязании дочери и дали условный срок. Ее дети сейчас живут у своего дяди – он оформил все необходимые документы, чтобы стать им по-настоящему родным, в том числе с точки зрения государства.

- Недавно я была у них в гостях, и увидела, что они счастливы, - радуется Марина Федотова. – Миша первый подбежал обниматься, Ангелина подошла с деловым видом: «Ну давай, обнимай меня», дядя их всем нашим волонтерам варенья передал. Именно для этого мы и делаем то, что делаем.

Конечно, не все истории заканчиваются благополучно. Более того, не все подопечные согласны с тем, что им нужна помощь – тогда волонтеры обращаются за помощью к органам опеки и в СМИ. Число обращений в «Право на счастье» все увеличивается, сейчас у волонтеров около десятка подопечных.

Волонтерам то и дело приходится общаться не только с органами опеки, но и со следователями

Волонтерам то и дело приходится общаться не только с органами опеки, но и со следователями

Фото: Предоставлено "Комсомолке"

- Сейчас мы оформляем НКО, я буду руководителем, - рассказывает Марина Федотова. – Если честно, мы хотим большего: в будущем мечтаем открыть кризисный центр для женщин и детей. Сейчас в Тольятти есть один такой, но, чтобы попасть туда, нужно собрать множество справок. Мы бы хотели, чтобы женщина или ребенок в опасной ситуации могли туда приехать в любое время дня и ночи без многочисленных формальностей. Есть дети, которые в 7-8 лет сбегают из дома, где их избивают. Пусть лучше они будут с нами, чем ночуют в подвалах или заброшенных зданиях. Мы хотим сотрудничать с органами опеки, психологами, юристами и полиции – чтобы оперативно помогать всем, кто в этом нуждается. И надеемся, что мы сможем достигнуть с ними взаимопонимания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В Тольятти трехлетний малыш несколько часов просидел в подъезде, прикованный к коляске

Соседи говорят, что его мать в это время была пьяная и валялась в траве во дворе дома. Разбираемся, что произошло (подробности)

Предновогоднее чудо: в Самарской области дети, которых морила голодом родная мать, обрели семью

Брата и сестру из дома малютки забрал их двоюродный дедушка, он и раньше готов был ухаживать за малышами, но ему запрещали (подробности)

В Самарской области 11-летняя девочка заменила мать младшим братьям и сестрам

В сентябре она попала в центр реабилитации, что не так с ее семьей сейчас разбираются следователи (подробности)