Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-2°
Boom metrics
Общество15 июня 2015 13:45

Фотограф из Петербурга отправилась в Европу по следам Суворова

Ольга Рачковская прошла по маршруту альпийского похода великого полководца
Ольга прошла Альпы по следам Суворова

Ольга прошла Альпы по следам Суворова

Фото: Тимур ХАНОВ

«Меня прогоняют в Швейцарию, чтобы там уничтожить», - так о походе через Альпы писал Александр Суворов. Полководец понимал, что там солдат будет подстерегать опасность со стороны врагов и природы.

Спустя два века фотограф и журналист из Петербурга Ольга Рачковская добровольно отправилась в горы по следам великого русского полководца и рассказала корреспонденту нашей газеты много интересного об Альпийском походе 1799 года.

УРОК РУССКОЙ ИСТОРИИ НА ШВЕЙЦАРСКОЙ ЗЕМЛЕ

Фото: Ольга РАЧКОВСКАЯ

Фото: Ольга РАЧКОВСКАЯ

В 2008 году во время визита в Швейцарию Ольга познакомилась с человеком, который знал историю Суворова лучше, чем любой русский. Именно это вдохновило ее на «альпийский поход».

- Мои друзья договорились о встрече с Каспаром Ринером-Штуром. Он живет в Эльме и собирает все, что связано с Суворовым. Он купил и на свои деньги восстановил дом постройки 1771 года, где ночевал полководец. Рассказы Каспара стали для меня уроком русской истории на швейцарской земле. Уроком под открытым небом в исторических декорациях. Вернувшись домой, я нырнула в эту тему, и выйти из нее было уже невозможно, - говорит Ольга.

Путешественница прошла 64 «суворовских» места во время своих посещений Швейцарии. В течение одиннадцать лет она была восемь раз в этой стране и суммарно находилась там пять месяцев.

ПОНТЕ ТРЕЗА

Фрагмент дома Пеллигрини, где Суворов дегустировал граппу. Фото: Ольга РАЧКОВСКАЯ

Фрагмент дома Пеллигрини, где Суворов дегустировал граппу. Фото: Ольга РАЧКОВСКАЯ

Первая швейцарская деревня на пути армии Суворова. Здесь русская армия вошла на территорию Швейцарии 15 сентября. В доме Витторио Пеллигрини на первом этаже находился ресторан. Суворов останавливался здесь и дегустировал граппу.

- В Понте Треза заведующий Историческим архивом, Нико Регетти любезно ответил на мои вопросы, и показал место, где раньше пролегал деревянный мост, по которому шла армия Суворова. Этого моста сегодня не существует. Но сохранилась старая улица Strada Regina. Она очень узкая, как там могли пройти 20 тысяч солдат? Нико Регетти показал и дом Витторио Пеллигринни, который стоит до сих пор на главной улице Виа Лугано, 9. И на первом этаже там по-прежнему ресторанчик.

БЬОДЖИО

Бокалы, из которых пил Суворов. Фото: Ольга РАЧКОВСКАЯ

Бокалы, из которых пил Суворов. Фото: Ольга РАЧКОВСКАЯ

Во времена Суворова в Бьоджио жила семья Стаффери. Хозяин дома Джузеппе Стаффери пригласил Суворова с великим князем Константином, который тоже принимал участие в походе, в гости и угощал их тичинским вином. Ольга познакомилась с потомком семьи Стаффери - Джованни Стаффери. - Когда мы встретились, он показал старинные хрустальные бокалы, из которых пил Суворов. Эту семейную реликвию бережно хранят в семье Стаффери на протяжении многих лет и передают из поколения в поколение.

БЬЯСКА-ПЕРЕВАЛ ЛУКМАНИЕР-ДИЗЕНТИС-ПЕРЕВАЛ ОБЕРАЛЬП-АНДЕРМАТ

По этой дороге шел корпус генерала Розенберга, чтобы ударить в тыл французам и соединиться с основными силами русской армии.

- Об этом маршруте реже говорят, так как Суворова здесь не было. Очень жаль, но об альпийском походе здесь ничего не напоминает.

ПЕРЕВАЛ СЕН-ГОТТАРД

- Суворов пошел через Сен-Тоггард, чтобы скорее соединиться с корпусом Римского-Корсакова, который стоял в Цюрихе. Встреча должна была состояться в Швице. Армия Суворова штурмом взяла Сен-Готтард 24 сентября. На перевале находился Приют «Хоспис», в котором жили монахи-капуцины. Суворов попросил их отслужить благодарственный молебен. По его просьбе были преданы земле и трупы павших при атаке. На этом перевале и сегодня стоит «Часовня павших», где захоронены останки погибших солдат и офицеров русской и французской армий. Эту информацию я уточнила у директора музея на Сен-Готтарде Карло Питерпостена.

Часовня павших. Фото: Ольга РАЧКОВСКАЯ

Часовня павших. Фото: Ольга РАЧКОВСКАЯ

Благодаря стараниям барона Эдуарда Александровича Фальц-Фейна на Сен-Готтарде появился памятник Суворову.

- Эдуард Александрович удивительный человек - русский дворянин, меценат, один из самых известнейших наших соотечественников за рубежом. В 2012 году он отметил 100-летний юбилей. Многие годы он занимается сохранением памяти о Суворове и Альпийском походе. Он организовал фонд, который собрал 160 тысяч франков в Швейцарии на создание памятника. С установкой была большая проблема, потому что Швейцария держит нейтралитет. Швейцарцы против любых памятников военным деятелям. Но барону удалось найти компромисс. Суворов здесь без военных регалий и формы со швейцарским проводником Антонио Гамбой. Памятник установлен к 200-летию перехода Суворовым через Альпы. Скульптор – Дмитрий Тугаринов.

ЧЕРТОВ МОСТ

Чертов мост. Фото: Ольга РАЧКОВСКАЯ

Чертов мост. Фото: Ольга РАЧКОВСКАЯ

К мосту вел туннель. Французы были убеждены, что русские прорваться здесь не смогут. Но Суворов отправил в обход позиций неприятеля своих солдат – через отвесные скалы и горную реку Ройс. Увидев их над собою, французы начали отступать. И основные силы прошли через туннель, взяли Чертов мост и перебрались по нему, несмотря на то, что он был взорван врагом.

Мало кто знает, но сейчас в этом месте есть российская территория.

- В октябре 1892 года князь Сергей Михайлович Голицын предложил соорудить на Сен-Готтарде памятник павшим воинам и взять на себя все расходы и заботы по сооружению монумента. Но швейцарцы не сразу согласились на это предложение, объясняя свой нейтралитет. Согласие удалось получить только через год, а открыли его к столетию похода.

Российская территория у Чертова моста. Фото: Ольга РАЧКОВСКАЯ

Российская территория у Чертова моста. Фото: Ольга РАЧКОВСКАЯ

Он представляет собой выбитый в скале крест. В 1893 году коммуна Урзерн передала России территорию у памятника. Вообще я таких Альп, как у Чертова моста, нигде не видела. Честное слово, чертово место. Там такие страшные скалы – какие-то кусачие. Смотря на эти отвесные скалы, изумляешься, как могли взобраться на них русские люди, привыкшие только к равнинам.

АЛЬТДОРФ

Дорога до Альтдорфа сопровождалась боями.

Интерьер дома, где работал Суворов. Фото: Ольга Рачковская

Интерьер дома, где работал Суворов. Фото: Ольга Рачковская

- Суворов въехал в Альтдорф 26 сентября к вечеру и остановился на ночлег в доме, где жил городской судья Стефан Яух. Сейчас он принадлежит фонду Яуха. Часть интерьера дома сохранилась в своем первоначальном виде с умывальником с цинковой чашей, крючками для одежды, и круглой печью, облицованными изразцами, которая стояла еще при Суворове.

КИНЦИГ-КУЛЬМ

В Альдорфе Суворов узнал, что союзники дали ему карту с дорогой на Швиц по берегу Фирвальштетского озера, которой на самом деле не было. Поэтому он поменял маршрут и отправился через перевал Кинциг в долину реки Муота, где узнал, что Римский-Корсаков разбит.

- В кабинке канатной дороги я поднялась на станцию, от которой надо было идти пешком до перевала часа два, но был страшный туман. Ни дорог, ни гор не видно – все в молоке. Я зашла в ресторанчик на станции, и официант спросил меня: «А что вы тут делаете в такую погоду?». Я сказала, что пришла на свидание с Суворовым. Он посмеялся, и сказал: «Вряд ли сегодня оно у вас не состоится». Станцию могли отключить, поэтому пришлось спускаться вниз.

СНЯТЬ ШЛЯПУ ПЕРЕД СУВОРОВЫМ

- Мы поговорили не о каждом суворовском месте в Швейцарии. После того, как я прошла по суворовским местам, у меня была только одно желание - снять шляпу перед полководцем. Представить сегодня эти райские места в качестве театра военных действий очень сложно. Альпийский поход стал тяжелейшим испытанием для армии Суворова. Этот поход бессмертен, поэтому его помнят уже более 200 лет. Швейцарцы бережно хранят память о нашем общем историческом наследии. Читателям газеты я желаю, чтобы у вас состоялась настоящая встреча с Суворовым. Возможно, тогда мы начнем больше уважать свою историю.

Автор проекта «Альпийский поход Суворова. Прошлое и настоящее» выражает глубокую признательность и благодарность швейцарцам - Хельмуту Буесу, Пие Тодорович-Редаэлли, Джованни Стаффери, Оливеру Нивергельт, Марианне Емельяновой, Нине Бергер, Маргарет Магистра, Лизе и Матео Наполитано, Кандиде Виллемсэ-Маташи.

Лекции о походах разных путешественников можно послушать в лектории имени Шокальского Русского географического общества совершенно бесплатно.