Чиновники обещают: транспорт увезет всех!
Фото: Евгений СВЕТЛЫЙ
Уже который раз под конец года о муниципальном транспорте начинают ходить страшилки. Ситуация сложная: реальная цена билета (тариф) сейчас на уровне 26 рублей. И разницу в 4 целковых городским ПАТП компенсируют из бюджета. Чем выше тариф и больше разница между ним и стоимостью проезда, тем больше денег из казны нужно на компенсацию. На 2017-й, если не увеличивать тариф, нужно найти 700 млн. Таких средств у администрации нет. К тому же ПАТП просят РЭК поднять экономически обоснованный тариф почти до 40 рублей. А, значит, если не повышать проезд, денег нужно еще больше. Чего ждать омичам, «Комсомолка» поговорила с директором департамента транспорта Виталием Масликом.
1. Что будет с проездом?
- Считаю, что говорить о повышении стоимости проезда сейчас рано. Не утвержден бюджет на 2017-й год и не приняты тарифы для ПАТП. От них и будет зависеть ситуация. Но с большой степенью вероятности, до конца года, цена билета, скорее всего, не изменится, – осторожно сказал Виталий Маслик. – На данный момент на компенсацию транспортникам, если оставлять проезд на уровне 22 рублей, не хватает 100 миллионов. Город ищет эти деньги. Что будет, если не найдем? Я бы не хотел сейчас затрагивать эту тему.
2. А если сделать цену билета меньше?
- Многие озвучивают идею сделать проезд по 18 рублей, якобы тогда пассажир пойдет к муниципальным перевозчикам. Но это против всех законов экономики, поэтому что сфера общественного транспорта дотируется в любом городе. Никто не возит пассажиров полным рублем. Всегда часть средств компенсируется ПАТП из бюджета. Чтобы заработать при цифрах в 18 рублей, нам нужно целыми днями возить полные автобусы. Но так не бывает. В Петрозаводске, кажется, уже провели такой эксперимент: снизили цену проезда и все похлопали в ладоши. А через несколько месяцев деньги кончились, и весь транспорт встал. Для любого города транспорт – дорогая игрушка.
3. Грозит ли жителям транспортный коллапс в ноябре?
- Уверен, что ситуация прошлого года, когда большинство наших машин из-за долгов по топливу встали, в Омске не повторится. По текущим платежам с «Газпром нефтью» мы рассчитываемся. Уже отдали 106 млн старых долгов, осталось еще 56 млн вернуть.
4. Что будет, если отдать перевозки только частникам?
- Отказаться от системы муниципального транспорта – самое простое, что могли бы сделать власти. Отдать все в руки частникам и все будет в шоколаде. А если все-таки не будет? Есть конкретные примеры. На маршруты в Омской области зашел коммерсант, который выиграл конкурс. И что? В итоге у него не оказалось денег, и он просто бросил несколько десятков направлений. Я убежден, что на дорогах должен быть выбор. Хочешь – едешь частником, нет – муниципальным перевозчиком. Тогда и стоимость проезда проще сдерживать. Да, у нас она растет почти каждые полгода. Но поймите, в решении увеличивать цену билета или нет – много политики. И все зависит лишь от того, найдут ли власти деньги на сдерживание стоимости проезда.
5. Есть ли выход из транспортного тупика?
- Все спрашивают, что делать. Понятно, что муниципальный транспорт нуждается в развитии. Для этого нужно покупать новый подвижной состав. А это уже совсем другие затраты ПАТП, которые они должны включить в тариф. Но РЭК эти расходы каждый раз исключает. Нас упрекают, что на одном и том же маршруте частник зарабатывает, а мы – терпим убытки. Так все дело в транспорте – у них он средней вместимости, а мы гоняем длинные автобусы. К тому же они платят налогов ровно столько, сколько хотят. Конечно, покупай мы сейчас автобусы, мы бы тоже брали сейчас машины средней вместимости. Сейчас для Омска они актуальнее «гармошек». Муниципальный и частный транспорт не должны конкурировать!
ДОСЛОВНО
- Муниципальный транспорт находится фактически на грани развала, – сказал на последнем заседании горсовета депутат Юрий Федотов, обращаясь к Виталию Маслику. – И порядок не навести, потому что вся система коррумпирована теми деньгами, которые не оплачиваются в бюджет.