Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды9 июля 2016 19:12

От «Зоологии» до зоофилии

Одним из главных лауреатов фестиваля в Карловых Варах стал молодой режиссер Иван И. Твердовский
Режиссер Иван Твердовский. Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Режиссер Иван Твердовский. Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Жюри фестиваля, справедливо именуемого восточно-европейскими Каннами, состояло из мало кому известных кинопрофессионалов. Видимо, поэтому оно вынесло куда более взвешенное решение, чем множество судейских коллегий других фестивалей, включавших в себя мало что соображающих больших звезд.

Главный приз, «Хрустальный глобус» справедливо достался венгерскому режиссеру Саболчу Хайду за изощренно написанную и поставленную ансамблевую семейную драму «Это не лучшее время моей жизни» (It’s Not the Time of My Life). Как всякое настоящее произведение кино, этот фильм трудно описать словами. По сюжету семья одной сестры, не найдя себе места в Шотландии, возвращается в Венгрию, в дом другой сестры. Особого взаимопонимания между ними нет, как нет, впрочем, и особого напряжения. Все действие происходит в одной квартире. Взрослые открываются и закрываются, входят и выходят, обмениваются историями своей жизни, накрывают на стол, дети играют в прятки, воруют деньги, ставят семейные спектакли. Перед глазами зрителя разворачивается живая жизнь, творится живое искусство.

Главный приз, «Хрустальный глобус» справедливо достался венгерскому режиссеру Саболчу Хайду. Фото пресс-службы фестиваля

Главный приз, «Хрустальный глобус» справедливо достался венгерскому режиссеру Саболчу Хайду. Фото пресс-службы фестиваля

Театрального и кинорежиссера Хайду уже сравнивают с Кассаветесом, и он вполне выдерживает эти сравнения. Еще и потому, что Хайду, как и Кассаветес, замечательно играет в собственных фильмах. Жюри очень красиво присудило ему не только главный, но еще и актерский приз.

Кинофестиваль в Карловых Варах называют восточно-европейскими Каннами.

Кинофестиваль в Карловых Варах называют восточно-европейскими Каннами.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Второй по значению спецприз жюри достался самому молодому участнику конкурса Ивану И. Твердовскому, которого Карловы Вары справедливо считают своим открытием: его дебют «Класс коррекции» победил здесь два года назад в молодежной секции «К востоку от Запада», после чего взял еще с полсотни фестивальных наград.

Ситора Алиева (программный директор Кинотавра) и Иван Твердовский. Фото пресс-службы фестиваля

Ситора Алиева (программный директор Кинотавра) и Иван Твердовский. Фото пресс-службы фестиваля

Второй фильм Твердовского, «Зоология», уже повысили до главного конкурса, где он оказался одной из лучших и совершенно точно – самой неожиданной из конкурсных лент. «Зоология» рассказывает о немолодой, замученной жизнью, чересчур интеллигентной работнице зоопарка (Наталья Павленкова), которая никогда бы не догадалась, что она является точно таким же дивным животным, как те, кого она кормит с руки и по долгу службы, если бы однажды у нее не вырос… большой толстый хвост. Этот неожиданный сюжетный ход нужен режиссеру, относящемуся с неподдельным сочувствием к своей героине (что большая редкость в российском кино), для того чтобы сообщить о нашей унылой действительности что-то совсем небанальное, непривычное. Мутация, с одной стороны, превращает жизнь героини в ад (в провинциальной реальности для людей «с особенностями» нет места), а с другой внутренне ее освобождает, дает шанс на какую-то другую жизнь. Другое дело, что надежды чаще всего обманывают, и даже хвост не всегда в состоянии как-то помочь. Фильм-метафора о человеческом одиночестве, которое общество в своей тотальной нетолерантности способно только усилить – оказался универсально понят, принят и вознагражден. Уже сейчас понятно, что «Зоологию» ждет захватывающая фестивальная судьба: после Карловых Вар картину пригласили важнейшие фестивали – от Торонто до Сан-Себастьяна.

Кадр из фильма «Зоология».

Кадр из фильма «Зоология».

Приз за режиссуру отошел словенцу Дамияну Козоле за мрачную «Ночную жизнь» (Nightlife) - аскетично поставленную драму, сюжетно тоже связанную с животным миром. После короткого знакомства с героем – солидным и толстым адвокатом, с виду вполне себе положительным, несмотря на, возможно, непростые отношения с женой и слишком тесные - с порочной клиентурой, режиссер предъявляет нам его истерзанное собаками голое тело, вышвырнутое ночью в центре Любляны. Полиция находит рядом с телом увесистое дилдо и уверяет ни о чем не подозревающую супругу в том, что потерпевший принимал участие в акте зоофилии с покусавшими его собаками. Что там было на самом деле, мы так и не узнаем, хотя режиссер снял свой фильм по мотивам реального дела “догфакеров”. На экране только попытки жены “отмазать” мужа от будущих скандалов и атак прессы. Если он, конечно, выживет, что не факт. Чудовищность всего происходившего заботит ее далеко не столь сильно, как вероятный черный “пиар”. В этом смысле словенский фильм - точное высказывание о мире, утонувшем в пучинах селфи и прочей бессмысленной саморепрезентации, призванной скрыть реальность, место которой отныне только в клозете.

Приз за женскую роль достался чешской актрисе Жужане Мауреры за роль в главном зрительском хите фестиваля «Учительница» (по-чешски – «Учителка»). Главная героиня – учительница русского и словацкого языков в эпоху «развитого социализма» с его дефицитом, двойной моралью и лозунгом «ты – мне, я – тебе», заменявшим кодекс строителя коммунизма. Поэтому ничего удивительного в том, что при знакомстве с учениками учительница прежде всего интересуется должностями их родителей, которые будут именовать ее за глаза «коммунистической свиньей».

Кадр из фильма «Учителка».

Кадр из фильма «Учителка».

Их положение в обществе работница народного образования напрямую связывает с успеваемостью детей. Кто-то делает прическу пани учителке, кто-то чинит ей лампу, кто-то встает в шесть утра, чтобы выстоять за нее очередь, а кого-то она даже рассматривает в качестве любовного интереса. Тем же, кто посмел ослушаться владычицу парт и тетрадок, не выполнил ее волю, приходится несладко. Не видать им пятерок по русскому языку. Взбрело, например, в голову пани Драздеховой передать с самолетом торт собственной выпечки сестре в Москву, а отец одной девочки не смог выполнить этого невинного пожелания – и вот девочка стала получать по русскому одни двойки.

Внятный режиссер Ян Хржбейк снял отличную ретрокомедию нравов - вполне себе в духе рязановского «Гаража». Примерно то же самое время действия - начало 80-х. Родительское собрание, как и собрание пайщиков гаражного кооператива, являет срез общества - разные характеры по-разному проявляются по отношению к постигшему их несчастью. Им может стать сокращение мест в гараже или террор несносной учительницы, благодаря умелой манипуляции и связям взявшей в оборот целую школу.

Кадр из фильма «Коллектор».

Кадр из фильма «Коллектор».

В параллельном конкурсе «К востоку от Запада» победил фильм грузинского режиссера Русудан Глуржидзе «Дом других», чье действие происходит после грузино-абхазской войны. Участник того же конкурса, фильм «Коллектор» Алексея Красовского заработал приз федерации средиземноморских кинокритиков FEDEORA. Наших актеров, даже больших звезд, практически не знают за рубежом, и критиков совершенно потряс содержащийся в «Коллекторе» бенефис Константина Хабенского, об актерском таланте которого они узнали именно из этого кинофильма. В виду отсутствия режиссера, приз за него получила Ситора Алиева, программный директор «Кинотавра» - фестиваля, на котором состоялась российская премьера картины.