Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Авто27 июня 2017 11:00

Дискоболь! Ремонт дисков – как это делается

Ремонт литых дисков: стоит ли овчинка выделки?
Ремонт дисков – дело хлопотное: он требует не только специализированного оборудования, но и особых навыков

Ремонт дисков – дело хлопотное: он требует не только специализированного оборудования, но и особых навыков

Фото: Кирилл БРЕВДО

Одна хорошая яма – и машина теряет былую удаль и товарный вид. Даже не самая крупная неровность, пройденная на высокой скорости, легко может превратить здоровый автомобиль в инвалида. Более всего страдают колеса: именно на них всегда приходится основной удар. Как правило, в первую очередь гибнет шина, хотя на автомобилях со стальными дисками покрышка может остаться невредимой: энергию удара принимает на себя диск – он мнется, но дает резине шанс выжить. Однако в случае с легкосплавными колесами у шин, как правило, шансов нет. А если удар достаточно сильный, то и сам диск приходит в негодность.

Даже изрядно потрепанные жизнью колеса можно привести в чувство

Даже изрядно потрепанные жизнью колеса можно привести в чувство

Фото: Кирилл БРЕВДО

Вообще повредить колесный диск – пара пустяков. Неаккуратная парковка у бордюра, зачастую «силовая», могут не только оставить отметины на лакокрасочном покрытии, но и внести серьезные поправки в его геометрию. Понятно, если диск раскололся на несколько частей, то здесь уж ничего не попишешь – дорога ему в утиль. В принципе, колеса при значительных повреждениях лучше менять, а не восстанавливать. Однако такая возможность есть не всегда – особенно если речь идет о каких-нибудь редких моделях дисков. Посему приходится заморачиваться с ремонтом.

После дефектации следует определить фронт работ, дабы осознать целесообразность всего мероприятия. Порой действительно выгоднее выкинуть старые колеса и купить новые

После дефектации следует определить фронт работ, дабы осознать целесообразность всего мероприятия. Порой действительно выгоднее выкинуть старые колеса и купить новые

Фото: Кирилл БРЕВДО

При поперечном наезде на препятствие диск из легкого сплава либо гнется, либо трескается, а при встрече с бордюром по касательной он может завернуться в «восьмерку». Если в результате инцидента образовались длинные трещины, особенно в центре диска близ отверстий под крепеж, то вариантов нет – такой диск ремонту не подлежит. А вот не столь серьезные болячки можно попробовать вылечить.

КВАДРАТУРА КРУГА

Незначительные трещины и сколы можно исправить при помощи аргоновой сварки. Правда, это будет в значительной степени косметический ремонт. Дело в том, что в процессе сварки диск нагревается, что приводит к изменениям свойств материала, из которого он сделан. В результате прочностные качества колеса ухудшаются, и риск его повторного повреждения возрастает. Так что сварка аргоном это в некотором смысле экстремальная полумера. Тем не менее, и это метод восстановительного ремонта вполне имеет право на существование. В основном, в тех случаях, когда стоит выбор: подлатать один диск или менять разом все четыре – из-за того, что найти аналогичное колесо на замену не представляется возможным.

Снять старую краску с дисков можно как с помощью ядреной химии, так и за счет пескоструйной очистки поверхности

Снять старую краску с дисков можно как с помощью ядреной химии, так и за счет пескоструйной очистки поверхности

Фото: Кирилл БРЕВДО

Кстати говоря, при серьезных повреждениях обода (вплоть до утраты отдельных фрагментов) благодаря аргоновой сварке можно восстановить его целостность путем наплавления металла: получается этакий шов, который впоследствии можно обработать шлифмашиной и заполировать. Как нетрудно догадаться, недостатки такого метода обусловлены необходимостью нагрева диска, что отнюдь не идет ему на пользу.

Эволюция колесного диска в процессе ремонта

Эволюция колесного диска в процессе ремонта

Фото: Кирилл БРЕВДО

Иногда диски в результате эксплуатации на плохих дорогах становятся, как говорят водители, квадратными – то есть теряют первоначальную форму. При такой деформации может прокатка, к которой обычно прибегают при ремонте штамповок, не поможет: диск из легкого сплава прочнее стального. Посему приходится использовать метод правки, обязательные атрибуты которого – специальный стенд с гидравликой, которая позволяет воздействовать на диск локально со значительным усилием. Кстати говоря, аналогичным способом исправляют и пресловутые «восьмерки».

БЛЕСТЕТЬ ВСЕГДА!

После того, как геометрия диска восстановлена, ему нужно вернуть былой лоск. В принципе, о косметике колес имеет смысл задуматься даже в тех случаях, когда диски абсолютно ровные. Эксплуатация в наших условиях часто приводит к тому, что декоративное покрытие дисков страдает от всевозможной едкой дряни, которой зимой коммунальщики топят лед на дорогах. И даже еще вполне приличные по состоянию колеса с облупленным лакокрасочным покрытием выглядят неопрятно и портят машине весь экстерьер.

Даже порошковая окраска предполагает возможность поэкспериментировать с цветом дисков

Даже порошковая окраска предполагает возможность поэкспериментировать с цветом дисков

Фото: Кирилл БРЕВДО

Диски можно «облить» и обычной автомобильной эмалью, но это не лучший вариант: такое покрытие не слишком устойчиво к механическим повреждениям. Поэтому куда более распространена порошковая окраска, когда на обрабатываемой поверхности образуется полимерная пленка, которая обеспечивает более надежную защиту от внешних воздействий. Существуют различные методы нанесения порошка, но все сводится к тому, что полимеризация происходит под воздействием высокой температуры.

Полировка полок проводится в несколько этапов

Полировка полок проводится в несколько этапов

Фото: Кирилл БРЕВДО

Порошковая окраска не способна дать столь же широкую палитру цветов, как автомобильная эмаль, однако разнообразие оттенков все же довольно велико. Проблема лишь в том, что порошком нельзя покрасить локально.

Результат качественного ремонта – возвращение колесу товарного вида

Результат качественного ремонта – возвращение колесу товарного вида

Фото: Кирилл БРЕВДО

Наконец, финальный этап наведения лоска – полировка полок. Этот процесс сколь прост, столь и трудоемок. Технология незамысловата, однако и здесь для качества работы не помешает специальное оборудование – вручную должного эффекта достигнуть вряд ли получится. Как минимум нужен незамысловатый электроинструмент и набор насадок плюс полировочные материалы. К слову, отдельные умельцы умудряются проделывать подобную процедуру, используя вместо станка… автомобиль. Для этого машина поднимается домкратом, чтобы вывесить одно из ведущих колес, на ступицу устанавливается диск, заводится мотор и включается передача. Все, колесо вращается, полировка идет!

Пожалуй, эффектные колеса – лучшее украшение для автомобиля

Пожалуй, эффектные колеса – лучшее украшение для автомобиля

Фото: Кирилл БРЕВДО

Благодарим мастерскую LutikCustom и компанию SELENA Art Group Company за помощь в подготовке материала.