Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество21 мая 2017 22:00

Проповедники террора угнездились в соцсетях

Используя виртуальное пространство, исламисты пытаются разжечь реальную войну
Даже обычный мессенджер в руках джихадистов может использоваться для организации террористического акта.

Даже обычный мессенджер в руках джихадистов может использоваться для организации террористического акта.

Фото: Евгения ГУСЕВА

За минувшие два месяца теракты, совершенные боевиками ИГИЛ (организация запрещена в России), сотрясли Лондон, Стокгольм, Санкт-Петербург... Игиловцы явно активизировали деятельность в Европе на фоне своих неудач в Сирии и Ираке.

Судя по всему, исламисты меняют тактику: с учетом глобального поражения, которое неминуемо светит им на Ближнем Востоке, лидеры ИГИЛ отправляют своих солдат на «запасные аэро­дромы» в Афганистане, Ливии, Йемене и даже в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Есть и в нашей стране такой регион, куда ИГИЛ уже давно и активно пытается влезть, это Северный Кавказ.

В нынешнем году в Россию возвратилось около 300 наших сограждан, воевавших на стороне террористов в Сирии. Правда, российские спецслужбы сработали четко: 150 вернувшихся джихадистов уже оказались в тюрьме, еще 50 ждут своей участи в судах. Остальные выявлены, на них собираются доказательства для судебного преследования.

Однако даже эти массовые задержания не гарантируют безопасности на улицах российских городов, что показал апрельский теракт в Петербурге. Ведь сегодня в нападениях все чаще используются не специально подготовленные в лагерях ИГИЛ боевики, а сторонники джихада, которые были радикализированы дистанционно у себя дома.

Все это эффект пропаганды, которую ИГИЛ и его сторонники развернули в интернете, в том числе через соцсети.

КУРСЫ ШАХИДОВ ОНЛАЙН

В киберпространстве сейчас насчитывается более 10 тысяч (!) веб-сайтов, через которые распространяется радикальная идеология и практика терроризма. Эта зараза проникла и в популярные иностранные мессенд­жеры (программы для переписки в интернете). Тот же теракт в питерском метро, устроенный 3 апреля выходцем из Киргизии Акбаржоном Джалиловым, был скоординирован эмиссаром ИГИЛ с территории Сирии через сервисы WhatsApp и Telegram. Для связи и вербовки новых сторонников джихадисты также используют Viber и Skype. Например, Рашид Евлоев из Северной Осетии сам связался с кураторами из ИГИЛ через Skype и уехал в Сирию, где его обучили навыкам взрывного дела. По планам исламистов, он должен был вернуться в Россию и совершить здесь несколько терактов, но был обезврежен российскими спецслужбами.

В одном из каналов Telegram (около 1000 читателей) рассказывается о том, как сделать бомбу с максимальным поражающим эффектом. А в других сообщают, как «по воле Аллаха обезопасить себя» во Всемирной паутине и избежать слежки спецслужб. Есть сообщества, где ведется список военных объектов на территории России.

Основной упор в соцсетях, однако, делается на вербовку новых шахидов, готовых умереть за мировой халифат. Всем памятна история студентки МГУ Варвары Карауловой, общавшейся в WhatsApp с законспирированным активистом ИГИЛ и попытавшейся после этого уехать в Сирию. По данным зарубежных источников, в интернет-пространстве насчитывается уже до 10 тысяч экстремистских электронных площадок, из которых на арабском языке только 2 - 3 тысячи. Но это весьма заниженные цифры, ведь, по статистике Национального антитеррористического комитета России, только в 2016 году были обнаружены 26 тысяч экстремистских и террористических интернет-ресурсов. Количество аккаунтов, которые распространяют эту идеологию, вообще не поддается учету - счет идет на сотни тысяч.

КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ?

На Западе уже давно обрубают по требованию правоохранительных органов всю анонимность в мессенджерах. Например, Агентство национальной безопасности США контролирует большую часть трафика этих сервисов, причем не только в Америке, но в других регионах мира. В Великобритании представители МВД регулярно встречаются с руководством Twitter и Facebook, для того чтобы координировать политику по борьбе с терроризмом.

На Востоке меры традиционно проще и жестче. Китай полностью заблокировал самые популярные американские сервисы, создав собственные аналоги, абсолютно прозрачные для Пекина. По похожему пути идет и Иран, который уже давно планирует создать свою сеть, ограничивающую доступ пользователей к контенту за рубежом.

ОТ ЗАПАДА ПОМОЩИ НЕТ

Западным спецслужбам гораздо проще «расшифровывать» переписку джихадистов, идущую через мессенджеры, благодаря подконтрольности интернет-гигантов. В России о таком остается только мечтать. Поскольку основные интернет-серверы расположены за рубежом, за помощью приходится обращаться к иностранным «партнерам». Однако запросы Генпрокуратуры РФ о предоставлении информации зачастую остаются без ответа.

Например, столичный Басманный суд в рамках расследования уголовного дела о призывах к совершению терактов инициировал «выемку материалов» с серверов Telegram, находящихся в США и Великобритании, но реакции на запрос до сих пор нет и, скорее всего, не будет.

Вот и получается, что международный терроризм - враг общий, но на помощь в борьбе с ним нам рассчитывать не приходится.

КСТАТИ

Доклад Европола: Террористы меняют тактику нападения

Взрыв в питерском метро 3 апреля унес жизни 14 человек. Как не допустить повторения трагедии?

- Прежде всего, надо хорошо знать врага, его методы, чтобы успешно противостоять, - говорит экс-глава Российского бюро Интерпола, доктор юридических наук Владимир ОВЧИНСКИЙ, ныне советник Министра МВД РФ. – Террористом номер один на планете является ИГИЛ (запрещенная в РФ организация.-Ред.) (подробности)