Премия Рунета-2020
Омск
+18°
Boom metrics
Общество6 апреля 2015 5:54

Брат погибшей на «Полесье» омички добился реального срока начальнику, отправившему судно в роковой рейс

Но адвокат осужденного рассчитывает, что его клиент попадет под апрельскую амнистию [комментарии пострадавших, силовиков и юриста]
Андрея Шмитбергера заключили под стражу в зале областного суда

Андрея Шмитбергера заключили под стражу в зале областного суда

Фото: Андрей КУТУЗОВ

Областной суд ужесточил наказание одному из виновников крушения теплохода «Полесье» - бывшему начальнику службы пассажирских перевозок Омского речпорта Андрею Шмитбергеру.

Единственной, кто подала жалобу на решение Ленинского районного суда, назначившего мужчине условный срок, оказалась 82-летняя Александра Васильевна Лацо. Случившаяся на Иртыше трагедия унесла жизнь ее внучки. Саше Лацо, которую назвали в честь бабушки, было всего 20 лет. Она самая юная из тех, кто погиб 17 августа 2013 года (катастрофа унесла жизни 6 человек, десятки получили ранения).

Формально апелляцию подала не сама Александра Васильевна. В силу возраста и сильно пошатнувшегося после трагедии здоровья пенсионерка не выходит из дома. Поэтому всеми судебными делами занимается ее представитель - внук. 32-летний Максим живет сейчас в Нефтеюганске. Именно он потребовал назначить Шмитбергеру максимально возможный срок - 10 лет колонии.

Мужчина приезжал в Омск и на заседания по делу капитана теплохода Ратько, который в момент столкновения с баржей был пьян. И когда суд дал тому 4,5 года, подавал жалобы. Но пока все их отклонили, в том числе в Верховном суде, но Лацо продолжает бороться.

Александра - самая юная из тех, кто погиб в той катастрофе. Фото: соцсети

Александра - самая юная из тех, кто погиб в той катастрофе. Фото: соцсети

Подал он и иски о компенсации морального вреда. Но после того как суды постановили, что эти заявления будут рассматриваться в гражданском порядке, еще туда не обращался.

- А бабушке мы стараемся вообще об этом особо не говорить, чтобы лишний раз не травмировать, - признался внук.

Лацо говорит: погибшая двою-родная сестра для него как родная. Когда Саше было 13 лет, умерла ее мама. А так как отца у нее не было, родители Максима удочерили племянницу и забрали ее к себе.

Валера и Саша были на "Полесье" вместе. Фото: соцсети.

Валера и Саша были на "Полесье" вместе. Фото: соцсети.

После окончания школы Александра поступила в ОмГУПС и переехала в Омск к бабушке.

- Последний раз мы виделись незадолго до трагедии - в начале августа 2013-го на даче у родителей, - вспоминает Максим. - Александра была со своим парнем Валерой. Они планировали пожениться. Продали старую квартиру, вложили деньги в новостройку. Через два месяца уже собирались туда заехать… Они и на «Полесье» были вместе.

26-летний Валерий Доминов не любит вспоминать тот день. Нам рассказал, что о гибели невесты ему сообщили, когда он лежал в БСМП. У парня были черепно-мозговая травма, компрессионный перелом позвоночника и сломан нос. Месяц он пролежал в стационаре, потом еще полгода был на больничном. И продолжает лечиться до сих пор.

Перед трагедией молодая пара планировала свадьбу и собиралась перезжать в новую квартиру. Фото:соцсети

Перед трагедией молодая пара планировала свадьбу и собиралась перезжать в новую квартиру. Фото:соцсети

ДОСЛОВНО

«Пустить пьяного в рейс равносильно тому, что дать ему в руки автомат!»

Парень погибшей Валерий ДОМИНОВ:

- И капитан, и тот, кто его выпустил в рейс, - оба виноваты. Во время заседаний они давили на жалость, говоря, что у них есть дети, семьи. А у всех остальных, кто был на теплоходе, как будто их нет?! Я не знаю, как можно было выпустить в рейс человека, видя, что он пьян, и отдавая отчет, что он все-таки везет не дрова, а людей. Но человек сознательно на это пошел.

Считаю, даже те сроки, что они получили, - это туфта. Обоих нужно было посадить в колонии строгого режима. Причем их судили по статьям с формулировками «повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Да как «по неосторожности»? Отпустить в рейс пьяного - равносильно, что дать ему автомат и сказать: «Стреляй!»

СПРАВКА «КП»

По версии обвинения, именно Шмитбергер 17 августа 2013 года выпустил в рейс капитана «Полесья» Юрия Ратько, хотя знал, что он был пьян. Но понимая, что если отстранит капитана, то произойдет задержка, а то и отмена рейса, он не стал этого делать. Штимбергера в районной суде приговорили к 3 годам условно. Наверное, он так бы и продолжил работать в речпорту охранником, если бы семья Лацо не подала жалобу в облсуд.

ОФИЦИАЛЬНО

«Мы требовали 5 лет колонии»

Прокурор апелляционного отдела уголовно-судебного управления облпрокуратуры Анна ОПАЛЕНКО:

- Адвокат подсудимого просил оправдать его подзащитного ввиду отсутствия состава преступления. Однако суд оставил его жалобу без удовлетворения. В то же время я поддержала доводы апелляционной жалобы потерпевшей, посчитав чрезмерно мягким наказание, назначенное райсудом. И предложила назначить Шмитбергеру наказание в виде 5 лет колонии общего режима. В итоге коллегия Омского областного суда назначила ему наказание в виде 3 лет.

Александру назвали в честь бабушки. Фото: личный архив семьи Лацо.

Александру назвали в честь бабушки. Фото: личный архив семьи Лацо.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

«Ожидаем апрельскую амнистию»

Адвокат осужденного Олег ЛЮБУШКИН:

- Главный аргумент обвинения заключается в том, что Шмитбергер, видя, что капитан пьян, не отстранил его от управления судном. Однако наш основной тезис заключается в том, что капитан зашел на борт трезвый. А пил на борту. Причем пил очень серьезно, добавив к этому каких-то психотропных средств. Это в экспертизе написано. Поэтому-то, когда случилась авария, от капитана и разило спиртным. Это отметили и потерпевшие, и сотрудники полиции, которые его задерживали.

Экспертиза, на которую мы ссылались, показала, что в 21 час, когда проходило медосвидетельствование, Ратько находился в легкой степени опьянения. Но за 8 часов алкоголь «сгорел». Поэтому мы настаивали и в суде первой инстанции, и на апелляции, что надо было спросить эксперта, какая степень опьянения была у Ратько на момент случившегося. Так как ответа на этот вопрос не было.

Также мы настаивали на том, что, изрядно выпив, Ратько отдал штурвал практиканту. Поскольку все люди, которые связаны с речным портом, в том числе сам Шмитбергер, говорят, что такого рода столкновение могло произойти в ясный день лишь из-за того, что капитан либо уснул за штурвалом, либо поставил рулить другого.

- Собираетесь обжаловать приговор облсуда?

- Кассационная инстанция вряд ли будет заниматься чем-то революционным. Поэтому на сегодняшний момент наиболее реальные ожидания связаны с постановлением об амнистии к 70-летию Победы. Ее как всегда объявят в конце апреля. И думаю, что статья, по которой осудили Шмитбергера, может попасть под нее. У него же считается «деяние по неосторожности». Так как он не хотел, чтобы наступили такие последствия. Если же статья не попадет под амнистию, будем думать, что делать дальше.

Максим - двоюродный брат Саши, но она была для него как родная. Фото: личный архив семьи Лацо.

Максим - двоюродный брат Саши, но она была для него как родная. Фото: личный архив семьи Лацо.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Помимо Ратько и Шмитбергера должен был понести ответственность и гендиректор порта»

Брат погибшей Максим ЛАЦО:

- В любом случае реальный срок - это хоть какой-то результат. Но думаю, со стороны Шмитбергера однозначно будет подана кассация. Поэтому это еще неокончательное решение. Но я считаю, что помимо Ратько и Шмитбергера должен был понести ответственность и их непосредственный руководитель - тогдашний гендиректор речного порта Василий Данилов. Потому что он допустил тот беспредел, что царил на его предприятии. А в этой ситуации он вышел сухим из воды.

Заметим: сейчас экс-руководитель речпорта, при котором случилась трагедия, возглавляет региональный фонд «Жилище».