Премия Рунета-2020
Омск
+13°
Boom metrics
Общество27 августа 2015 12:27

Их работа - безопасность на самых сложных «перекрестках»

Источник:kp.ru

Фото: Предоставлено рекламодателем

С начала этого года на переездах омского участка Западно-Сибирской железной дороги предотвращены 13 случаев ДТП по вине водителей автотранспорта. Все организаторы этих чрезвычайных ситуаций остались живы и здоровы исключительно благодаря профессионализму дежурных по переездам.

Множество раз останавливаясь на железнодорожных переездах, наблюдая, как рядом с путями стоит человек в оранжевом жилете с желтым флажком, мало кто даже на десятую долю процента может представить, насколько сложна и ответственна работа дежурного. Накануне омские журналисты получили возможность узнать об этой профессии не только от первого лица, но и на собственном опыте. В рамках профилактического месячника «Внимание: переезд!» западно-сибирские железнодорожники организовали акцию «Дежурный по переезду - испытано на себе!» На час представители печатных и электронных СМИ сменили сферу деятельности и под контролем настоящих дежурных узнали некоторые профессиональные секреты. Своими глазами увидели работу людей, обеспечивающих безопасность движения поездов, автотранспорта и пешеходов на железнодорожных переездах.

Фото: Предоставлено рекламодателем

- В прошлом году в России зафиксированы 149 ДТП по вине водителей автотранспорта, грубо нарушивших ПДД при пересечении железнодорожных переездов. Последний инцидент произошел на неохраняемом переезде Юго-Восточной дороги: КамАЗ врезался в поезд Москва - Белгород. А буквально за неделю на соседнем перегоне повторилась подобная ситуация, но уже с водителем «Вольво», в результате которой состав сошел с рельсов, - привел вопиющие факты начальник Омского отдела инфраструктуры ЗСЖД Василий Балацун. - У нас таких случаев в этом году не было, но в прошлом в четырех ЧС на железнодорожных переездах пострадали четверо человек, двое скончались.

Обеспечение безопасности движения поездов - главная задача дежурных по переезду. И задача эта, на мой дилетантский взгляд, непомерно сложная.

Началось знакомство журналистов с работой дежурного с вводного инструктажа, а затем всех доставили на переезды. Представители «Комсомолки» отправились на объект с официальным названием «Ж/д переезд 9 км. 3-й главный, ул. Ишимская», что на старой Московке.

Погружение в профессию тоже началось с инструктажа. Дежурный по переезду Юрий Порядко и бригадир пути Андрей Пуолаккайнен рассказали, с чего начинается каждая рабочая смена дежурного. А начинается она с осмотра переезда. Дежурный должен тщательно осмотреть пути на участке 50 м в каждую сторону от переезда. Проверить закрытые заградительные устройства, работу радио и телефонной связи с машинистом и диспетчерами, наличие сигнальных приспособлений, их количество и техническое состояние.

А кроме того, проверить наличие ограждения на выходе на пути, специального инвентаря, исправность ручного заграждения шлагбаумов. Через несколько минут после начала нашего общения внутри небольшого помещения переезда снаружи раздается резкий звонок. Это автоматический сигнал, сообщающий о приближении поезда. К слову, на этом переезде сигнальный звонок звучит с интервалом буквально в несколько минут - поезда идут практически сплошным потоком. Как только поезд приближается, Юрий на полуслове прерывает разговор с нами, потому что дежурный не имеет права ни на что отвлекаться, пока состав не пройдет. Затем он записывает номер поезда и наличие красного сигнала на хвостовом вагоне. Если такой сигнал отсутствует - необходимо принять немедленные меры по остановке поезда, поскольку это может означать расцепку состава.

Поезд прошел - продолжаем процесс обучения и узнаем, что каждый час дежурный измеряет температуру воздуха и рельса. Температурный контроль необходим для регулирования нормальной работоспособности пути на стыковых участках. По регламенту РЖД дежурный всегда встречает поезд в очках во избежание травм глаз при прохождении состава. Машинист обязательно приветствует дежурного из окна локомотива. Машет рукой и дважды подает звуковые сигналы при проходе через переезд.

Фото: Предоставлено рекламодателем

Особый раздел в правилах работы дежурного - действия в нестандартных ситуациях. На стене в красном углу висит соответствующий регламент. В начале рабочей смены каждый дежурный обязательно повторяет регламент, потому что от этого зависит жизнь людей. Если, к примеру, через пути едет грузовик с лесом и на переезде бревна рассыпаются, или на рельсах заглохнет автомобиль, дежурный моментально должен включить заграждение, связаться с машинистом по радиосвязи - сообщить о ЧС и двигаться навстречу поезду. После остановки состава необходимо связаться с дежурным по станции и диспетчером пути. А когда переезд будет освобожден, сделать запись в специальном журнале. Кстати, таких специальных журналов на переезде несколько штук - и в каждом фиксируют те или иные события и факты ежедневной работы железнодорожников. Причем ни один из этих фактов нельзя упустить.

За последние два года на этом переезде серьезных ЧС не было. Правда, иногда фуры на крутом повороте за переездом неудачно вписываются в него и задевают заградительные столбики. Об этом дежурный обязательно сообщает диспетчеру и заносит информацию в журнал. А в целом, по словам железнодорожников, - привычная повседневная работа.

Но она для них привычна. Непосвященный человек, как, например, мы с фотографом, просто опешили от объема знаний и навыков, которыми должен владеть дежурный. Добавьте к этому безупречную дисциплину, аккуратность, способность быстро принимать верные решения и брать на себя ответственность - получится список обязательных профессиональных качеств дежурного по переезду. А еще здесь недопустима лень. К примеру, на этом переезде дежурному за смену в прямом смысле слова некогда присесть. Если он не встречает поезд, то убирает территорию, повторяет регламент или заполняет журналы. И ни в одном из этих действий нельзя допустить промаха, потому что от твоего внимания и ответственности зависят человеческие жизни.

О своих впечатлениях могу сказать одно: после этой необычной и очень познавательной акции лично для меня профессия дежурного по переезду пополнила список самых уважаемых и престижных.