Премия Рунета-2020
Россия
Москва
0°
Boom metrics
Звезды9 мая 2016 19:51

Канны-2016: Русский «Ученик» и карта звездного неба

11 мая на французском Лазурном берегу открывается один из самых престижных кинофестивалей мира. Российское кино представлено картиной Кирилла Серебренникова «Ученик» и мультипликационной короткометражкой Гарри Бардина «Слушая Бетховена»
Кадр из фильма Кирилла Серебренникова «Ученик».

Кадр из фильма Кирилла Серебренникова «Ученик».

Два пункта в нынешнем каннском раскладе шокируют сразу. Во-первых, это зашкаливающее, малоприличное, хотя уже и традиционное количество французских картин в официальной программе.

В прошлом году их было пять, это были худшие фильмы конкурса, и им по недоразумению достались чуть ли не все основные призы.

В этом году их уже шесть (один из них снят на английском, два сделаны не французами, но тем не менее все они гордо несут флаг Франции). «Персональный покупатель» Оливье Ассаяса со звездой «Сумерек» Кристен Стюарт, «Тихая заводь» Брюно Дюмона с Жюльетт Бинош, «Это всего лишь конец света» канадца-франкофона Ксавье Долана со всеми звездами французского кино от Марион Котияр до Венсана Касселя, «Каменная болезнь» Николь Гарсия с той же Котияр и Луи Гаррелем, вещь под названием «Стоять вертикально» Алена Жироди, новый эротический триллер «Она» Пола Верхувена с 63-летней Изабель Юппер. Добавим сюда ирано-французский «Продавец» Ашгара Фархади и бельгийскую «Незнакомку» братьев Дарденнов с французскими артистами в главных ролях— и получим добрую треть конкурса. И хотя есть надежда на то, что в целом французская программа будет сильнее, чем в прошлом году (это не сложно), все равно налицо, мягко говоря, некоторый перебор.

Кадр из фильма «Она» Пола Верхувена.

Кадр из фильма «Она» Пола Верхувена.

Второе удивление - на редкость слабое жюри. С фигурой его председателя, Джорджа Миллера, смириться легко, хотя это и не тот кинематографист, чье мнение о кино имеет непререкаемый вес в индустрии. О существовании Миллера забыли на долгие десятилетия, пока он ни напомнил о себе год назад здесь же, в Каннах, очередным

«Безумным Максом», после чего прозвучал на «Оскарах», хотя и остался ненагражденным. Его коллеги по цеху Арно Деплешан и только что получивший «Оскара» венгр Ласло Немеш тоже не вызывают возражений. Но основной костяк жюри в этом году, как и в прошлом, составляют актеры — в количестве сразу пяти человек. Жюри прошлого года при всем желании нельзя было назвать высокоинтеллектуальным, зато по фотогеничности оно било наповал - в него входили Джейка Джилленхол, Сиенна Миллер, Софи Марсо.

В жюри вошла Ванесса Паради - знаменитая разве что своим недавним разводом с Джонни Деппом.

В жюри вошла Ванесса Паради - знаменитая разве что своим недавним разводом с Джонни Деппом.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

В этом году его и в особой фотогеничности не упрекнешь. 80-летний Дональд Сазерленд — несмотря на все заслуги, типичный свадебный генерал, Ванесса Паради почти ничего не сделала в кино и знаменита исключительно разводом с Джонни Деппом, итальянка Виктория Голино не принадлежит не только к числу звезд первой величины, но и просто к категории хороших актрис. Относительно актуальными исполнителями можно назвать американку Кирстен Данст («Меланхолия») и датчанина Мадса Миккельсена — ими бы вполне можно было и ограничиться.

Как показывает опыт, жюри, в которых доминируют актеры, как правило, выносят не самые взвешенные решения. Что нарешают Паради и Голино, честно говоря, даже страшно представить.

Кадр из фильма «Светская жизнь» Вуди Аллена.

Кадр из фильма «Светская жизнь» Вуди Аллена.

Общеизвестно, что Каннский фестиваль — мероприятие для кинематографических генералов. Сюда десятилетиями приглашают одних и тех же, иногда — для разнообразия — кому-нибудь из них отказывая (тогда это вызывает скандал, чему тоже всегда рада каннская администрация). В этом году вроде бы отказали дважды обладателю «Золотой пальмы» Кустурице. «Вроде бы» - потому что сам Кустурица сначала устроил скандал, а потом передумал и заявил, что его новый фильм с Моникой Белуччи не был готов (это обычная отговорка тех, кого «отсеяли»). Зато все остальные ветераны на месте — и Педро Альмодовар, и Джим Джармуш (даже с двумя фильмами — игровым и документальным об Игги Поппе), и Кен Лоуч, и дважды лауреаты «Золотой пальмы» братья Дарденны. И никогда не участвующий в конкурсах Вуди Аллен с очередной комедией «Светская жизнь». Его фильмом Каннский фестиваль открывается уже в третий раз. Именно это и называется «ленивой селекцией».

Россия предcтавлена картиной Кирилла Серебренникова «Ученик». Фото: постер фильма

Россия предcтавлена картиной Кирилла Серебренникова «Ученик». Фото: постер фильма

В числе режиссеров среднего поколения, тоже вошедших в каннскую номенклатуру и потому - на автомате - в селекцию: румыны Кристиан Мунджу и Кристи Пуйю, датчанин Николас Виндинг Рефн, южный кореец Парк Чан-вук, американец Джефф Николс.

Из актуальных молодых режиссеров, впервые принимающих участие в конкурсе, - немка Марен Аде и бразилец Клебер Мендонка Фильо. Ни одного дебюта в основном конкурсе нет.

Американское кино представлено в каннском конкурсе традиционно слабо: помимо судебной драмы Джеффа Николса «Ловинг» (о реальной семейной паре, брошенной в тюрьму в 1958 году за то, что муж был белым, а жена — черной), в нем участвует новый фильм Шона Пенна «Последнее лицо» с Шарлиз Терон в главной роли.

Главную роль в российском «Ученике» исполняет 21-летний выпускник Школы-студии МХАТ Петр Скворцов.

Главную роль в российском «Ученике» исполняет 21-летний выпускник Школы-студии МХАТ Петр Скворцов.

В прошлом году ни одной российской картины не было представлено в Каннах ни в одной из программ. В этом году в престижную конкурсную программу «Особый взгляд», считающейся второй по важности после основного конкурса (у нее свое жюри под предводительством актрисы Марты Келлер), вошел фильм Кирилла Серебренникова «Ученик». Это экранизация знаменитого спектакля Серебренникова «(М)ученик», номинированного сразу на пять премий «Золотая маска». И один из первых фильмов, произведенных молодой компанией Hype Production продюсера Ильи Стюарта без копейки государственных денег. Главный герой — мальчик Веня (Петр Скворцов), неожиданно для одноклассников и загруженной на трех работах матери (Юлия Ауг) из обычного трудного подростка превращающийся в религиозного фанатика. Веня начинает жить, сверяя каждый свой шаг с Библией, относясь к написанным 2000 лет назад словам намного серьезнее, чем это принято в современном обществе. Ему противостоит учительница биологии (Виктория Исакова), исповедующая принципиально научный взгляд на вопросы мироустройства. Сшибка этих характеров и мировоззрений не может не вышибить искру конфликта — актуального далеко не только для современной России.