Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды26 августа 2016 22:00

Фаина Раневская: «У меня хватило ума так глупо прожить жизнь»

Сегодня гениальной актрисе исполнилось бы 120 лет
Открылась выставка «У меня хватило ума глупо прожить жизнь», посвященная Фаине Раневской.

Открылась выставка «У меня хватило ума глупо прожить жизнь», посвященная Фаине Раневской.

Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА

Хотя сама актриса с большой иронией относилась к высказываниям о ее таланте. «Недавно прочитала в газете «Великая актриса Раневская...» Стало смешно. Великие живут как люди, а я живу бездомной собакой, хотя есть жилище. Есть приблудная собака, но она живет моей заботой. Собакой одиноко живу я — и не долго, слава Богу, осталось. Мне 85 лет».

Записка за авторством Фаины Раневской.

Записка за авторством Фаины Раневской.

Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА

В столичном музее им.Бахрушина открылась выставка «У меня хватило ума глупо прожить жизнь», посвященная актрисе. Фотографии, дневниковые записи, письма и телеграммы, афиши спектаклей впервые в таком полном объеме доступны для публики. Редкий материал взят из фонда Российского государственного архива литературы и искусства, в котором хранится архив Фаины Георгиевны. Ее московской квартиры не сохранилось в том виде, как было при жизни актрисы. Наследников у Раневской не было. Мебель из ее квартиры перевезли в Таганрог на ее родину, чтобы там открыть музей или мемориальную комнату. Но эти планы, похоже, так и остались планами.

Говорят, что стены ее квартиры были завешаны фотографиями и портретами близких и дорогих ей людей. От Пушкина и Толстого до фотографий актеров, наших современников, чьим талантом Раневская восхищалась. Многие с автографами и комментариями Фаины Георгиевны.

Фаина Раневская в 1916 году.

Фаина Раневская в 1916 году.

Несмотря на грандиозный талант и признание — Раневская была включена английской энциклопедией «Кто есть кто» в десятку самых выдающихся актрис ХХ века, она всю жизнь была собой недовольна. «Ужасная профессия, - писала Фаина Георгиевна. - Вечное недовольство собой — смолоду и даже тогда, когда приходит успех. Не оставляет мысль: а вдруг зритель хлопает из вежливости или оттого, что мало понимает? После спектакля мучаюсь тем, что хорошо не играю. Всегда удивляюсь, когда хвалят».

Образ актрисы в кинокартине "Подводное царство" 1942 года, которой не суждено было выйти на экран.

Образ актрисы в кинокартине "Подводное царство" 1942 года, которой не суждено было выйти на экран.

Эти удивительные признания были сделаны ею в пожилом возрасте: «Старость — это просто свинство». О своих сомнениях по поводу выбора профессии она писала более иронично. С юмором рассказывала, как в юности ее не приняли в театральное училище как «неспособную» - не талантливую и некрасивую.

«Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова прелестницу, соблазняющую юного красавца. Действие происходит в горах Кавказа. Я стою на горе и говорю противно-нежным голосом: «Шаги мои легче пуха, я умею скользить, как змея...» После этих слов мне удалось свалить декорацию, изображавшую гору, и больно ушибить партнера. В публике смех, партнер, стеная, угрожает оторвать мне голову. Придя домой, я дала себе слово уйти со сцены.

Роль Раневской в экранизации "Человека в футляре".

Роль Раневской в экранизации "Человека в футляре".

Белую лисицу, ставшую грязной, я самостоятельно выкрасила чернилами. Высушив, решила украсить ее туалет, набросив лисицу на шею. Платье на мне было розовое, с претензией на элегантность. Когда я начала кокетливо беседовать с партнером в комедии «Глухонемой», он, увидев черную шею, чуть не потерял сознание. Лисица на мне непрестанно линяла. Публика веселилась при виде моей черной шеи, а с премьершей театра, сидевшей в ложе, бывшим моим педагогом, случилось нечто вроде истерики… (это была П.Л.Вульф). И это был второй повод для меня уйти со сцены».

С актрисой Мариной Нееловой, фото 1980 года.

С актрисой Мариной Нееловой, фото 1980 года.

Парадоксальные высказывания и афоризмы Раневской, подлинные и те, что ей приписывают, стали крылатыми выражениями и анекдотами еще при жизни актрисы. По этому поводу она тоже делала ироничные замечания: «Еще мне незаслуженно приписывают заимствования из таких авторов как Марк Твен, Бернард Шоу… и даже Эзоп и Аристотель. Мне это, конечно, лестно, и я их поэтому тоже благодарю, особенно Аристотеля и Эзопа.

Меня врач спрашивает: «Как вы спите?». Я говорю: «Я сплю с Пушкиным»… Засыпаю и мне снится Пушкин. Он идет с тростью по Тверскому бульвару. Я бегу к нему, кричу. Он остановился, посмотрел, поклонился и сказал: «Оставь меня в покое, старая б… Как ты надоела мне со своей любовью.

Фаина Раневская в постановке пьесы "Деревья умирают стоя" Московского драматического театра им. Пушкина, 1958 год.

Фаина Раневская в постановке пьесы "Деревья умирают стоя" Московского драматического театра им. Пушкина, 1958 год.

Узнав, что Раневскую не утвердили на роль Василисы Мелентьевны в «Иване Грозном», она пришла в негодование и на чей-то вопрос о съемках этого фильма крикнула: "Лучше я буду продавать кожу с жопы, чем сниматься у Эйзенштейна!" Автору «Броненосца» незамедлительно донесли, и он отбил из Алма-Аты язвительную телеграмму: «Как идет продажа?»

Выставка будет работать с 27 августа по 2 октября. Адрес ГЦТМ им. А.А. Бахрушина: Ул. Бахрушина, 31/12.