Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Экономика31 января 2016 22:00

В стране еды полно, почему она до стола не доходит?

Наш корреспондент продолжает изучать парадоксы импортозамещения
Родные отечественные куры вырастают из импортных цыплят, купленных за доллары. Вот вам и рост цен.

Родные отечественные куры вырастают из импортных цыплят, купленных за доллары. Вот вам и рост цен.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Новороссийский порт загадочная структура. Здесь всем командует, как я понял, пресс-секретарша Сенько. Если она решила, что не имеет смысла гендиректору разговаривать с журналистом, то так тому и быть. «И вообще к нашему гендиректору запись людей на недели вперед. Присылайте вопросы письменно, мы вам ответим».

По наивности мне казалось, что ныне, в эпоху санкций, порт практически не работает и грузчики в карты дуются. Оказалось – наоборот! Грузчики от усталости еле переставляют ноги. Сейчас здесь на терминалах столпотворенье грузовиков. Пытаются из России вывезти все, что можно. За морем резко поднялся спрос на всякий товар российский, благодаря, конечно, рублепадению. Если еще недавно у нас за доллар можно было купить, условно, кило пшеницы, то ныне за тот же доллар можно купить уже 2 кило. И толпы заморских коммивояжеров (жуликов и барыг, по-нашему) хлынули черной тучею на Святую Русь, дабы ее пограбить в тяжкую для рубля годину. Барыги идут по фермерам и за стаканом виски склоняют их продавать зерно, овощи, рыбу, мясо по ценам чуть выше тех, что дают в России. Ну а когда к тем фермерам едут российские перекупщики, фермеры подымают планку. Зачем продавать за 100 рублей Ивану, если Ганс покупает аж за 110. Поэтому цены у нас и выросли. А мировая биржа в купе со спекулянтами старается еще больше обрушить рубль, дабы еще дешевле скупить все наше и поскорее вывезти. Но сил мировой флотилии пока что не достает. Машины с российским грузом по нескольку суток стоят у порта и ожидают очереди. Такая же, надо думать, сейчас картина от Находки до Петербурга.

На зерновом терминале завел разговор с водителями. Жалуются на портовых выжиг, которые предлагают пролезть без очереди за деньги. Жалуются и на своих коллег водителей, у которых тяжеловозы с общею массою - тонн под 80! Таких здесь много. По закону вес автомобиля с грузом не должен превышать 40 тонн 800 кило. Если весы покажут на 100 килограммов больше, водителя должны наказать огромным штрафом, поскольку тяжеловозы весьма губительны для дорог российских.

ВЗЯТКИ ГЛАДКИ

- А как же, - спрашиваю, - пропускают такие фуры под 80-то тонн?

- Так взятки, чо…, - ответили мне ребята и объяснили схему. Законопослушный водитель везет 25 тонн и за вычетом трат на горючее получает чистыми тысяч 10 рублей. Непослушный водитель потратит горючего только немного больше, и его прибыль составит тысяч под 30. Если он едет сюда, например, с Ростова, то он два раза заплатит взятки на весовых контролях по 3 тысячи. И еще несколько раз «отстегнет» гаишникам по 500 рублей.

- Хорошо, ребята, вот вы перегруз не возите?

- Нет, не возим.

Сотни фур стоят в Новороссийском порту в очереди - продавать зерно за границу ныне выгодно.

Сотни фур стоят в Новороссийском порту в очереди - продавать зерно за границу ныне выгодно.

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- Откуда тогда вам известны размеры взяток?

- Так они ж по дороге по рациям все переговариваются. И мы все слышим: кому, где и сколько дают.

- Ну вон там, - показываю рукой, - пост ГАИ стоит. Прямо там берут?

- Нет, - говорят водители, - на этом посту как раз не берут. Тут другая система. Вон там на горке стоят барыги, которые продают накладные на перегруз. Это такая филькина грамота, которая для ГАИ пароль. Покажет ее постовому, и у того никаких вопросов. Эти барыги с накладными никого не боятся, у них сильная крыша. Они даже на сайтах предлагают свои липовые бумаги.

- Хорошо, но ведь и в самом порту вас тоже взвешивают?

- Взвешивают, но когда едет хапуга с перегрузом, весы отключают. …Оно бы и ладно, но нам обидно. Вот только недавно сделали хорошую дорогу к Новороссийску, а эти на перегрузах её уничтожат за год.

- Так что ж вы не соберетесь и не потребуете у того же генерального директора порта, чтобы он прекратил запускать хапуг с перегрузом?!

- Ага, собирались мы тут недавно. Десять человек собралось, остальные рукой махнули, мол, связываться – дороже. Ну вышел к нам один портовый начальник. Что, говорит, не нравится? Ну так и не ездите сюда больше! Вот и весь разговор. Кому жаловаться?

- Вот я не даю взятки принципиально, - рассказывает один из водителей, - но тут недавно у меня перегруз зерна случился, фермер неправильно рассчитал. Перегруз – 160 кило. Как я их не просил, оштрафовали на 15 тысяч рублей!

- Ну так могли бы выбросить на обочину эти полтора центнера, – размышляю я.

- Мог бы, но жалко, пшеница ведь.

Стоят и ждут разгрузки.

Стоят и ждут разгрузки.

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

ДАЖЕ ИЗ КРЫМА ЗЕРНО ВЕЗУТ

Подошел я к одной из огромных фур, которая, как мне сказали, весит с грузом тонн 80. Представился.

- Нет-нет, я с прессою не сотрудничаю, - говорит водитель.

- Сколько тонн там у вас загружено? – спрашиваю его.

- Двадцать пять, - отвечает тот, не моргнувши глазом, и закрывает дверь.

Остается лишь верить на слово.

Возможно, водители наговаривают на честных гаишников и других служащих? Сам не видел, не могу подтвердить. Но так как данную информацию мне передали человек десять, думаю, что она нуждается в серьезной проверке компетентными службами.

- А что, - спрашиваю, других парней, - ныне зерна в порт везете больше, ежели чем раньше?

- В разы! – отвечают те. – Причем зерно дорожает резко. Кукуруза еще летом стоила 6 рублей, а сейчас уж 12. Дорожает зерно подсолнечника, и пшеница подорожала. А значит скоро и цены на хлеб подскочат. Вот, довели страну! (Дальше не для печати). …Сейчас все распродадим буржуям, а после у них же обратно купим, только уже в три дорога!

Тут рядом затормозила фура с жовто-блокитным цветом.

- Во, даже хохлы привезли зерно! – указывает мой собеседник.

- Какой я тебе хохол?! - я с Крыма! – кричит из окна водитель

- …Гы-гы! Ну чо там у вас в Крыму?

- Хреново у нас в Крыму, но лучше, чем раньше было…

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Анна БОДРОВА, эксперт аналитического центра «Альпари»:

Мы можем совершенно безболезненно поставлять пшеницу за границу

- В прошлом году рубль потерял 45% своей стоимости. Это сделало экспорт из России более конкурентоспособным. Зерновые экспортеры действительно чувствуют себя крайне комфортно из-за девальвации рубля. Они могут варьировать цены и давать скидку на продукцию там, где ранее даже не стали бы обсуждать эту тему. И все равно остаются в плюсе.

Поэтому российские зерновики сейчас активно двигают на мировом рынке других игроков. Сейчас цена российской пшеницы является самой низкой за пять лет и составляет около 179 долларов за тонну. Она дешевле американской примерно на 20 долларов. Поэтому именно сейчас наши фермеры занимают доминирующее положение.

Конечно, помимо девальвации рубля, на руку сыграл хороший урожай в прошлом сезоне. Он оказался примерно на 10 - 12% лучше, чем годом ранее. Насчет экспорта в ущерб внутреннему рынку - мы можем это делать абсолютно безболезненно. Наши запасы - 61,5 млн. тонн. Это перекрывает все наши потребности. А экспортирует Россия примерно треть от всех запасов (22 - 23 млн тонн).

Тем более, чтобы немного охладить пыл экспортеров, Минсельхозом была введена экспортная пошлина на пшеницу. Она начинает работать при курсе выше 60 рублей за доллар. Главная ее цель - нивелировать выгоду экспорта при падении рубля. Чем ниже падает рубль, тем выше будет цена зерна на экспорт в долларах. Такая мера позволит избежать дефицита и роста цен на зерно и хлеб внутри страны.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Кто будет кормить Россию в эпоху турецких санкций?

На днях одна благородная дама с тревогою сообщила мне, что в элитных магазинах Москвы пропала икра кабачковая, которой питаются аристократы для удержанья тела в пристойных рамках. Продавщицы сказали даме, что причина тому – санкции на турецкий продукт (подробности)